Глава 3. Юридические лица как субъекты здравоохранительных правоотношений
Юридическое лицо - это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее им по своим обязательствам, которая может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Следует отметить, что наличия перечисленных признаков недостаточно для признания организации юридическим лицом. Для этого необходима также государственная регистрация в этом качестве (признание таковой публичной властью). Как и любой из участников гражданского оборота, юридическое лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью.
В отличие от физического лица, право- и дееспособность юридического лица возникает одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ). В связи с этим, для юридических лиц различие данных категорий практического значения не имеют. Прекращаются они также одновременно - в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующей записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Необходимо отметить, что осуществление отдельных видов деятельности возможно лишь с момента получения лицензии и до истечения срока ее действия (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Перечень лицензируемых видов деятельности определяется федеральным законом. К одному из лицензируемых видов деятельности относится и медицинская деятельность.
Содержанием правоспособности юридического лица является:
1) способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным его учредительными документами;
2) способность нести связанные с этой деятельностью обязанности;
3) способность заниматься определенными видами деятельности только на основании лицензии.
Правоспособность юридического лица может быть как общей (универсальной), так и специальной (ограниченной), дающей возможность участия в ограниченном, заранее определенном круге гражданских правоотношений. Такие ограничения устанавливаются федеральными законами или учредителями организации (самоограничение правоспособности).
В зависимости от целей деятельности различают два вида юридических лиц: коммерческие организации; некоммерческие организации.
Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Различают следующие формы коммерческих организаций: производственный кооператив; хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере); хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество открытого или закрытого типа); государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
Некоммерческая организация - юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая прибыль между участниками.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных целей, не связанных с извлечением прибыли и последующим ее распределением среди участников (учредителей).
Иными словами, от своей деятельности некоммерческие организации могут получать прибыль, однако, она не может быть распределена между ее участниками (учредителями) и направляется полностью для достижения указанных в уставе такой организации целей.
Различают следующие формы некоммерческих организаций: потребительский кооператив; общественная и религиозная организация; учреждение; ассоциация и союз; благотворительный и иной фонд; некоммерческое партнерство; другие формы, предусмотренные федеральными законами.
Медицинская помощь и медицинские услуги населению наиболее часто оказываются физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами следующих организационно-правовых форм: учреждениями; обществами с ограниченной ответственностью.
Организационно-правовая форма юридических лиц - понятие, широко используемое для характеристики субъектов экономической деятельности. Оно воплощает организационные и правовые признаки, являющиеся общими для организаций различных видов.
Эти признаки можно объединить в две группы.
Первая группа отражает организационную связь любого юридического лица с правом: создается только в порядке, установленном законодательством; создается только в одной из тех организационно-правовых форм, которые установлены законом; правомочно действовать только в пределах, которые очерчены законом для того вида юридического лица, к которому оно принадлежит.
Вторая группа признаков отражает имущественный статус юридического лица определенной организационно-правовой формы: указывает происхождение имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо; указывает на внутренние имущественные правоотношения участников юридического лица; определяет состав и объем имущества юридического лица, которым оно отвечает по своим обязательствам.
Знание организационно-правовых признаков юридических лиц позволяет ориентироваться во всем многообразии участников тех или иных правоотношений. С помощью этих признаков можно определить особенности правовых возможностей организации, ее обязанностей и юридической ответственности.
Здравоохранение с функциональных позиций включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитационные центры и др.), различные формы медицинской помощи (экстренная, лечебно-диагностическая, помощь на дому и др.) и различные уровни ее организации (низший, средний, высший)*(87).
К юридическим лицам как хозяйствующим субъектам примыкает индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, который занимает промежуточное положение по своему правовому статусу между юридическим лицом и "обычным" физическим лицом, не являющимся предпринимателем. В плане ведения хозяйственной деятельности он практически утратил специфичные черты, которые ему придавались ранее действующим законодательством. В настоящее время его правовой статус близок к юридическому лицу: он выступает в качестве работодателя и может набирать персонал для выполнения различного рода работ или услуг. В то же время, следует учитывать специфику выполняемых работ или оказываемых услуг. Дело в том, что отдельные виды деятельности могут оказываться управомоченными лицами только лично*(88).
Отдельных хозяйствующих субъектов в сфере здравоохранения можно рассматривать как субъектов "частного права" - они создаются по инициативе учредителей с целью извлечения за счет оказания медицинских услуг населению. Однако большая часть субъектов продолжает функционировать на обломках административно-командной системы, сохраняющей свою жизнеспособность в условиях "отложенной" реформы, но уже приобретающих опыт работы в условиях формирующегося рынка медицинских услуг.
Как правильно пишет Е.А. Суханов: "Учреждения - единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества. Они финансируются их учредителями-собственниками, получая в силу этого ограниченное вещное право на предоставленное им имущества и достаточно узкие возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Как и унитарные предприятия, они, в сущности, представляют собой остатки прежней экономической системы и в этом качестве не свойственны развитому товарному обороту"*(89).
В то же время доля платных услуг, которые они оказывают в структуре всех оказываемых услуг, постоянно увеличивается. Не исключено, что большинство из них в ближайшее время оформятся как полноправные субъекты "частного права", но с присущими им функциями публичного характера, реализуемыми в силу самой специфики медицинской деятельности. В настоящее время активно обсуждаются варианты изменения организационно-правовой формы хозяйствования учреждений, например, на автономные некоммерческие организации и некоммерческие партнерства.
Следует также учитывать, что на хозяйствующих субъектов в сфере здравоохранения вне зависимости от их организационно-правовой формы возлагались, возлагаются и будут возлагаться особые функции, связанные с охраной здоровья как отдельных граждан, так и населения в целом, что не может не отразиться на их статусе.
Например, статья 16 ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" обязывает администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, создавать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", руководители медицинских организаций и граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью, обязаны направлять в медицинские противотуберкулезные организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, а также органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, информацию о выявленных на соответствующих территориях в течение года больных туберкулезом и о каждом освобождающемся из учреждений уголовно-исполнительной системы больных туберкулезом.
Назрела необходимость в нормах, которые бы комплексно урегулировали круг субъектов здравоохранительных правоотношений, предъявляемые к ним требования, их правовой статус. Специальной правосубъектности медицинских организаций еще предстоит найти адекватное отражение в российском законодательстве.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 1002;