ПРАИНДЕЙЦЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
А — Восточносредиземноморско-Переднеазиатская цивилизационная ойкумена 1 — Египет, 2 — Нубия,
3 — Вавилония, 4 — Элам, 5 — Ассирия, 6 — Митанни, 7 — Угарит, 8 — Хеттское царство, 9 — Троя, 10 — Крит, 11 — Микенская Греция, 12 — Сабейское царство, 13 —Джаркутан
8 — Восточноазиатская цивилизационная ойкумена' 14 — Шан-Иньская цивилизация
Этноязыковые общности древних индоевропейцев. 1 — прагерманцы, 2 — пракельты, 3 — правенеты, За — правенеды,
4 — праиталики, 5 — праиллириицы, б — прафракийцы, 7 — праармяне, 8 — балтославяне, 8а — прибалты, 86 — праславяне,
9 — праиндо-арии, 10 — праирано-арии, Юа— западноиранские племена, 106 — восточноиранские племена, 11 — пратохары
Карта 15. Древние цивилизации Старого Света в середине—второй половине II тыс. до н. э. и расселение арийских (индо-иранских) племен254________________________________________Первобытные основания цивилизации
удерживают гегемонию в южной части Восточной Европы. Однако к концу первой трети II тыс. до н. э. индо-арии теряют монополию на обладание боевой колесницей и их общество, вероятно после ряда поражений со стороны восставших против них племен, оказывается в кризисном состоянии. При этом отдельные группы индо-арийского в языковом отношении населения еще длительное время, до Античности, оставались в Крыму, Восточном Приазовье и на Кубани, составляя здесь подоснову будущих синдов и меотов.
Другая группа индо-ариев откатывается в XVII в. до н. э. на Южный Урал, где, освоив богатые медные копи, на некоторое время задерживается, оставив памятники открытой В.Ф. Генингом синташтинской культуры. Однако, очевидно будучи теснимыми с запада, они в скором времени отходят в восточные и южные районы нынешнего Казахстана. Продвигаясь предгорьями центральноазиатских хребтов далее на юг, к XV в. до н. э. их передовые группы достигают северных районов Индостана, где впоследствии они известны как ведические индо-арии.
При этом весьма- вероятно, как предположил Л. С. Васильев, что незначительная группа индо-арийских племен приблизительно в это же время, распространяясь далее на восток, достигает Северного Китая и, растворяясь среди местного населения, передает ему металлургию бронзы, коня и боевую колесницу. Их можно называть монгольско-синьцзянскими индо-ариями.
К концу первой трети II тыс. до н. э. ирано-арийские племена, преимущественно лесостепных и примыкающих к ним степных районов Подонья и Поволжья, осваивают боевую колесницу и помимо своих старых богов, прежде всего Митры (Мифры) и Варуны, начинают почитать воинственного Вэрт-рагну — определенного аналога Индры.
В течение середины названного тысячелетия ирано-арийские племена прочно обживают степные пространства Восточной Европы и Казахстана, оставляя памятники срубно-андроновской (кроме, судя по всему, материалов федоровского типа Восточного Казахстана и сопредельных областей, связанных с индо-ариями) культурно-исторической общности.
К этому времени в среде ираноязычных племен уже произошло разделение на восточноиранский и западноиранский ареалы. От первого происходят древние и раннесредневековые языки Средней Азии и нынешний пуштунский, а также языки кочевников сако-скифо-сарматской группы с аланским и его потомком — осетинским. От второго — древние мидийский и персидский, а также большинство современных языков иранской группы: в частности, собственно иранский, таджикский и курдский.
Носители восточноиранских диалектов, распространяясь преимущественно из ареала Степного Поволжья (где их предкам принадлежат материалы пол-тавкинской культуры катакомбного времени) в середине — третьей четверти II тыс. до н. э. прочно овладели казахстанско-среднеазиатскими степями. Там они оставили основной массив памятников алакульской культуры андронов-ской культурно-исторической общности.
К концу II тыс. до н. э. восточноиранские (в языковом отношении) племена начали осваивать ранее занятые представителями древнеземледельческих про-тоцивилизаций (типа Саразма) или даже ранних цивилизаций (типа Джаркута-на) области будущих Согдианы, Маргианы и Бактрии, вступая в активное взаимодействие и постепенно ассимилируя в языковом отношении местное население. Они составили основу творцов древних цивилизаций раннежелезногоЭтноязыковые общности и социокультурные особенности древних земледельцев и скотоводов__________255
века в названных областях, а также в Южном Приаралье, где ирригационное общество Хорезма вырастает на почве созданной ими тазобагъябской культуры. От них происходят согдийцы, бактрийцы и хорезмийцы.
Другая часть племен восточноиранского диалектного ареала, оставаясь в казахско-приалтайских степях и ориентируясь на отгонное скотоводство, по мере иссушения климата в течение последней четверти II тыс. до н. э. переходит к кочевому скотоводству, изобретая при этом совершенный уздечный набор, при помощи которого всадник может на ходу легко управлять конем. Переход к кочевому скотоводству значительно повысил продуктивность хозяйства и открыл новую эпоху в истории Евразийских степей. В скором времени из данной группы племен на историческую арену выходят скифы, побеждающие в Северном Причерноморье киммерийцев, а за ними савроматы — сарматы с их прямыми потомками аланами, тогда как в казахско-среднеазиатских степях ведущая роль принадлежит кочевым племенам саков и массагетов.
Особым и до конца не решенным вопросом остается проблема происхождения и последующего перемещения племен — носителей западноиранской группы диалектов. Наиболее вероятным представляется связывать их формирование с культурами первой половины — середины II тыс. до н. э. в пределах Среднего Дона, бассейна Северского Донца и Северного Приазовья и далее идентифицировать с западным ареалом срубной культурно-исторической общности.
Не позднее рубежа II—I тыс. до н. э. носители западноиранских диалектов начинают проникать в северо-западные области Ирана, где они в последующие века и консолидируются в народности мидийцев и персов. Очевидно, их распространение осуществлялось главным образом через восточные области Кавказа: Дербентский проход и Азербайджан. Однако не исключено, что какая-то часть представителей данной диалектной группы могла проникнуть в Северо-Западный Иран и в обход Каспия, через нынешний Туркменистан.
Таким, предельно схематическим образом можно в общих чертах представить образование основных индоевропейских и окружавших их в древности этноязыковых общностей, так сказать, познакомиться с народами — участниками цивилизационного процесса. При этом следует помнить, что цивилизаци-онный процесс разворачивался и в Новом Свете, где его проводниками выступали различные индейские этноязыковые общности. О характере последних мы можем с определенностью судить относительно нескольких последних столетий, предшествовавших конкисте (майя, ацтеки, инки), при том что о народах, создавших великие цивилизации предыдущей генерации (такие как Теоти-хуакан или Тиауанако) нам мало что известно.
Между тем вполне очевидно, что в IV—I тыс. до н. э. процесс становления и развития локальных цивилизаций и региональных цивилизационных систем с их подразделениями на центры цивилизационного развития и их периферийные зоны охватил огромные пространства южной половины Европы и Северной и Северо-Восточной Африки, практически всей Азии южнее полосы евразийских степей, а также ведущие зоны социокультурного развития Центральной и Южной Америки.ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВТОРОЙ ГЕНЕРАЦИИ (ИНДИЯ, КИТАЙ, АНТИЧНОСТЬ)
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1037;