Тема 13. Проблема сознания в философии
Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.
Термин сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими.
Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание, и то, что называлось сознанием. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм, антропоцентризм Нового времени, марксизм сформировали разное понимание сознания. В свою очередь, от того, как представляли себе его люди той или иной эпохи, зависело формирование образа мира, понимание нравственности, политики, искусства.
Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект. Другая же сторона - умение человека сосредоточиться внутри себя, направляя свой взор на внутренний мир — не была проработана.
В культуре христианства произошло важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Начиная с Августина Блаженного, сознание рассматривается как такое сознание, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек создан по образу и подобию Божьему, а потому должен строить свой жизненный путь по библейским заповедям. Христианство вводит в структуру сознания понимание времени с позиций вечности.
В Новое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало мировоззрение антропоцентризма. Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме «Бог умер». Человек освободился от власти и опеки Божественного, перестал признавать свою принадлежность двумя мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только из природы, согласившись впоследствии с теорией Ч. Дарвина о происхождении человека от обезьяны.
Диалектико-материалистическая концепция сознания связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Их позиция по вопросу о природе сознания сформулирована так: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием...а бытие людей есть реальный процесс их жизни». К. Маркс сформулировал идею вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и, прежде всего - экономическими. Не сознание конституирует мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие.
Вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, О. Фогт, М. Молешотт) полагали, что мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Они считали, что мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. Сведение сознания к физиологическим реакциям организма характерно и для такого направления как бихевиоризм (Р. Уотсон). И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов и дали возможность понять психику как систему активной деятельности, которая развивается под влиянием внешнего мира, как опережающее отражение. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами коры головного мозга и заканчивается ответной деятельностью организма.
В XX века исследования в области сознания акцентируют внимание на скрытых детерминантах сознания. З. Фрейд исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное.
В современном мире третьего тысячелетия коммуникативные цепочки разорваны, связь поколений, межпоколенное общение уничтожены, информационное пространство состоит из полного хаоса, по каналам которого «бродят отрывки сообщений, не зная ни точного адресанта, ни источника». Современные эстеты толкуют сознание как поток речепроизводства и текстопроизводства, миссия которого состоит в том, чтобы послания ниоткуда передать неизвестно кому и куда.
Рекомендуемая литература:
Лойфман К. Я. Мировоззренческие штудии: Избр. работы. Екатеринбург, 2002.
Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии, 1990. - № 9-10.
Мамардашвили М.К. Философия как сознание вслух М 1991.
Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике языке М., 1999.
Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия Ростов н/Д., 1988.
Молчанов В. Одиночество сознания и коммуникативность знака // Логос. 1997. - № 9.
Патнэм X. Философия сознания. М., 1992.
Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
Суворов О.В. Сознание и абсолют: Философский трактат. М., 1999.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Юнг К. Проблема души современного человека// Это человек. Антология. М., 1995.
Тема 14. Проблема познания (гносеология)
Гносеология- учение о познании (от греч. - знание, учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности.
Познаниев самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Познание - это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления(формы чувственного познания).
Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь. Истина - цель познания, она же предмет исследования, важнейшая категория гносеологии (теории познания). Под истиной понимается соответствие наших знаний о мире самому этому миру. Истинные знания объективны по своему содержанию, поскольку они отражают объективную реальность. Следует различать абсолютную (полную) и относительную (неполную) истину. Несоответствие наших знаний о мире самому этому миру есть заблуждение. Процесс познания движется от абсолютного заблуждения к абсолютной истине, никогда не достигая ее целиком. В каждой точке этого движения наши знания являются одновременно и относительной истиной и относительным заблуждением. Под ложью понимается преднамеренное или непроизвольное искажение истины.
Практика как критерий истины.Основным критерием истины является практика, понимаемая как предметная деятельность людей, т.е. деятельность, которая осуществляется с помощью материальных предметов или процессов и которая направлена на преобразование естественных или общественных объектов воздействия. Важнейшие виды практики: производственная, общественная, научный эксперимент. Практика как критерий истины не является абсолютным критерием, т.е. таким критерием, который способен превратить полученные знания в догму. Кроме основного, существуют вспомогательные (вторичные) критерии истины: принцип простоты и непротиворечивости теории, принцип красоты и изящества, принцип эффективности практического использования знаний. Вторичные критерии не заменяют основного - практику, а дополняют его.
Особенности научного знания.Научные знания - это знания, получаемые в результате изучения природы, общества и человека методами науки. Особенностями научных знаний являются:
· общезначимость: научные знания не зависят от индивидуальных особенностей познающего субъекта, места и времени получения знаний;
· систематичность: научные знания получают выражение в теориях и учениях, обладающих признаком целостности;
· достоверность: научные знания содержат объективную истину о предмете научного познания;
· рациональность: научные знания доказательны с позиций рационального, логического мышления.
Рекомендуемая литература:
Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.
Бутенко А.Д. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.
Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.,1990.
Загадка человеческого понимания. М., 1991.
Канке В.А. Философия. М., 1997.
Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1978.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
Микешина А.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
Теория и жизненный мир человека. М., 1995.
Философия и методология науки. М., 1996.
Французова Н.П. Методология научного познания. М., 1996.
Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой деятельности. СПб., 1993.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1038;