Тема 12. Философская антропология
Философская антропология изучает человека как особый род сущего, выявляя диалектику сущности и существования человека, его место в мире, его предназначение и смысл жизни.
Основные философско-антропологические учения:
· Религиозно-идеалистическая антропология. Человек рассматривается как продукт божественного творения. Данное направление в изучении сущности человека открывает его внутренний мир, глубину и противоречивость души. Душа – это место борьбы низменных и возвышенных проявлений человека (Августин Блаженный, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).
· Натуралистическая антропология. Человек является продуктом природы. Человеческое в человеке формируется и раскрывается только в общении людей друг с другом. Жизнедеятельные функции человека одухотворены, тогда как функции животных носят бессознательный характер (Л. Фейербах). З. Фрейд. указывал на особую роль бессознательных влечений в регуляции психической деятельности и поведения человека. Немецкие антропологи Г. Плеснер и А. Гелен продолжили развитие биологически-ориентированной концепции человека, отмечая подготовленность животных для жизни в природе и неподготовленность человека.
· Социальная антропология. Человек рассматривается как продукт общества, социальное существо. Человек рассматривается как субъект-носитель сознания, деятельности и общественных отношений. Процесс формирования и развития личности предстает как постепенное включение конкретного человека в разнообразные виды деятельности (К. Маркс, Ф. Энгельс).
· Экзистенциальная антропология. Человек есть порождение своей собственной духовной активности, он самопроектирование и самореализация своего собственного проекта. Чтобы создать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации, например перед лицом смерти. Осознание собственной смерти и делает человека человеком, порождая тревогу, отчаяние, одиночество и необходимость определения смысла жизни. Тревога обусловлена свободой человека. Человек постоянно делает выбор и тем самым реализует свой собственный проект. Осуществляя свой выбор, человек всегда одинок, ибо принять решение и сделать выбор не может никто за него. Жизнь человека – это самоопределение, а не предопределение, заданное извне (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.).
Проблема антропосоциогенеза. Проблема антропосоциогенеза – это поиск ответа на вопросы о происхождении человека и общества. Тайна происхождения человека до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.
· Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
· Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
· Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.
· Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:
1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного – Ноmo sapiens.
Биологическое и социальное в человеке, их соотношение и взаимосвязь.Человек есть живая система, которая представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям: он рождается, живет, воспроизводит свое потомство и умирает, как все живое в этом мире. Как существо, обладающее разумом, как личность человек относится к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Человек наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако, природные анатомо-физиологические задатки человека развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в результате овладения языком, культурой, навыками той социальной среды, в которой он родился и воспитывался.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 613;