Прочитайте.
Так в сознании человека появляется принципиально новая по своему содержанию цель, выводящая его за пределы прошлого опыта и наличной действительности. Конечно, такая цель не может возникнуть в завершенном виде, в форме конкретного, детализированного образа будущего результата — это, скорее, его гипотетический эскиз, который предстоит уточнить и конкретизировать в процессе реализации (по справедливому замечанию А.Н. Леонтьева, “цель опробуется действием”). Тем не менее, постановка такой цели является исходным моментом любого творческого, преобразовательного акта деятельности, в самом общем виде предвосхищающим его конечный результат. Признание решающей роли этого идеального этапа созидательной деятельности нашло образное отражение в одном из древнейших памятников человеческой культуры: “В начале было Слово... и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и ничто без Него не начало быть...” (Евангелие от Иоанна, 1, 1-3). Если учесть, что греческое Логос — это не просто слово, а Слово-Закон, Слово-Идея, становится понятным глубочайший смысл этой, казалось бы, чисто поэтической метафоры.
Именно способность человека ставить перед собой цели, не просто воспроизводящие те или иные элементы прошлого опыта, а выводящие его за пределы этого опыта, характеризует его как субъекта, творящего и преобразующего мир “по образу своему и подобию”. Поскольку же в основании этой способности лежит разум, то именно он является основным компонентом, стержнем того механизма, который регулирует творческую активность субъекта. Именно разум, а не потребности и способности сами по себе (в конце концов, ими обладают и животные) выступает в качестве реальной предпосылки преобразовательной деятельности человека, являясь важнейшим, фундаментальным свойством, характеризующим его как субъекта. Не случайно именно это свойство человека закрепилось в его родовом наименовании — Homo sapiens (Человек разумный).
Воля
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 676;