Прочитайте. Человек внутренне свободен лишь постольку, поскольку высшей жизненной ценностью для него становится он сам как человек

 

Человек внутренне свободен лишь постольку, поскольку высшей жизненной ценностью для него становится он сам как человек, как представитель человеческого рода. Но осознать себя в этом качестве, отнестись к себе как человеку он может, лишь отнесясь по-человечески к другим людям. Опыт такого отношения человек приобретает в процессе совместной жизни с людьми. Сопереживая с ними жизненные успехи и неудачи, обретения и потери, он учится разделять с другим его радости, ощущать его боль как собственную, быть снисходительным к его слабостям и гордиться его силой, быть терпимым к инакомыслию и восторгаться неповторимостью индивидуальности и т.д. и т.п. Весь этот комплекс переживаний, синтезированный в чувстве любви, открывает перед ним мир человека как высшую духовную ценность, придающую смысл существованию и оправдывающую его. Любовь и является неиссякаемым источником той внутренней силы, которая делает человека свободным от преходящих обстоятельств и позволяет преобразовывать их. Не случайно же заповедь любви к человеку является одной из важнейших новозаветных заповедей: “Возлюби ближнего своего, как самого себя” (Евангелие от Матфея, 22, 39).

Будучи источником свободы, любовь оказывается и ее внутренним пределом. Нельзя быть свободным, не любя человека. Но любить человека — значит безоговорочно признавать его свободу и достоинство. А это означает, что свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Невозможно быть свободным за счет ограничения свободы других людей. Человек, лишенный чувства любви, не признающий другого в качестве свободного человека, сам неизбежно попадает в худший из видов рабства, оказываясь игрушкой собственных страстей. Мировая литература не раз обращалась к этому источнику человеческой трагедии. Вспомним хотя бы пушкинского Алеко. Волею случая оказавшись в сообществе вольных цыган, “презрев оковы просвещенья, Алеко волен, как они”. Казалось бы, ничто не ограничивает его свободу:

Подобно птичке беззаботной,

И он, изгнанник перелетный,

Гнезда надежного не знал

И ни к чему не привыкал.

.........................................

Но боже, как играли страсти

Его измученной душой!

Трагический финал этой “игры страстей” известен, как известен и предельно точный диагноз породившей его болезни, вложенный поэтом в уста старого цыгана:

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли...

“Для себя лишь” воли не бывает. Любовь — концентрированное выражение законов нравственности, лежащих в самом основании человеческой жизни, преступая которые, человек лишает себя внутренней свободы и, следовательно, возможности быть субъектом свободного творчества. “Гений и злодейство — две вещи несовместные,” — в этом известном афоризме Пушкина как нельзя более точно зафиксирована неразрывная внутренняя связь свободного творчества (“гения”) с единственным источником внутренней свободы — нравственностью, любовью к человеку. С этой точки зрения далеко не парадоксальным кажется признание А. Эйнштейна о том, что романы Достоевского дали ему как ученому несравненно больше, чем все сочинения физиков.

 

- Свобода и ответственность за результат

 








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 643;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.