Тема 16. Проблемы социальной философии
Социальную философию можно определить как:
· составную часть философии, изучающую взаимоотношения между обществом и человеком;
· философию общественного прогресса;
· знание о бытии общества.
Интерес к общественному бытию человека – постоянная тема обсуждения в философии. Платон связывал модель идеального государства с теорией идей, Августин рассматривал общество, «град земной», в свете «града Божьего». В Новое время Гоббс и Локк разрабатывают концепцию общественного договора (договорная концепция государства).
Позитивизм (Конт, Спенсер) с его ориентацией на научное знание способствовал вычленению из философий; специальной науки об обществе - социологии, которую интересуют понятия социального института, структура общества и т.п. Философия жизни и феноменология привели к становлению социологии повседневности.
Сегодня представляется возможным выделение следующих философских подходов к определению общества:
· «От природы к обществу», суть которого определяется натуралистическим подходом (подчеркивается особая роль географических и демографических факторов развития общества);
· Психологизм-общество конструируется по образу и подобию индивида, а сам индивид рассматривается изолированно от общественных условий;
· Концепция социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс). Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает действующее лицо с другими субъектами. Каждый индивид частично «запрограммирован» существующими социальными нормами, он оценивает альтернативы, принимает решения и добивается их исполнения. Все Общество выступает как система социальных действий;
· Теория предметного действия (К. Маркс). Общество есть совокупность общественных отношений, которые определяются собственностью на средства производств: в продуктах труда в результате производственной кооперации следы индивидуального как бы «смываются», поэтому за появление общественного ответственен символический характер деятельности множества людей, обменивающихся продуктами своей деятельности;
· Лингвистическая. Если язык есть главная отличительная черта человека, то он определяет и лицо общества. Общество выступает как коммуникативно-дискурсивное целое, которое возможно лишь там, где торжествуют открытость, демократичность, критичность. Общественная жизнь предполагает некоторую «сверхличную» жизнь и в философии XX в., появляется понятие «интерсубъективность» - это особая реальность, складывающаяся при взаимодействии людей и располагающаяся в поле «Я-Ты-Другой».
Проблема взаимоотношения человека и природы.Под природой в широком смысле слова понимается вся Вселенная, объективная реальность, весь материальный мир. Она характеризуется целостностью, бесконечностью, вечностью.
Природа в более узком понимании - это географическая среда, часть природы, с которой общество взаимодействует. Это наша планета Земля и ее составляющие:
· литосфера (земная кора и верхняя часть мантии), которая содержит в себе полезные ископаемые и имеет особый органический слой - почву, создающую условия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных;
· атмосфера (газопаровая оболочка вокруг Земли), функцией которой является защита человечества от влияния открытого космоса, в состав которой входит жизненно необходимый для существования всего живого кислород;
· гидросфера - водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой, во взаимодействии осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;
· биосфера - сфера существования живых организмов («оболочка Земли, наполненная жизнью», целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животный мир, являясь необходимым условием (и средством) существования людей.
Характеристики экологического кризиса:
1.В результате вмешательства происходит нарушение равновесия в природных процессах, естественные взаимосвязи внутри экологических систем разрушаются.
2.Природа не справляется с антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественные возможности (сама численность людей угрожающе увеличивается: при существующих темпах к 2150-2200 гг. достигнет 60 млрд. человек – предельное число, которое способна прокормить Земля)
3.Разрушение природы начинает носить необратимый характер (озоновые дыры, возможность «ядерной зимы», парниковый эффект и т.д.).
Специфика глобальных проблем.Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым «глобальным проблемам», которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным государством. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.
Экологические проблемыв настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. Деятельность человечества по освоению природы носит в последнее столетие необратимо разрушительный характер. Экологическую катастрофу можно предотвратить только через осознание обществом своей ответственности за состояние среды своего обитания и выработку четких правовых норм, ограничивающих антропогенное воздействие на природу, обязательных для всех стран.
Война и мир. С середины XX века проблемы войны и мира перестали носить локальный характер. Вопрос стоит кардинально: «Быть или нет быть человечеству вообще». Это связано с появлением и распространением ядерного оружия, которое способно уничтожить все живое на Земле. Серьезной проблемой, чреватой началом третьей мировой войны, являются региональные конфликты и кризисы, порождающие гражданские войны, мировой терроризм, национальный и религиозный экстремизм уже в мировом масштабе.
Демографическая проблема.Демографический фактор (рождаемость, смертность, плотность и миграция населения) оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах. Демографическую проблему пытаются решить в развивающихся странах, осуществляя государственную политику контроля (сокращения) над рождаемостью, в развитых - наоборот, поощрением рождаемости. Однако, результаты в этом направлении неутешительны.
Рекомендуемая литература:
Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1998.
Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философии. М., 2000.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.
Мир философии. М., 1991.
Момджян К.Х. Социум Общество. История. М., 1994.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 637;