Прочтите, выпишите основное.
Способность определять цели предстоящей деятельности и действовать согласно им является одним из важнейших свойств человека как субъекта. Оно настойчиво подчеркивается различными мыслителями и исследователями. Вспомним хотя бы известное сравнение архитектора с пчелой в "Капитале" Маркса. Соглашусь с мнением многих прошлогодних магистрантов, что, «к сожалению, это сравнение известно мало кому из поколения 80х, а поколение 90х уже, наверное, не совсем понимает кто такой Маркс, и лучше процитировать – для общего развития опять же». Цитирую: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю". Однако при всей очевидности этого свойства субъекта, кажется, оно требует некоторых комментариев.
Цель - это представление, образ результата выполняемого действия. Подчеркнем: цель - это образ, но образ не настоящего, а будущего. Он не отражает существующую действительность, а предполагает ее.
В простейшем случае, когда человек выполняет хорошо известное ему действие, такое предвидение опирается на прошлый опыт и характерно не только для человека, но и для высших животных ("рефлекс цели"), и даже для современного компьютера. Более того, и животное, и компьютер, как и человек, способны осуществлять выбор из ряда результатов действия, строя его согласно сделанному выбору. В этом смысле и человек, и животное, и компьютер с полным основанием могут рассматриваться как "целенаправленные системы". Но в такой целеустремленности, которая сводится к направленному воспроизведению прошлого опыта, нет ничего специфического для человека как субъекта.
Более сложным является случай, когда цель действия задается человеку извне, другим человеком (такая ситуация характерна, в частности, для обучения). Конечно, и в этом случае цель может быть знакома человеку по его прошлому опыту, и если она отвечает его потребностям, то "принимается" как своя собственная.
Но нередко от него требуется осуществить такое действие, получить такой результат, которые в его прошлом опыте отсутствовали. Выполнить такое требование он может лишь при условии, что оно приобретет для него определенный смысл, то есть может быть соотнесено с прошлым опытом и актуальными потребностями. Если предъявленное требование для человека никакого смысла не имеет, оно отвергается им. Но даже в том случае, когда человек его "принимает", оно так или иначе переосмысливается, "переопределяется" прежде чем стать реальной целью. Поэтому реальная цель практически никогда не совпадает с той, которую задавали, и это обстоятельство следует учитывать в процессе обучения.
Способность действовать согласно заданной извне цели существенно расширяет границы деятельности, но мало характеризует человека как субъекта, преобразующего мир. Она обеспечивает ему возможность воспроизводить элементы чужого опыта, видоизменяя, часто совершенствуя его, но оставаясь в его пределах.
Принципиально иначе разворачивается деятельность в ситуации, когда ни один из возможных (предусматриваемых на основании прошлого опыта или предлагаемых извне) результатов не удовлетворяет человека. Человек может вести себя в такой ситуации по-разному. Как именно - это зависит от того, какой смысл она приобретет для него, что, в свою очередь, определяется тем типом знаний, на которые опирается его сознание.
- Типы знания
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 556;