ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Если перевести слово «Философия», введённое в греческий язык небезызвестным Пифагором, то получится «любовь к мудрости». А что такое мудрость и почему надо её любить? В Древней Греции были люди, которых называли мудрецами - к примеру, известный нам из курса истории Солон. Но никто не называет его философом, ибо он сочинял стихи и новые законы для Афин, но не философские трактаты. Философы появились в Греции позднее мудрецов – об этом мы узнаём, к примеру, из сочинения выдающегося доксографа Диогена Лаэрция «О жизни, учениях и изречениях философов». (Доксографами историки философской мысли называют авторов, в чьих сочинениях содержатся цитаты из текстов более ранних авторов, которые целиком не сохранились до нашего времени. Учения всех греческих философов, живших до Сократа – «досократиков» - историкам известны только через доксографов).
Но философы – «любомудры» не испытывали почтения к мудрости, унаследованной от предков - потому что мудрость даже пожилых и достойных людей зачастую представляет собой лишь индуктивное обобщение их личного жизненного опыта (индукция – логический метод рассуждения от частного к общему, дедукция – наоборот). Никаким иным способом мудрецы свои суждения не обосновывали. Как, к примеру, отнестись к таким высказываниям мудрецов: не делай того, за что бранишь других? О мёртвых говори хорошо или ничего? Чем ты сильнее, тем будь добрее? То есть кто-то плохо сделал ремонт в твоей квартире – и ты за него не берись? Говорить хорошо о Гитлере только из-за того, что он умер, язык не поворачивается. А как понимать «доброту» в отношениях между двумя сильными государствами, к примеру? Пусть язык не опережает мысли? А всегда ли нашей речью управляют только мысли, а чувства куда деть? Не спеши решать, спеши выполнять решённое – а в схватке с вооружённым врагом, когда важны доли секунды, тоже не спешить? У друзей всё общее – и жёны тоже? Кто выходит из дома – спроси «Зачем?». Кто возвращается – спроси «С чем?». Вот так садись на лавочку и спрашивай. Не чванься в счастье, не унижайся в несчастье – а если ситуация требует унизиться перед террористом, держащем в заложниках женщин и детей? Суди о словах по делам, а не о делах по словам – но все ли слова можно проверить делами? А каким «делом» проверить слова астрономов о «тёмной материи»?
Мудрец Клеобул Линдский считал, что мера важнее всего – только она у каждого своя. Хилон Спартанский призывал познать самого себя – но если включать в понятие человеческого «Я» организм, то эта суперсложная система до сих пор не изучена до конца. Периандр Коринфский считал, что надо сдерживать гнев, однако всегда ли надо «подставлять другую щёку» негодяю? Питтак Митиленский не хотел ничего лишнего, но монах считает лишним одно, а олигарх другое. Солон Афинский учил наблюдать конец жизни, только не уточнил – своей или чужой. Биант Приенский утверждал, что худших всегда больше, а Фалес Милетский говорил: ни за кого не ручайся. Возможно, этим людям просто не повезло в жизни. Кстати, Фалес, как и Пифагор, был математиком и считается первым греческим философом, то есть связующим звеном между древней мудростью и новыми «любителями мудрости».
Греки-«любомудры» отличались от мудрецов стремлением обосновать свои суждения при помощи разума и логики. Они также пытались выработать рациональное (основанное на разуме) отношение к таким формам общественного сознания, как религия и мифология. (Общественное сознание – это совокупность духовных образований и коллективно-психологических явлений, являющихся достоянием общественной системы в целом и функционирующих в процессе общения и совместной деятельности людей. Дух – человеческий, народный, национальный и т.д. – совокупность наиболее ценных достижений в познавательной, нравственной и эмоционально-волевой сферах). Начиная с VII столетия до н. э. греки начали активную колонизацию Средиземноморья по причине отсутствия в Элладе свободных земель для сельского хозяйства и перенаселённости своих полисов. Образовался значительный слой ремесленников и торговцев, активно изучавших культуру других народов и привыкших всё в большей степени опираться на собственную смекалку, а не на помощь богов. К тому же в политически раздробленной Греции отсутствовало сильное и опирающееся на государственную власть жреческое сословие, что (в отличие от Египта и Междуречья) давало возможность мыслить относительно свободно. Хотя ни один философ не может быть свободен от окружающих его социальных условий, накопленной предыдущими поколениями информации и индивидуального жизненного опыта.
Мифология – исторически первая синтетическая форма общественного сознания, соединяющая фантастическую картину мира с художественной образностью и ценностно-нормативными ориентирами. Представления о происхождении мира и богов в греческой мифологии сводились к набору противоречивых сюжетов, почерпнутых из поэм Гомера и Гесиода. Эти сочинители, основываясь на преданиях разных греческих племён, сообщали, что вначале был вечный тёмный Хаос – источник жизни, породивший мир и богов. Из Хаоса почему-то выделилась Гея-Земля, а также Тартар, бездна, где вечная тьма. Любовь-Эрос, вечный мрак Эреб, Ночь-Нюкта, вечный свет-Эфир, День-Гемера также возникли из Хаоса. Ремесленнику-греку, ваяющему своими руками амфоры или кующему железо, трудно было понять, как что-то может возникнуть само собой, без замысла и причины. Далее, Земля породила небо-Урана и вступила с ним в брак. Они породили горы, моря, титанов, Гелиоса-Солнце, Селену-Луну, Эос-Зарю, звёзды, ветры, Океана и его супругу Фетиду, реки и т.д. Почему – неизвестно. Подобные представления – пережитки первобытного сознания, очеловечивавшего природу (антропоморфизма). У первобытных людей дети появлялись внепланово, как бы случайно – получается, что и в мире господствует случайность?
Мифы других народов отличались как от греческих, так и друг от друга, что неизбежно наводило на мысль об их одинаковой фантастичности. А самое главное – загробный мир древние греки представляли (опять-таки в отличие от жителей Ближнего Востока) как некое унылое подземелье, по которому бродят одинаково несчастные и тоскующие души как бедняков, так и царей. (Однако боги-олимпийцы могли вступать в связь со смертными женщинами, которые рожали полубогов, один из них – Геракл – после смерти попал на Олимп, как полноправный бог. И стал бессмертным, ибо секрет бессмертия всего лишь в употреблении богами специального напитка – амброзии. Сближая богов и людей, греки задолго до христиан подошли к идее богочеловека). Отсюда вывод: надо лучше устраивать земную жизнь людей вместо того, чтобы надеяться на загробное воздаяние. Для этого необходимо выработать правильное понимание смысла жизни, основанное на правильной системе ценностей, а она, в свою очередь, должна опираться на истинную картину мира. Всё это вместе называется мировоззрением. В отличие от обыденно-житейского, формирующегося у людей стихийно, философия есть высшая форма мировоззрения, рационального (основанного на разуме) и системного, то есть внутренне логичного и непротиворечивого.
Синонимом разума является мышление, причём для философов характерно абстрактное мышление. Абстрагирование – это мысленное отделение одного из свойств познаваемого объекта (на свойства объект раскладывается аналитически) от самого объекта с целью его отдельного исследования. Затем исследованные свойства синтетически снова соединяются и объект в мышлении предстаёт уже как некая конкретная целостность.
Картину мира можно позаимствовать у религии и мифологии, но… религия даёт «надежду без доказательств». Не все ведь способны верить безоглядно, людям вообще свойственно сомневаться. Веру в бога, всегда помогающего верующим в него, может подорвать первый же несчастный случай, связанный, к примеру, с гибелью близких людей – а несчастные случаи, к сожалению, встречаются чаще, чем чудесные спасения и исцеления. Наука, в свою очередь, прочно связана с наблюдениями и экспериментами, но даёт «доказательства без надежды», то есть научная картина мира не связана зачастую со смыслом человеческой жизни. Учёные довели до сведения человечества уже много сценариев возможной всеобщей гибели в результате какой-либо катастрофы – но никто из учёных не подскажет, как должен вести себя человек в ожидании неминуемого и скорого конца.
Философия, возникшая позднее как религии, так и первых форм научного знания (математики, к примеру), соединяет мировоззренческие задачи с научной логичностью рассуждений. Иногда философию даже называют «царицей наук» или «метанаукой», в таком случае её объектом можно считать весь мир, предметом – наиболее общие свойства этого мира, проявляющиеся в каждой его части (т. н. «всеобщее»), а методом – умозрение. Но лучше всё-таки считать философию отдельной формой общественного сознания. Научные знания накапливаются и проверяются общественной практикой, закон Архимеда сегодня не менее актуален, чем теория Энштейна, отбрасываются за ненадобностью лишь явно ошибочные гипотезы (например, о флогистоне – особом огненном веществе). Философские же учения – это варианты мировоззренческих систем, каждая из которых содержит зерно истины и может служить «информацией к размышлению» для какой-то группы людей, но ни одно из этих учений не может претендовать на то, чтобы окончательно «закрыть» какую-либо из «вечных» мировоззренческих проблем. Основной задачей философии является открытие новых «вечных» вопросов и правильная их формулировка, а не поиск окончательных ответов. Некоторые мыслители считают, что главное в философии – сам процесс философствования, а отнюдь не результат.
Философия связана и с нормативными формами сознания – как отделить политику и право от этики, к примеру? И с такой формой познания мира, как искусство, отражающее реальность в художественных образах, а ведь вдохновение творца – это нечто, связанное не только с разумом, но и с интуицией. Первым философом-художником был грек Платон, который писал не трактаты, а сценки-диалоги, вкладывая свои мысли в уста их героев. Появлялись такого рода философы и позднее – к примеру, известное сочинение Фридриха Ницше «Так говорил Заратуштра» представляет собой философский роман.
Древние философы Фалес и Пифагор внесли вклад и в математическую науку, и это не случайно. Подобно Евклиду, логически выводившему свою геометрию из набора аксиом, философы вынуждены в начало своих рассуждений помещать некие положения, принимаемые без доказательств. Если наука отвечает прежде всего на вопрос «как?», то философа интересует вопрос «почему?». Почему камень падает на землю с таким ускорением, а не с другим? Таков закон природы? А почему он таков? Почему, как говорил поэт Николай Рубцов, «средь белых листьев и на белых стеблях мне не найти зелёные цветы»? Спускаясь в прошлое нашего мира по цепочке причинно-следственных связей, философ вынужден либо признать её уходящей в бесконечность (а с бесконечностью нашему разуму трудно иметь дело, ибо мы окружены конечными вещами и процессами), либо остановиться и какую-либо причину объявить самой первой, то есть причиной самой себя. Первопричина в философии называется субстанцией – это может быть Бог, или мировой разум, или законы материи, или даже наше собственное сознание.
Вопрос о первичности материи (вещества) с одной стороны - или духа, сознания, мышления с другой – традиционно называется основным вопросом философии. В зависимости от ответа на него философы делятся на материалистов и идеалистов. Исторически в философии также выделились такие разделы, как учение о бытии (греки его называли физикой, мы сегодня – онтологией), учение о познании (у греков логика, сегодня – гносеология, включающая логику как составную часть) и учение о правильной жизни и достижении счастья – этику. Логика – это философская дисциплина, изучающая правила мышления, позволяющие вывести новое истинное знание из истинных утверждений. Логика делится на три раздела, изучающие понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это то, с чем прежде всего работают философы. Это отражение в мышлении основных свойств изучаемого объекта (группы объектов). Объём понятия – это совокупность отражаемых объектов, в количественном выражении – от единицы до бесконечности. Содержание понятия – совокупность мыслимых свойств этих объектов, которую тоже можно выразить числом. Обычно чем больше объём, тем меньше содержание, и наоборот, наиболее общие понятия называют категориями (научными или философскими). Действительно, если проанализировать содержание понятия «человек» (с многомиллиардным объёмом), то мы обнаружим очень мало свойств, делающих людей похожими друг на друга, и очень много свойств, людей друг от друга отличающих и отделяющих.
Суждение – это соединение двух понятий, одно из которых называется субъектом суждения, а другое предикатом. «Иван Иванович Иванов есть человек», «Иванов» - субъект, «человек» - предикат, «есть» - логическое следование. Такого рода суждение не даёт нового знания, ибо оно является аналитическим, то есть говорит о свойствах объекта, уже заранее известных. Гораздо интереснее синтетические суждения типа «Марс – обитаемая планета». Если это суждение окажется истинным, то оно будет содержать новое знание, дополняющее содержание понятия-субъекта. Умозаключение - это вывод из двух (или большего количества) суждений ещё одного, содержащего новое знание, но тут важно не ошибиться. «Все студенты – люди» (большая посылка), «Иванов – студент» (меньшая посылка), «Иванов – человек» (истинный вывод). Но! «Все гусеницы едят капусту» (большая посылка), «Я ем капусту» (меньшая посылка), «Я – гусеница» (ложный вывод). Второе умозаключение ошибочно, чтобы сделать его истинным – следует поменять местами меньшую посылку и вывод. Когда суждения и умозаключения записывают с помощью математических символов – получается символическая (или математическая) логика, без которой не обойтись информатике.
Первые философы использовали прежде всего т. н. формальную логику, основные законы которой были сформулированы философом Аристотелем. В процессе рассуждения или дискуссии объём и содержание используемых понятий должны оставаться неизменными – это закон тождества (его нарушение приводит к проблемам типа «я ему про Фому, а он мне про Ерёму»). Если существуют два противоположных суждения об одном объекте, то истинным может быть лишь одно из них – это закон непротиворечия. Если есть два противоположных суждения об одном объекте, истинное и ложное, то третье суждение невозможно – это закон исключённого третьего. Немецкий философ Лейбниц позднее сформулировал и четвёртый закон формальной логики – достаточного основания: каждое суждение истинно, если известны достаточные основания, позволяющие считать его истинным. Однако уже в древней Греции зародилась и диалектическая логика, согласно которой возможны два противоположных и при этом истинных суждения об одном и том же объекте.
Философское мышление отличается абстрактностью – мыслители сначала анализируют содержание понятия, выделяя отдельные свойства объекта, затем какие-либо свойства абстрагируют (мысленно отделяют от объекта и рассматривают сами по себе, получая дополнительное знание). Синтез – процесс, обратный анализу, и заново «сложенное», как из кирпичиков, содержание понятия делает его конкретным, то есть дающим полное представление об объекте. Движение от чувственной информации к абстракциям, а затем от абстрактного к конкретному – особенность развитого человеческого мышления.
Переходя к изучению истории философии, мы будем стараться сочетать исторический подход (изложение фактов в хронологическом порядке) с логическим (отбирать те факты, которые имеют характер всеобщих, т.е. выражающих всеобщие закономерности развития). Тем более, что у нас нет возможности заниматься всеми философскими учениями, созданными человечеством, нам приходится ограничиваться лишь самыми значимыми и ценными. Внутренняя логика философского исследования проявляется прежде всего в цикличности историко-философского процесса: отдельная философская система (мировоззрение отдельного мыслителя), школа (системы группы схожих мыслителей) или течение (системы, объединённые общими идеями) обычно начинает с определённых представлений о бытии, так как человек – часть бытия, затем сталкивается с познавательными проблемами и пытается их решить – и наконец из взглядов на устройство мира и его познаваемость выводит некую этику (правила человеческой жизни) и представления об обществе. Конечно, удельный вес этих этапов философского исследования может быть разным – философия как квинтэссенция культуры чутко реагирует на изменения социальной и культурной атмосферы.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 616;