Великое расселение индоевропейских племен

К V тыс. до н. э. древние индоевропейцы, освоив ранние формы скотовод­ства и земледелия, обживают южные районы Восточной Европы в треугольни­ке между Северо-Западным Причерноморьем, Северным Кавказом и Южным Уралом, активно взаимодействуя с более развитыми земледельческо-скотовод-ческими этносами Балкано-Дунайского региона и Кавказа.248 Первобытные основания цивилизации

К этому времени выделяются две основные зоны сосредоточения раннеин-доевропейских общин — южная, по предгорьям Крыма и Северного Кавказа, по северным берегам Черного и в зоне еще не образовавшегося Азовского морей, в низовьях больших восточноевропейских рек, и северная, по рубежу степной и лесостепной зон, преимущественно в средних течениях бассейнов Днепра — Дона — Волги.

Речными поймами поддерживаются межобщинные контакты, тогда как обширные степные плато остаются в основном безлюдными. Такое распреде­ление населения постепенно ведет к размежеванию раннеиндоевропейских диалектов на два основных ареала, однако окончательного разделения на два языковых массива в это время еще не происходит. По крайней мере, этого не наблюдается еще в V тыс. до н. э., когда индоевропейцами был одомашнен конь и когда они впервые познакомились с цветным металлом.

Распад на два языковых ареала происходит приблизительно на рубеже V— IV тыс. до н.э. — после^как можно предполагать, прорыва средиземноморских вод через Босфор и затопления обширных областей Северного Причерноморья (до его нынешней береговой линии) и всей современной акватории Азовского моря. Этот "потоп" должен был усилить отток населения вверх по Днепру, Северскому Донцу и Дону, чему благоприятствовал климатический оптимум того времени.

В соответствии с намеченными в предыдущие тысячелетия полосами кон­центрации населения в богатых природными ресурсами районах стыков эколо­гических зон южной половины Восточной Европы оформляются две выделяе­мые Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Ивановым первичные области индоевропейских диалектов, условно названных этими учеными ареалами "А" и "В".

Индоевропейский языковый ареал "А" соответствует энеолитическим пле­менам порубежья степной и лесостепной зон и в общих чертах совпадает с зоной распространения памятников среднестоговско-хвалынскои этнокультур­ной общности. Из него вышли древнеанатолийская (хеттско-палайско-лувий-ская), иллиро-кельтско-венето-италийская и тохарская группы языков.

Индоевропейский языковый ареал "В" соответствует племенным группам вы­деленной В.Н. Даниленко азово-черноморской линии развития, обитавшим в энеолите в Предкавказье, Крыму, в областях Северного Причерноморья и При­азовья — в приморско-предгорных, поименно-речных и использовавшихся под пастбища степных районах юга Восточной Европы. От него происходят герма-но-балто-славянская, греко-армяно-фракийская и индоиранская группы языков.

От языкового ареала "А" первой, еще во второй половине IV тыс. до н. э., в сторону Нижнего Дуная и Балкан отходит группа племен — носителей древне-анатолийских диалектов, языковых предков хеттов, палайцев и лувийцев. В на­чале III тыс. до н. э. они господствуют в названном регионе, а их передовые отряды — очевидно протохетты (языковые предки позднейших хеттов-несситов Центральной Анатолии) — уже переправляются черед Босфор и Дарданеллы и занимают Северо-Восточную Анатолию. Вскоре за ними следуют протопалайцы, занимающие Северную Анатолию, и в середине III тыс. до н. э. разрушающие Трою II протолувийцы, оседающие в третьей четверти названного тысячелетия в Южной Анатолии. Следует полагать, что такие перемещения носителей древне-анатолийских диалектов с Балкан в Малую Азию были вызваны различными причинами, среди которых не последнюю роль должно было играть и давление на них со стороны Подунавья других групп индоевропейских племен.

Этноязыковые общности и социокультурные особенности древних земледельцев и скотоводов__________249

Приблизительно на рубеже IV—III тыс. до н. э. в процессе расселения ско­товодческих племен на восток, за р. Урал, от языкового ареала "А" отделяется и группа прототохар, выступающая авангардом индоевропейского освоения степных просторов Центральной Азии. В настоящее время судьбу этой этноя­зыковой общности, известной по текстам раннего средневековья, проследить практически невозможно. Однако, судя по всему, именно прототохары при­несли в названный регион навыки скотоводства, начав передавать его прото-тюркской и протомонгольской ветвям алтайской общности.

После отхода на юго-запад носителей хеттско-палайско-лувийских диалек­тов и ухода на восток прототохар в лесостепной полосе Восточной Европы из представителей языкового ареала "А" к началу III тыс. до н. э. остались носите­ли еще не расчлененных кельто-итало-венето-иллирийских диалектов, иденти­фицирующиеся с теми материалами ямной культурно-исторической общности, которые в пределах территории Украины демонстрируют преемственную связь с местными среднестоговскими комплексами. В течение первой половины — середины III тыс. до н. э. они частично ассимилируются племенами языкового ареала "В", частично отходят на запад.

Начиная с рубежа IV—III тыс. до н. э. просматривается и первичная диффе­ренциация языкового ареала "В". Одна группа племен — протогреко-армяно-фракийцы — из Северо-Западного Причерноморья через Нижнее Подунавье распространяется на Балканский полуостров, причем идущие в ее авангарде предки протогреков продвигаются западнее других племен этого массива, за­нимая области нынешней Сербии, тогда как предки протоармяно-фракийцев, господствуя в Нижнем Подунавье, осваивают территории нынешних Болгарии и Македонии, вытесняя в течение первой половины III тыс. до н. э. носителей хеттско-палайско-лувийских диалектов в Малую Азию или, по крайней мере, занимая оставляемые ими места.

В результате усиливающегося размежевания к середине III тыс. до н. э. протогреческая и протоармяно-фракийская племенные группы вполне разде­ляются. Протогреки консолидируются в областях нынешней Сербии, откуда приблизительно в третьей четверти названного тысячелетия начинают вытес­няться на юг, к Эгеиде (долинами Моравы и Вардара), продвигающимися в Среднее Подунавье и Западные Балканы племенами носителей кельто-итало-венето-иллирийских диалектов. В результате в последней четверти III тыс. до н. э. протогреки осваивают северное побережье Эгейского моря, разделяясь на два потока. Основной, собственно эллинский поток несколькими волнами в конце III—начале II тыс. до н. э. накатывается на материковую Грецию. Первыми здесь оказываются ионийские племена, затем — ахейцы и, нако­нец, эолийцы. Фессалийцы и дорийцы оказываются здесь после Троянской войны. Другая волна протогреков или, по крайней мере, ближайших к ним по происхождению племен, продвигаясь Северной Эгеидой на восток на рубеже III — II тыс. до н. э. занимает Северо-Восточную Анатолию, образуя основу тех троянцев, с которыми в XIII в. до н. э. ахейцы и союзные с ними гречес­кие племена будут вести упорную, воспетую в гомеровском эпосе войну.

Протоармяно-фракийская группа племен где-то около рубежа III—II тыс. до н. э. разделяется на два основных массива. Из них один, протоармянский, во второй половине II тыс. до н. э. (возможно, еще до Троянской войны, но массо­во — уже явно после нее) начинает распространяться в Анатолию, достигая к250________________________________________Первобытные основания цивилизации

XI в. до н. э. пределов Армянского нагорья. Там, в результате многовековой ассимиляции местных хуррито-урартских этносов, к середине I тыс. до н. э. формируется древнеармянский народ.

При этом фрако-фригийцы остаются долгое время ведущей силой в преде­лах Восточных Балкан. Их фригийская ветвь около рубежа II—I тыс. до н. э. занимает северо-западные и центральные области Малой Азии, а немного поз­же северные группы фракийцев — гето-даки, носители культуры фракийского гальштата, овладевают большей частью Карпатского региона.

Параллельно с греко-армяно-фракийцами из языкового ареала "В" вырас­тает и его северо-западная германо-балто-славянская ветвь. Носители соответ­ствующих диалектов в течение первой половины III тыс. до н. э., тесня в сторо­ну Карпат и Среднего Подунавья кельто-итало-венето-иллирийские племена и, очевидно, в значительной мере смешиваясь с ними, продвигаются из приазов-ско-северопричерноморских степей вверх по долинам Дона, Северского Дон­ца, Днепра, Южного Буга и Днестра, ассимилируя остатки посттрипольского населения в пределах Лесостепной Украины.

Огибая Карпаты с севера, племена германо-балто-славянской группы уг­лубляются в лесные пространства Восточной и Центральной Европы в широ­кой полосе от Волго-Окского междуречья до Нижней Эльбы и Южной Сканди­навии. Оседая и смешиваясь с автохтонным, ассимилируемым ими населени­ем, они уже где-то к началу II тыс. до н. э. постепенно разделяются на несколь­ко этноплеменных массивов: прежде всего прагерманцев и балто-славян, с пос­ледующей дифференциацией последних.

Существеннейшую роль в ускорении разделения прагерманцев и балто-сла­вян сыграло распространение венето-иллирийских, или просто правенетских, племен из областей Среднего Подунавья на север бассейнами Вислы и Одера. В результате этого движения здесь, как можно предполагать, сложилась особая группа племен, оставивших впоследствии памятники лужицкой культуры.

Последние, восприняв этноним переселенцев с юга — венетов/венедов — в языковом отношении остались, скорее всего, связанными с местными корня­ми и, соответственно, образовали этноязыковую группу, занимавшую среднее положение между прагерманцами на западе и балто-славянами, а затем — раз­делившимися праславянами и прабалтами на востоке. После того как этот пле­менной блок (союз племен — ?) был разгромлен скифами, его западная часть германизировалась, составив основу поодерских восточных германцев-ванда­лов, тогда как восточная — ославянилась, став повисленскими славянами-вене­дами первой половины — середины I тыс.

Формирование прагерманцев, таким образом, было некоторым образом связано с правенетским проникновением в бассейны Одера и Вислы и консо­лидацией там племенной группы правенедов. Очевидно, в ходе этого движения предки прагерманцев были несколько потеснены в бассейнах Одера и Эльбы, что должно было послужить дополнительным стимулом к их расселению в те­чение II тыс. до н. э. в сторону Нижнего Рейна, с одной стороны, и через Ютландию в Южную Скандинавию — с другой.

Приблизительно с начала II тыс. до н. э. мы можем говорить и о балто-славянах как об особом этноязыковом массиве, граничащем на западе с пра-венедами, на юго-западе — с праиллирийцами, на юге, юго-востоке и востоке — с ариями, уже разделившимися на индо-ариев и ирано-ариев, а на севере-Этноязыковые общности и социокультурные особенности древних земледельцев и скотоводов__________251

востоке и севере — с финно-уграми. В течение указанного тысячелетия, при­мерно по лини Припятского и Деснинского Полесья (где обитало редкое, пе­реходное в этноязыковом отношении население) происходило медленное раз­межевание на два массива — праславян и прабалтов. Общими и главенствую­щими богами балто-славян выступают борющиеся между собой Перун/Пер-кунас и Велес/Велс.

Праславяне, благодаря сохранению посттрипольских и иных хозяйственно-культурных навыков древнего земледельческого населения Украинской Лесо­степи, обитая на лучших почвах в более благоприятном климате, недалеко от Карпатского металлургического центра, контактируя с более развитыми южны­ми племенами и периодически принимая вызовы с их стороны, консолидирова­лись и развивались динамичнее, чем прабалты. К рубежу II—I тыс. до н. э., при переходе к раннежелезному веку, их ядро можно связывать с чернолесской куль­турой Правобережной Украины и ближайших областей.

Прабалты, по сравнению с праславянами, длительное время сохраняли бо­лее архаичный, близкий к состоянию балто-славянской общности хозяйствен­но-культурный облик и языковый строй. В течение II—I тыс. до н. э. их предки и они сами занимали лесные пространства Восточной Европы от Балтийского побережья (между низовьями Вислы и Даугавы — Западной Двины) до Волго-Окского междуречья (в пределах которого проникшие туда на заре бронзового века немногочисленные группы балто-славян в течение первой половины II тыс. до н. э. были ассимилированы местными финно-уграми).

По мере того как греко-армяно-фракийцы осваивали Балканы, а германо-балто-славяне — лесостепные и лесные бассейны Днепра, Вислы, Одера и Эль­бы, остатки племен языкового ареала "В" в течение первых трех четвертей III тыс. до н. э. вытеснялись (прежде всего — арийскими племенными объеди­нениями) от Днепра — Нижним Дунаем и Карпатским ареалом — в Среднее Подунавье. Речь идет о кельто-итало-венето-иллирийцах. Их движение в сторо­ну Центральной Европы и расселение на ее просторах способствовало, как отмечалось, вытеснению протогреков на юг в середине III тыс. до н. э. и диф­ференциации германо-балто-славянского массива с образованием в его соста­ве особой группы правенетов.

Внутреннее членение кельто-итало-венето-иллирийского массива (занимав­шего к началу II тыс. до н. э. области Карпатской котловины, Среднего Подуна-вья и Западных Балкан с восточными предгорьями Альп) было связано с рас­ширением ареала образовывавших его племенных групп.

Пракельты продвигались в бассейн Верхнего Дуная, переходя на Рейн, а в начале раннежелезного века кельтские племена достигают Приатлантической Франции, Британии и Испании, обрушившись затем на Северную Италию, Кар­патский бассейн и Балканы, достигнув в конце концов Северо-Западного При­черноморья, Греции и Малой Азии.

Праиталики двумя волнами в течение второй половины II тыс. до н. э. занима­ют большую часть Апеннинского полуострова. К концу I тыс. до н. э. (по мере утверждения римского господства) италики ассимилируют (латинизируя) его пол­ностью, как и вскоре обширные пространства Европы и Северной Африки, во­шедшие в состав Римской империи.

Правенеты, закрепившись у северных берегов Адриатики (где их потомки со­хранялись в качестве отдельной этноязыковой группы до римского времени и252 Первобытные основания цивилизации

даже увековечили свой этноним в названии города Венеция), второй своей ветвью распространились севернее Дуная в областях Чехии, Восточной Германии и Польши, растворившись там в прагермано-балто-славянской среде, но, как отмечалось, пе­редав свой этноним группе местных племен.

И, наконец, иллирийцы, предки которых освоили к концу II тыс. до н. э. Среднее Подунавье и Западные Балканы, удерживались на этих местах до рим­ского завоевания, после которого большая их часть была романизирована, но некоторое количество сохранило этноязыковую аутентичность, развившись в современных албанцев.

В результате оттока в Анатолию хетто-лувийцев, Центральную Азию — прототохар, а в различные области Южной, Центральной и Восточной Европы — греко-армяно-фракийцев, кельто-италико-венето-иллирийцев и германо-балто-славян Крымско-Кавказские предгорья, вся зона восточноевропейских степей и лесостепные пространства Среднего Подонья и Среднего Поволжья к сере­дине III тыс. до н. э. остаются за арийскими племенами начинавшего диффе­ренцироваться индоиранского языкового единства. Археологически в середи­не — второй половине III тыс. до н. э. им соответствуют материалы основных (прежде всего восточных) групп ямной историко-культурной общности (осо­бенно на ее позднем этапе) и майкопской культуры.

Носители майкопской и ближайших к ней культур представляются первичной группой выделяющихся из общеарийского массива протоиндо-ариев. С конца III тыс. до н. э. они начинают экспансию в Закавказье, в результате которой ко второй четверти II тыс. до н. э. отдельные их объединения проникают в Северную Месо­потамию и Сирию, где при их активнейшем участии образуется царство Митанни. Поэтому их условно молено назвать митаннийскими индо-ариями.

Основными божествами для всего арийского массива выступают Мира и Варуна. Наряду с ними в среде протоиндо-арийских племен развивается культ Индры, так и оставшийся специфическим именно для них. Три названных бога вместе с Насатьями (Ашвинами) выступают сакральными патронами индо-ари-ев в целом и их ответвления в царстве Митанни в частности.

Экспансия в конце III тыс. до н. э. с Кавказа (с восточной периферии майкоп­ской культуры) племен катакомбной погребальной традиции, владеющих бронзо­вым оружием и не позднее начала II тыс. до н. э. начавших, вероятно, применять запряженную лошадьми легкую боевую колесницу, привела к существеннейшей трансформации всего арийского племенного массива. Этот массив дифференци­руется на ряд культурных групп или даже самостоятельных археологических культур в пределах катакомбной историко-культурной общности. Из них южные, прежде всего приазовско-северокавказские, представляют индо-арийскую группу племен, доминирующую в течение первой четверти, если не всей первой трети, II тыс. до н. э. в пределах степных и лесостепных пространств Восточной Европы.

Более северные культуры, главным образом в пределах лесостепных областей Подонья и Поволжья, представляют ирано-арийскую группу племен. При этом в Северо-Западном Причерноморье, между Нижним Днепром и Восточными Кар­патами, начинается развитие особой, третьей после индо-арийской и ирано-арий­ской, группы арийских племен, которых, ввиду их последующего развития в сто­рону исторических киммерийцев, предлагается называть киммеро-ариями.

Племена индо-ариев благодаря военно-техническому и, вероятно, органи­зационному превосходству над соседями в течение названного выше периодаПРАСАМОДИЙЦЬІ О» прАФИНО-УГРы








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 3900;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.