Задание 3.1. Объяснить 4 страница
Имея ясную веру, знание и потребность высказаться, ораторы совершенствовались непосредственно в речи. Так, Кирилл Туровский, проповедник второй половины XII века, говорит радостное «Слово в новую неделю по Пасце» (в первое воскресенье после Пасхи), где сравнивает пробуждающуюся весеннюю природу с «церковью Христовой», которая подобным образом обновляет и преображает мир. А при нашествии на Русскую землю татаро-монголов известный проповедник середины XIII века Серапион Владимирский печалуется о наших грехах («делах неподобных»), за которые Господь поразил Русь погибелью и разорением.
Замечательный образец учения дан в описании учителей-старообрядцев Выговской школы, организованной на севере Руси в 90-е годы XVII века. Именно в этот период бежавшие на север старообрядцы организовали на озере Выгсвою общину, где стали обучать всем словесным наукам и особенно риторике, собрав все известные на Руси риторические сочинения. Основателей общины Андрея и Семена Денисовых называли «златоустами», и память учеников сохранила не только их «сладкословесный образ», но и зафиксировала способы обучения «словесной мудрости».
Эти образцы можно прокомментировать с позиций современной методики, которая, продолжая культурную традицию, несомненно многое заимствует из этого опыта учения:
1. О Семене Денисове сказано, что он не только имел «одаренную от превысочайшего Создателя естественную память», но еще и «изрядно видим был в художественных сих, спомошествующих памяти правилах», т.е. обладая природной памятью, пользовался определенными правилами и приемами.
2. Прежде всего учился постоянно и упрямо: «с младых лет всегда непременно пребывал он в частом обучении Божественного Писания и внешнего любомудрия» (а внешними науками назывались светские науки: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, астрономия и нек. др.) — у человека XVIII века была прочная философская основа для риторства (Священное Писание), а обучение рекомендуется постоянное и без перерывов («непеременное») — ср. современного человека, живущего нередко в постоянно изменяющихся ценностях массовой культуры.
3. «Прочитывал писание с прилежным вниманием не только телесными, но и душевными очами» — это способ чтения, которое было не «скорочтением», к которому нередко вынуждены прибегать мы, чтобы освоить большие объемы информации, а внимательное и осмысленное прочтение «душевными очами». Подспудно здесь присутствует проблема речевой нагрузки человека.
4. Память тренировал «вытверживанием к сказанию изустно на память грамматические и прочих наук правила» — произнесение вслух заучиваемого текста способствует его запоминанию. И это не зубрежка, а прием сознательного запоминания текста через «внутреннее видение» произносимого текста.
5. Можно говорить и о своеобразной методике в освоении изучаемых текстов, в «твержении» которых «поступал умеренно: не на все купно скоре захватить простирался, но по частям и периодам» — актуальное замечание, касающееся постепенности обучения.
6. Многое зависело и от того, с кем общается человек, желающий учиться словесным наукам, поэтому сказано: «частые о всем оном всегда с учеными людьми разговоры имел».
7. Характерно употребление неких мнемонических приемов для запоминания текстов: «употреблял в письмах некие для памяти значки, числа и азбучные писмена (буквы)».
Глубоким и важным является заключительное замечание, касающееся единства идеологии ритора, его мировоззренческих взглядов и установок, ибо сказано: «книги, по них же учился, написанные властною его рукою, никогда не изменял, но хранил их всю жизнь неизменно, в рассуждении таком, что весьма сие памяти спомошествует. Применение же книг оную несколько помрачает и воспоминания остроту притупляет» [цит. по кн.: Аннушкин 2002: 139].
Мы видим, как описание Семена Денисова связано, естественно, с образом ритора, который создавал этот человек, потому что образ ритора выражает определенную позицию данного человека в жизни. Образ же духовного ритора отличен от образа ритора светского. Для современного человека важно сопоставлять эти образцы и примечать, чем может быть полезно то или иное описание. Например, сказано, что «любил повсегда пребывать в умней тихости», или «хранил во всем ...целость чистоты, как в теле деятельно (практически. — А.В.), так и в тончайших мыслех зрительно (теоретически. — А.В.), и от онаго имел спасительную чистоту всегда в своей совести, кая немалый успех может к памятствованию вещей придати». Так чистота мысленная и телесная, по мысли риторов XVIII в., приводит к чистоте совести и крепкой памяти.
Нельзя пройти мимо чисто практических советов в «произношении гласа», которые и ныне звучат вполне актуально:
1. (к чистоте произношения) «дабы последние слоги в речениях чисто произносилися»;
2. (к темпу речи) «чтобы говорити не вельми косно и не вельми бодро, но посредственно»;
3. (к громкости речи) «не зело бы кричливо, напротив же и не есма б тихо, и не по подобию секиры, секущей лес...» и т.д. [цит. по кн.; Аннушкин 2002: 139].
§ 3. Как учились риторике Ломоносов, Пушкин, Лермонтов
В «Кратком руководстве к красноречию» 1748 г. Ломоносов ясно описал «средства приобретения красноречия» — искусства украшенно и убедительно говорить и писать. Его способы обучения риторике соотносятся с предшествующей риторической традицией, демонстрируя, как «благородная упрямка» и желание овладевать знаниями позволяют создавать на культурной основе новое продуктивное знание. Ломоносов использует не только риторическое учение своего учителя Порфирия Крайского, но и те рукописные книги, по которым учился ранее. Так, в его библиотеке хранился экземпляр «Риторики» Михаила Усачева, к которой будут восходить у Ломоносова и определения самой риторики, и способы обучения красноречию, только терминология выглядит синонимической и стилистически обновленной (подробное сопоставление см. в кн.: [Аннушкин 2003: глава 2].
М.В. Ломоносов называет пять «средствий приобретения красноречия: первое — природные дарования, второе — наука, третье — подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других наук» [Ломоносов 1952: 92]. Покажем, как эти ломоносовские советы могут проявиться в современном осмыслении способов обучения риторике.
1. Под «природным дарованием» понимаются «душевные и телесные» способности, которыми наделила природа всякого из людей. Среди «душевных дарований» Ломоносов называет «остроумие и память», необходимые как «добрая земля к посеянию чистого семени». Понятие «остроумие» связывается с исходным значением «острого ума», который является основой для проявления риторических способностей, состоящих в способности быстро и живо находить способы аргументации. Память же необходима для ориентировки в знании, которое ритор может применить в заданных обстоятельствах. Очевидно, что оба качества требуют развития в современном риторе, а способность к живой изобретательности (живости ума и чувства), нахождение нужных аргументов и содержания речи — основное требование к ритору.
«Телесными дарованиями» М.В. Ломоносов называет «громкий и приятный голос, долгий дух и крепкую грудь», «дородство и осанковатый вид». К каждому из этих понятий современная риторическая педагогика должна дать ряд пояснений: пластическое развитие личности (умение двигаться, владеть телом, оптимально жестикулировать) непосредственно связано с умением говорить. Человек, раскрепощенный пластически, как правило, имеет и более свободную речь. Поэтому целесообразно техническое обучение оратора начинать с обучения внешнепластическим приемам: как стоять, держать корпус, голову, как жестикулировать, как артикулировать, интонировать, посылать звук и т.д. Современный оратор должен владеть голосом, поскольку по тембральным и интонационым качествам оценивают личность говорящего: однообразный и тусклый тембр, невыразительность интонаций характерны для эмоционально и интеллектуально бедных людей. Причем современная риторика менее всего настаивает на внешних эффектах — громогласие и напыщенность только отторгают от оратора, но благозвучие и приятность речи никто не отменял. Что касается архаично звучащих сегодня требований «дородства и осанковатого вида», то речь идет не о принятии вида самодовольной важности, а о требованиях пластической эстетики, соответствии требованиям вкуса, состоящих в определенном каноне телодвижения (более подробно — см. главу 8 «Стиль произношения и язык телодвижения»).
Ко всякой деятельности, в том числе речевой, могут быть предпосланы определенные правила, советы и рекомендации. Поэтому следующий ломоносовский пункт касается «науки»: «Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию». Правила выводятся из наблюдений над речевой практикой, обобщений удачной и неудачной деятельности риторов. М.В. Ломоносов показывает, какими должны быть способы «научения»: «Они должны быть, первое, кратки, чтобы не отяготить память многим изусть учением, а особливо тем, чему легче можно с примеров научиться, нежели по правилам; второе, порядочны, для того чтобы они были вразумительны и тем к научению способственны; третье, удовольствованы примерами, которые бы показывали самую оных силу для яснейшего их понятия...» [Ломоносов 1952: 931].
2. «Изучению правил следует подражание авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва ли не больше нужно, нежели самые лучшие правила». Классическая риторическая педагогика неоднократно отмечает подражание (imitatio) как один из способов обучения. При этом имитация не есть слепое копирование, но творческое осмысление образцов, освоение образцовой деятельности применительно к собственной личности, учет или вхождение в данную культурную традицию.
Тот факт, что всякое обучение основывается на подражании, имитации (подчас бессознательной) каждый знает по себе, ибо обучение и вхождение в социум для всех связано с подражанием, заимствованием и воплощением черт определенного стиля. В детстве подражают учителям, преподавателям, старшим наставникам, затем, во взрослой жизни, приходится перенимать определенный стиль работы, воплощаемый нередко в стиле общения всякого производственного коллектива. При этом поддержка определенного стиля должна сопровождаться собственной инициативой и мыслестилевыми новациями. Если же чужой стиль не принимается ритором (учащимся или работающим), то происходит «расставание».
3. «Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов». Имеет ли Ломоносов в виду реальное сочинение и произношение ораторских слов-речей или же «школьные» упражнения в ораторских речах с учителями риторики, неясно. Очевидно, что требуется и то и другое, но настоящего оратора создает прежде всего ораторская практика. Хотя Ломоносов замечает: «даже генералы, сенаторы и сами консулы... у Цицерона приватно в красноречии обучались». Такие частные индивидуальные занятия, упражнения, консультации в риторике известны из опыта многих знаменитых ораторов XIX и XX веков (ср. хотя бы постановку произношения у английских ораторов, например, Маргарет Тетчер). Занятия могут именоваться разными предметами, но суть их одна — развитие риторических (речевых) способностей клиента (об этом более подробно будет сказано в разделе «Риторическое обучение»).
4. Ломоносов заключает свои требования «знанием других наук», поскольку «материя риторическая есть все сущее в свете». Современная общественно-речевая практика также показывает, что блестящими риторами (учеными, писателями, политиками, адвокатами, педагогами, военными) становятся люди, овладевшие профессиональными знаниями. Но профессиональные знания требуют умения выразить их словами, поэтому мысль незримо соединена с речью, и одно без другого не существует — «кто ясно мыслит, тот ясно излагает» (Цицерон).
О трудностях обучения красноречию и даже принципиальной невозможности им овладеть, если нет природных дарований, предупредительно писали не только Цицерон, рекомендовавший отправлять бесталанного ученика домой, но и ряд русских авторов. Так, «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского начинаются следующим рассуждением: «Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Первое последствие сего определения есть то, что, собственно говоря, обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать — позвольте мне сие выражение — каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать их от коры, умножать отделкою их сияние и вставлять их в таком месте, которое умножало бы их блеск. И вот то, что собственно называется риторикою.
Я разделяю риторику, или средство усилить красноречие, на три рода: на чтение правил, чтение образцов и собственное в сочинении упражнение» [Сперанский 1844: 5]
Обратим внимание на то, что пессимистические замечания относительно невозможности выучиться риторике (красноречию) имеют скорее превентивный характер, ибо всякий человек обладает определенными дарованиями (как всякий человек — образ Божий), и во всяком человеке можно обнаружить скрытые возможности. Хотя риторский талант, конечно, вполне определенен, видимо, прав в своем рассуждении А.Ф. Кони, разделяющий «дарование» (известный юрист-оратор берет старинное слово!) и возможности ораторского обучения:
«Если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, то есть быть оратором. Это умение достигается выполнением ряда требований, лишь при наличии которых можно его достигнуть» [цит. по кн.: Граудина 1996: 322].
Первым учителем словесности в Царскосельском лицее, куда поступил учиться Пушкин в 1811 году, был Николай Федорович Кошанский. Именно ему юные лицеисты обязаны первыми уроками словесности, риторики и поэтического творчества.
Н.Ф. Кошанский преподавал в Лицее до 1828 года, а затем написал знаменитые учебники риторики («Общая реторика» 1829 г и «Частная реторика» 1832 г.), где назвал три средства для достижения целей изучения риторики: «1. Чтение, 2. Размышление,
3.Собственные упражнения. Чтение требуется, чтобы замечать лучшие слова, идеи, выражения, прекрасные мысли, размышление образует способность рассуждать, а собственные у п р а ж н е н и я необходимы потому, что тот, кто не упражнялся в составлении учебных сочинений, всегда будет не тверд в слоге и не сможет написать десять строк связно» [Кошанский 1829: 3].
Применительно к современному опыту преподавания риторики и других коммуникативных курсов речевого общения из этого суждения следует здравое требование чтения как образования оратора, а не просто «натаскивания» ловкого говоруна, раскрепощенного несколькими приемами удачливого учителя. Чтение не только «лучшее учение», но и один из приемов внутренней подготовки будущей эффективной речи.
Учитель Лермонтова и Тютчева в Московском университете, профессор стихотворства и красноречия Алексей Федорович Мерзляков рассуждал об овладении искусством речи так: «Сия, частию от природы получаемая, частию воспитанием, обращением и чтением образованная способность приобретает посредством правил новый блеск, силу и совершенство» [Мерзляков 1828: 8] Обращаем внимание на слово «обращение», которое означало опыт, приобретаемый общением и разговорами (вращением) среди образованных и порядочных людей, знающих правильное употребление языка.
Сказанным не исчерпывается классический опыт русской риторической педагогики, однако его довольно для того, чтобы перейти к нынешней ситуации риторического обучения.
§ 4. Современные советы к овладению речевым мастерством
Данные ниже советы к обучению риторике исходят из опыта современного обучения риторике, который накоплен в российской и зарубежной педагогической практике.
Совет 1-й: «Ищите собственный образ оратора, утверждайте свою позицию, индивидуальный стиль личности». Действуя в речи, необходимо стремиться ясно зафиксировать свои взгляды и убеждения, стремиться повлиять на людей. Однако нельзя навязывать свою речь или свои взгляды, необходимо «быть уместным» и убеждать только ту аудиторию, которая готова выслушать. В иных ситуациях необходимо «взять паузу» и промолчать — не исключено, что доказать свою точку зрения удастся позднее. В речи выявляются личность, воля и своеобразие говорящего. Аристотель определяет это так: «Чтобы убедить кого-то в чем-то, необходимо показать себя человеком известного склада» Аристотель 1978:20], то есть найти свой уместный образ оратора, маску говорящего.
Образ оратора — центральное понятие риторики, совокупное выражение характеристик человека в речи. Образ, или «маска», — то, каким предстает говорящий для слушающих в содержании речи, словах, произношении, телодвижении. Формирование образа, или «маски», говорящего должно осуществляться применительно к собственным возможностям, особенностям аудитории, места и времени речи.
Совет 2-й: «Учитесь говорить практически, приобретайте опыт речевых «сражений». Практика будет постепенно оттачивать ваше искусство. В тепличных условиях оратор не может сформироваться, поэтому если хочешь научиться говорить, — говори!» Оратором становятся только в реальной практике, живых столкновениях, речевой борьбе.
А.В. Миртов, классик теории ораторского искусства XX века пишет так: «Смелость, решимость, настойчивость в выступлениях, обдумывание этих выступлений, подготовка к ним, наблюдения чужих выступлений — вот лучшая школа ораторства. Школой красноречия может быть лишь жизнь, практика. А книга — только пособие, освещающее эту жизнь и практику» [Миртов 1827: 4].
Совет 3-й: «Анализируйте собственные и чужие выступления, учитесь находить в них достоинства и недостатки, перенимая первые и отказываясь от последних». Даже если вы сетуете на свою «плохую» речь, это уже верный признак того, что вы над нею задумались. Это уже начало риторической учебы. Значит, завтра вы постараетесь не повторять вчерашних ошибок, а послезавтра забудете про них. Активное отношение к недостаткам собственной речи, самоанализ и стремление совершенствоваться, наблюдение над другими ораторами ведут нас к следующему совету:
Совет 4-й: «Найдите образец и у него учитесь!» Во всяком случае постарайтесь понять, какой стиль вы несете своей личностью. Наверняка каждый из нас тайно восхищался чьей-либо речью, значит, мы чувствуем, что имеются образцы речевого творчества, которым хочется подражать. В детстве такими образцами бывают родители или родственники (авторитетные в глазах ребенка), когда мы взрослеем, такими образцами нередко становятся старшие товарищи, а в школе — понравившиеся учителя. Ответьте же сами себе честно: кому я следую в жизни (при том, что каждый из нас, конечно, стремится к самостоятельности)?
Имея «образцы» перед глазами, необходимо анализировать, в чем причина их успеха, а затем формировать свой собственный облик, «образ», стиль как индивидуальную манеру поведения. Собственно, этим мы и заняты всю жизнь: ищем свой «облик», свое «лица необщее выраженье». Вот почему, кстати, не стоит в публичном обсуждении присоединяться к «мнению предыдущего оратора».
Совет 5-й: «Изучайте законы и правила риторики». Законами называются теоретические положения, выведенные из практики ораторского красноречия или речевого общения в целом. Эти законы показывают речевую реальность и распространяются на разные виды общественно-речевой практики. Из законов выводятся правила для практического пользования речью. Сами правила есть следствия удачного или неудачного применения речевых законов.
Так, одним из главных риторических законов является закон создания государства средствами речи. Правилом для этого закона будет эффективность организации речи: если государство организовано таким образом, что право на речь имеет только один человек или ограниченный круг людей, а сами граждане не имеют юридического права или физической возможности высказывать свое мнение, государство не будет благополучным и эффективным.
Законом речи является отношение содержания речи к действительности и времени. Это закон смыслового ограничения речи. Так, в совещательной государственной речи рекомендуется разбирать вопросы пользы или вреда будущих предлагаемых действий. Если же оратор начнет заниматься разбором прошлых поступков, то он будет похож на судью. И напротив, судья как оратор не должен рассуждать о возможностях будущего, его речь будет неудачна, если он не ограничит свои слова разбором совершенных поступков и их оценкой. Таковы некоторые правила, от которых зависит успех речи.
Совет 6-й: «Знакомьтесь с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей». Невозможно стать хорошим оратором (говорящим), не зная образцовых сочинений как той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность, так и культур иноязычных. Всякий человек, входящий в культуру, стремится овладеть результатами деятельности, познакомиться с классическими примерами. Так, для русской художественной культуры образцами литературного творчества являются сочинения Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В зависимости от идеологических установок эпохи состав образцовых авторов может смещаться или меняться: в конце XX—начале XXI вв. мы отмечаем, что вместо сочинений Горького, Маяковского, Шолохова (авторитетных советских авторов) за образцы литературного стиля теперь берутся сочинения Пастернака, Булгакова, Ахматовой, Зощенко и др.
Кто является образцом русской ораторской классики? Ответить на этот вопрос непросто, потому что ораторика (ораторское искусство) в русской традиции не являлась предметом специального школьного образования. Тем не менее в каждом виде ораторского красноречия можно найти культурообразующие образцы: для судебного красноречия — известные судебные деятели второй половины XIX- начала XX веков Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков); для академического красноречия — профессора университетов историки Т.П. Грановский, В.О. Ключевский, филологи И.И. Давыдов, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский в XIX веке, Н.И. Конрад, В.В. Виноградов в XX веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: митрополит Платон Левшин, митрополит Филарет (Дроздов), Иоанн Кронштадтский, патриарх Тихон, в настоящее время образцами церковного ораторства несомненно являются речи и послания Патриарха Алексия Второго.
Возможно, наиболее сложный вопрос — образцы политической риторики, поскольку многие авторитетные для своего времени политики были критикованы впоследствии. Кроме того, в русской политической истории сравнительно невелик собственно парламентский период, где зафиксированы открытые политические споры и столкновения. Между тем образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных академиком А.С. Шишковым во дни нашествия Наполеона, и в Государственных думах начала XX века (речи A. Столыпина, Витте и многих других). Несомненно и то, что лидеры советского коммунистического государства считались не только главными идеологами, но и прекрасными ораторами, чьи идеи и слова раскололи нацию и по-разному оценивались противоположными сторонами. Если мы обратимся к ораторской практике Ленина, Сталина, Кирова, Калинина, то увидим, что именно речевая пропаганда во многом обеспечила им политический успех.
Три последующих совета объединяются главной рекомендацией, которую обычно ждут обучающиеся риторике: «развивайте практические способности». Кроме того, что сама жизнь, речевая действительность развивают наши способности, сознательное обучение и тренировка могут многое сделать для того, чтобы ускорить этот процесс.
Совет 7-й: «Упражняйтесь и практикуйтесь в написании и произнесении речей». Примеры произнесения речей для развития речевых способностей предлагают как классические риторические школы античности и России (впрочем, и других стран), так и современные способы организации риторической подготовки. Действительно, человечество ничего другого не выдумало, как, представляя себя в ситуации будущей речи, вытренировывать свою речь, ожидая наставлений от преподавателя. Впрочем, такие занятия всегда более эффективны, когда произнесение речей имеет характер серьезной, не театрально-игровой защиты своей точки зрения, своей позиции. Тогда в общение может вступать аудитория, которая задает вопросы, высказывает критические замечания, одним словом, также участвует в дискуссии.
Исторические и современные примеры таковы. При обучении в Киевской, Московской и других духовных академиях студентам риторического класса назначались темы, и учащиеся писали, а затем произносили «орации» (речи) на классных занятиях, учитель же не только проверял письменный тест, где делал свои заметки, но и оценивал устно произнесенную речь. Многочисленные рукописные сборники до сих пор неопубликованных студенческих речей-сочинений показывают, сколь разнообразны были темы, касавшиеся нравственно-философских, воспитательных и научных проблем: «О приятности учения», «В похвалу философии», «О добродетели», «О разуме и чувствах», «О производящей причине мира», «Надо ли проявлять снисхождение к порокам человеческим или суровость?», «Речь о том, что изучение философии надо соединять с обучением красноречию» и т.д. К последней речи учитель сделал приписку по-латыни: «Мог бы лучше, если б захотел», после чего студент получил фамилию «Михаил Нехотенов», которая и записана в названии речи (ее текст опубликован: [Аннушкин 2002: 209—211]).
Пример риторического обучения в XX веке: преподаватель ораторского искусства в Институте живого слова, организованном в 1918 году, Александр Карлович Шнейдер на занятиях со слушателями предлагал произносить без подготовки 3-минутные речи, а затем здесь же, в аудитории, подвергал их анализу, разбирая достоинства и недостатки.
Очевидно, что эта педагогическая схема повторяется в наше время, скажем более, ученические монологи, напоминающие ораторское выступление (при ответе у доски), повторяют все тот же риторический опыт человечества. Учителя становятся невольными риторами, поскольку они оценивают именно речь, не будучи при этом профессионально подготовленными специалистами. Так не следует ли обеспечить именно риторическую подготовку учителей для того, чтобы улучшить учебный процесс?
В сегодняшнем риторическом обучении придумываются новые «современные» темы, и мы видим, как соревнования в ораторском искусстве организуются в американском обществе «Toastmaster international», насчитывающем тысячи членов, как организуются конкурсы ораторского искусства в России, например, на студенческих или школьных олимпиадах и конференциях (ср. конкурсы «Юный златоуст» на Всероссийских олимпиадах по русскому языку, «Юный оратор» на Международных олимпиадах по русскому языку для стран СНГ и Балтии, региональные конкурсы «Юный ритор» в Перми и мн. др., опыт российских педагогов, преподающих риторику в вузах, школах, на курсах риторики и культуры общения).
Эти речи-упражнения необходимы, чтобы представить себя в будущих ситуациях речевой борьбы. Если солдат не участвовал в учениях и не прошел боевой подготовки, не отточил навыки поведения в боевом строю, он не сможет участвовать в сражении. Футболист, прежде чем выйти на поле в составе известной команды, тренируется ежедневно. Ежедневной муки тренировок и репетиций требуют искусство балета, музыки, театра, цирка, любой вид спорта... Не странно ли, что искусство речи не удостаивается чести и внимания со стороны тех, кто реально, каждодневно пользуется языком?
Ответ на этот вопрос интересно поискать. Во-первых, языком пользуются все люди, причем пользуются даже не ежедневно, а ежечасно и ежеминутно. Большинство людей усыплены обладанием «словесного дара» — им кажется, что они умеют говорить и этого достаточно... И множество обстоятельств отвлекает нас от этих насущных вопросов, решение которых сделало бы человеческую жизнь счастливее и благополучнее.
Риторические упражнения не должны превращаться в праздноговорение и краснобайство — всякая речь, произносимая на занятиях, должна готовить будущее реальное речевое событие, требующее эффективного воздействия на аудиторию.
Совет 8-й: «Разбирайте и декламируйте вслух образцовые тексты». Следует выбрать понравившийся вам текст (он может быть и прозаический и поэтический), разобрать его с точки зрения содержания и стиля, а затем читать вслух, постепенно выучивая наизусть. Это могут быть и занятия с учителем, режиссером (вот почему полезен театр), но не менее полезно и самостоятельное чтение — в таком случае вы будете сами себе судией, сами будете отмечать и корректировать свои ошибки. Полезно записать себя на магнитофон или на видеокамеру — тогда вы сами увидите недостатки своего образа оратора (например, неумение стоять или двигаться), услышите убыстренный темп речи, отсутствие пауз, словесные повторы, однообразие интонаций и т.д. А затем все будет зависеть от того, сколько спросить с себя: ни один оратор или просто хороший профессионал в своем деле не складывался без самостоятельной работы над собой.
Результатом же работы над декламацией чужих текстов или чтением собственных ораторских речей (будущих докладов, выступлений) будут разработанное дыхание, уверенный голос, отсутствие боязни говорить и ненужной сосредоточенности на себе. В результате вы забудете о себе и сосредоточитесь на слушателях и материале своей речи. А это то, что ведет к успеху.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 844;