Тема 15. Проблема языка и мышления
Язык – это полиструктурная, разветвленная и иерархическая система знаков. Посредством языка осуществляется мышление, человеческое общение, хранение и передача информации.
Мышление – процесс оперирования образами предметов. Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения.
Отношения между языком и мышлением неоднозначны:
· В античности формируется концепция, получившая название «философия имени». Платон утверждал, что слова, именующие предметы, отражают сущность этих предметов, названия мотивированны, а не условны. Имя подражает сущности, язык возник на основе непроизвольного выражения эмоций. Языковой знак обозначает некую реальность и несет информацию о ней.
· Языковое выражение перестают связывать с обозначением реальности. Акцент переносится на понимание языка как системы, где слово приобретает смысл лишь в контексте языка как целого. Язык имеет свои законы и внутреннюю логику развития. Смыслы существуют в структуре языка.
· Третья концепция языка предполагает обращение к процессам общения, коммуникации, речи как реальности живого языка, ценностным установкам участников процесса общения. Идеи поздних работ Л. Витгенштейна, понимание языка М. Хайдеггером и рядом других философов, развитие герменевтики как универсального метода социального познания и становление коммуникативной модели общества - вот некоторые этапы становления так называемой «прагматической» концепции языка, получившей широкое распространение в философии XX века.
Функции языка.Язык выступает одновременно как важнейшим средством мышления, так и общения людей. Эти две его особенности и порождают многообразие его функций. В процессе мышления, язык выполняет три основные функции:
· номинативную- мышление есть всегда мышление о чем-то. То, что мы мыслим, называется предметом мышления. Замена предметов именами, краткость имен повышает скорость мышления;
· конструктивнуюфункцию, когда слова-имена связываются в предложения, описывают свойства и отношения предметов. Предложения складываются в текст, логические рассуждения развертываются как внешняя речь, поэтому мысль в языке обретает четкость;
· аккумулятивнаяфункция языка состоит в том, что результаты мышления фиксируются и сохраняются в текстах и составе языка. До появления письменности накопление шло через устную речь, эта способность резко возрастает с появлением письменности.
Коммуникативная функция языка выступает как средство общения, он представляет собой код, на котором люди передают информацию. Раскрывая сущность коммуникативной функции языка, мы опять вынуждены обратиться к проблеме соотношения языка и речи и проблеме порождения языковых смыслов в процессе общения. Можно выделить важнейшие коммуникативные функции языка:
· референтную функцию, направленную на предмет сообщения и передающую информацию о нем. Задача автора, передающего сообщение, заключается в том, чтобы средствами языка как можно более точно и полно выразить его смысл;
· экспрессивную функцию, связанную с отражением в сообщении личности автора. Который, высказываясь, передает свои эмоции, чувства, «изливает душу», выражает свое отношение к том у, о чем идет речь;
· импрессивную функцию, ориентированную на адресат сообщения. Реализация этой функции предполагает воздействие на его состояние, ибо адресат получает не только информацию, но и эмоциональное впечатление, как о предмете, так и об авторе. Выполнение этой функции часто осложняется особенностями понимания, и результат порой может быть прямо противоположным тому, чего хочет автор;
· поэтическую функцию, касающуюся эстетической стороны общения. Ее роль особенно возрастает, когда речь выступает в форме художественного текста.
Рекомендуемая литература:
Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
Витгенштейн Л. Философские работы. М.,1994.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988.
Герменевтика: история и современность. М.,1989.
Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. М.,1997.
Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.,1990.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 575;