Предпосылки и условия формирования первых цивилизаций
Следует разграничивать вопросы о предпосылках и условиях становления древнейших цивилизаций. Предпосылками возникновения цивилизации можно, очевидно, признать совокупность тех факторов, действие которых определяет возможность движения в сторону высокостратифицированных эксплуататорских обществ раннегосударственного типа, тогда как его условиями следует бы считать те обстоятельства, наличие которых определяет действительную реализацию данного процесса. Иначе говоря, если предпосылки определяют начало и объективную возможность процесса становления цивилизации, то условия обеспечивают его успешное завершение.
Причинами движения от первобытности к цивилизации являются те внутренние, глубинные, имманентно присущие всем элементам (конкретным людям) всякой социокультурной системы свойства, которые побуждают их к творческой, преобразующей деятельности, направленной на преобразование наличного бытия. Не следует забывать, что история — это история людей и что ее творят сами люди. Нельзя подменять человека производительными силами и производственным отношениями, равно как и абсолютными или какими-то еще идеями или шпенглеров-скими "прафеноменами" культуры, а то и попросту "суммой технологий".
Традиционное для марксистской историографии положение о том, что решающей предпосылкой выхода на уровень цивилизации яляется получение доста-Становление первых цивилизаций_____________________________________________257
точного объема прибавочного продукта, отчуждаемого эксплуататорской верхушкой у массы рядовых, эксплуатируемых ею непосредственных производителей, вполне сохраняет свое значение и сегодня. Получение регулярного прибавочного продукта, безусловно, представляется важнейшим моментом в процессе перехода от первобытности к цивилизации, экономическим содержанием клас-сообразовательного процесса. Без соответствующих социально-политических и культурно-психологических изменений возможность увеличения производства сама по себе не может вывести на уровень цивилизации. Как известно (данные на сей счет были проанализированы В.А. Коротаевым), многие первобытные этносы, продлив свой рабочий день на один—два часа, могли бы обеспечить необходимый для выхода на уровень цивилизации объем прибавочного продукта. Однако они не имеют для этого необходимых социокультурных стимулов.
Становление цивилизации — процесс системный, предполагающий взаимообуславливающую трансформацию экономической, социально-политической и культурной субсистем при соответствующем повышении демографического потенциала и сложении новой территориально-поселенческой структуры автономного социального организма вокруг формирующегося раннегородского центра-столицы. Важнейшая роль, наряду с производственным потенциалом, принадлежит здесь институционализированной общественной организации власти и управления в виде формирующихся раннеполитических структур.
На основании изложенных в двух предыдущих главах материалов и соображений можно сказать, что основными предпосылками становления цивилизации являются:
1. Переход к прочной оседлости, впервые осуществлявшийся с началом широкого освоения специализированного (с использованием сетей и лодок) рыболовства, а затем продолжавшийся по мере распространения земледельческих форм хозяйства.
2 Связанное с этим качественное увеличение (в пригодных для ведения высокопродуктивных форм присваивающей и производящей экономики нишах) прироста, численности и плотности населения, что, в свою очередь, вело к давлению на производительные силы, стимулировавшему как интенсификацию производственной деятельности, так и расселение избыточного населения.
3 Освоение и конечная переориентация на производящие формы ведения хозяйства, главным образом на земледелие, занятие которым в большинстве случаев предполагает не только широкие возможности производства прибавочного продукта, но и определяет появление соответствующих социокультурных стимулов, определяющих общественную потребность в росте эффективности экономики.
Теперь рассмотрим условия классообразования. Как неоднократно отмечалось, одна лишь возможность получения натурального прибавочного продукта сверх необходимого минимума еще не ведет к развитию общественного неравенства и становлению основ цивилизации. Для самого регулярного производства прибавочного продукта необходим еще некий (некие) дополнительный внеэкономический стимул. Этот стимул, в первую очередь, связан с появлением в обществе прослойки людей, не задействованных непосредственно в сфере пищевого производства, но выполняющих существеннейшие функции по организации и регуляции общественной жизнедеятельности в рамках соответствующих социальных организмов (общин, племен, межплеменных объединений).258
Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
Становление и развитие управленческого аппарата в значительной, а то и в решающей степени определяет эффективность функционирования всего общественного механизма в пределах автономного и автаркического, самодостаточного социума. Без него были бы невозможными широкомасштабные мелиорация и ирригация пойм великих рек пояса сухих субтропиков (Нила, Тигра и Евфрата, Инда), террасирование горных склонов (Анды, Юго-Восточная Азия), превращение в плодородные поля болотистых джунглей (Юкатан) или создание сложной системы координации деятельности специализирующихся на различных видах производства общин при последующей редистрибуции создаваемых ими материальных благ (Эгеида бронзового века, Перуанско-Боливийские Анды).
Прогрессирующее общественное разделение труда с неизбежностью вело к обособлению отдельных социально-профессиональных групп, занимавших различное место в системе общественного производства и имеющих, соответственно, различное отношение к средствам производства. Это определяет и различную степень ^доступа к общественным накоплениям, оказывающимся, благодаря реализации принципа власти-собственности через систему редистрибуции в распоряжении власть имущих.
Представители знати, по мере усиления борьбы за власть между главами конкурирующих аристократических родов и между самими вождями соперничающих племен, стремятся к получению дополнительных средств, расходуемых на содержание вспомогательного аппарата (обслуживающие знать ремесленники, воины, жрецы и знахари, наложницы, прислуга и пр.) и на престижное потребление. Это ведет к развитию разнообразных форм эксплуататорских отношений как среди членов одного социального организма, так и между ним и более слабыми соседями — посредством военного грабежа и данничества.
Можно сказать, что в качестве условий успешной реализации процесса становления основ цивилизации (при наличии названных ранее его предпосылок) могут быть выделены следующие моменты:
1. Обеспечение возможности производства прибавочного продукта, связанное с развитием как организационно-управленческого труда, обеспечивающего максимальную эффективность экономики данного социального организма при гарантии как его внутренней стабильности и внешней безопасности, так и самой материально-технической базы производства.
2. Появление сложной иерархически организованной социально-политической системы, в основе которой лежит принцип общественного разделения труда и, соответственно, неодинаковое отношение различных социальных групп к средствам производства и продуктам труда. Наличие такого рода системы обеспечивает возможность концентрации отчуждаемого у рядовых производителей прибавочного продукта в руках власть имущих, непосредственно заинтересованных в увеличении его производства.
3. Наличие в общественном сознании установки на корреляцию высокого социального статуса с престижным потреблением, что, при появлении соответствующих возможностей, определяет осуществление трансформации сконцентрированного в руках знати прибавочного продукта в престижно значимые ценности, подчеркивающие привилегированный статус их обладателя
Положительная обратная связь между увеличением производства общественного прибавочного продукта, развитием социальной стратификации при соответствующем усложнении аппарата власти и управления и ростом престижно-1
Становление первых цивилизаций
го потребления в контексте общей модификации всей системы традиционной культуры, роста численности и плотности населения, а также при становлении новой территориально-поселенческой структуры, фокусной точкой которой становится раннегородской (столичный) центр, определяет становление ранне-цивилизационной системы.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1269;