Философское учение о материи. Движение, пространство и время.
Материя в переводе с греческого означает «строительный лес». Философское учение о материи можно проследить во всей истории западной мысли
1. Наивный материализм. В античной натурфилософии материя отождествлялась с конкретно-чувственными ее проявлениями: вода, воздух, апейрон, атомы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит).
2. Механистический материализм. Достижения классической механики стали рассматриваться как универсальные. Материя рассматривалась как вещество, состоящее из молекул и атомов (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк).
3. Диалектический материализм. Связан с научной революцией начала ХХ века – с квантово-релятивистскими представлениями о физической реальности.
Наиболее общепризнанным в современном материализме стало определение В.И. Ленина, данное в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909).
Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В определении существенными являются три момента:
· главное свойство материи - быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания;
· материя- это абстракция, а не конкретный объект или вещь. Материя существует в многообразии своих проявлений (природа, общество, явления, процессы и т.д.);
· материя - познаваема. Человек познаёт окружающий: мир с помощью ощущений, восприятий, разума.
Материя обладает рядом свойств, без которых, она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство и время.
Движение – это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Движение есть любое изменение. Формы движения материи – механические, физические, химические, биологические и социальные.
Пространство – это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство нашего мира имеет три измерения (длина, широта, высота), и потому его называют трехмерным.
Материя постоянно изменяется и эти имения проходят во времени.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний материальных систем.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:
· Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
· Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие (Аристотель, Лейбниц, Гегель).
Проявление времени и пространство различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время.
Так, например, психологическое время связано с его психическими состояниями, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.
Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считается также, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).
Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для XX века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовало социальное пространство и неимоверно ускорило бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов.
Рекомендуемая литература:
Введение в философию. Учебник для вузов. М., 1989. Ч. 2.
Доброхотов Л.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1993.
Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое миропонимание: диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии, 1992. - № 12.
Концепции современного естествознания (под ред. проф. СИ. Сомыгина). Ростов-на-Дону, 2002.
Мир философии. М., 1991. Ч. 1,2.
Мотрошилова Н.В. Бытие //Вопросы философии, 1989. - № 4.
Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.
Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.51986.
Спиркин А.Г. Философия. М.,2002.
Философский словарь. М., 1991.
Хрестоматия по философии. М., 1997.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1042;