Среднепрогредиентный тип.
Параноидная шизофрения – возникает в возрасте 30-35 лет и протекает с бредовыми и галлюцинаторными расстройствами. В развитии заболевания отмечается ряд четких этапов:
1 этап паранояльного синдрома, т.е. бреда не сопровождающегося галлюцинациями и явлениями психического автоматизма;
2 этап параноидного синдрома – в т.ч. синдрома Кандинского-Клерамбо;
3 этап парафреного синдрома.
В зависимости от преобладания в клинике бредовых расстройств или галлюцинаций выделяют бредовый и галлюцинаторный варианты течения.
В бредовом варианте манифест болезни характеризуется интерпретативным высокосистематизированым бредом различного содержания (ревность, идеи отношения, реформаторства, изобретательства). Формирование подобного бреда сопровождается высокой активностью больных – больные предпринимают все возможное для реализации своих идей.
В галлюцинаторном варианте бред не достигает высокой степени систематизации, формирования быстро – по типу внезапного «озарения».
При формировании синдрома Кандинского-Клерамбо наряду с идеями преследования и воздействия развивается идеаторные или другие виды автоматизмов, происходит трансформация истинных вербальных галлюцинаций в псевдогаллюцинации (отличается высокой резистентностью к терапии).
Следующий этап – парафреный.
Формирование парафрении проходит постепенно на фоне приподнятого настроения, когда больные начинают говорить о появлении у них необычных способностей узнавать мысли окружающих. Затем возникают идеи величия фантастического содержания больные утверждают, что являются особыми личностями, могут влиять на судьбы людей и вселенной.
Конечное состояние параноидной шизофрении характеризуется «шизофазией». Первый ее признак – симптом монолога, проявляется бесконечными длительными ответами на простые вопросы, когда в ответах содержится информация, не имеющая никакого отношения к содержанию ответа. В дальнейшем развивается собственно феномен «шизофазии» - грамматически правильная речь, лишенная смысла и содержания с наличием неологизма.
Продолжительность течения параноидной шизофрении не укладывается в определенные сроки, т.к. этапы развития болезни могут затягиваться («процесс» - переход одного этапа в другой поэтому шизофрении называют «процессуальное заболевание»).
3. Злокачественный тип.
Возникает в юношеском возрасте, характеризуется резко выраженной прогредиентностью, которая проявляется быстрым нарастанием негативной симптоматики и формирование тяжелых форм дефектных состояний.
Особенностями злокачественной шизофрении является:
- начало заболевания с негативной симптоматики;
- резко выраженный полиморфизм и развернутость последующей позитивной симптоматики.
Эта форма шизофрении отмечается резистентностью к терапии.
Распространенность составляет 5-6 % общей популяций больных, причем юноши болеют в 4-5 раз чаще, чем девушки.
Простая форма.
Нередко данное заболевание встречается у одаренных, способных молодых людей, являющихся гордостью семьи и школы.
Болезнь начинается с редукции энергетического потенциала и эмоционального снижения, что проявляется прогрессирующим падением продуктивности – ранее прекрасно учившиеся молодые люди начинают испытывать трудности в учебе – часами просиживают за приготовлением домашних заданий, утрачиваются прежние интересы, появляются особые интересы к философии, мирозданию, религии, т.е. к тем областям науки и духовной жизни, с которыми больной не был знаком и не проявлял ранее никакого интереса. Это явление получило название – метафизической интоксикации. Резко ухудшается отношения с близкими, больные становятся в общении с ними раздражительными и грубыми. Избегают встреч с друзьями, перестают следить за своей внешностью, становятся неопрятными, неряшливыми, категорически отказываются от гигиенической процедур, целыми днями ничего не делают, бесцельно бродят по квартире или лежат в постели.
Описанные симптомы характерны для простой злокачественной шизофрении, отличающейся преобладанием негативных расстройств и рудиментарной позитивной симптоматикой, проявляющей психопатоподобными эквивалентными расстройствами влечений в виде сексуальной распущенности и склонного к алкоголизации, галлюцинаторными и бредовыми эпизодами, кататоническими расстройствами в виде застываний.
При других вариантах злокачественной шизофрении – гебефреническая, параноидная и кататоническая как и простая, также начинается с негативных расстройств. Различия их определяется картиной манифестного психоза, который при простой шизофрении не возникает.
При гебефренической (Геба – богиня юности) шизофрении на фоне негативных расстройств возникает острый психоз, складывающийся из бреда преследования, воздействия, галлюцинаций, псевдогаллюцинаций, явлений психического автоматизма, кататонических расстройств, особенностью которых является сочетание двигательного и речевого возбуждения с дурашливостью и изменчивым аффектом – больные то веселы, громко смеются, то начинают рыдать, становятся злобными и агрессивными.
Все эти расстройства отличаются рудиментарностью: бредовые идей не складываются в систему, галлюцинации не приобретают характера галюциноза.
Могут развиться признаки соматического неблагополучия – кратковременный подъем температуры тела, лихорадочный вид пациентов, желтушный цвет кожных покровов. Эти состояния кратковременны и различаются без терапевтического вмешательства.
При кататонической шизофрении(«люцидная кататония») на фоне негативной симптоматики остро возникает психоз с картиной субступора, прерывающегося имульсивным возбуждением.
Эти кататонические состояния не сопровождаются онейродным помрачением сознания – отсюда и название люцидная кататония. В это же время вявляются бредовые расстройства, не имеющие тенденции к систематизации, псевдогаллюцинации, явления психического автоматизма. Эта симптоматика отличается нестойкостью и эпизодичностью, активностью и пассивностью негативизма, речевые стереотипии – персеверации, зрительные галлюцинации и т.д.
Юношеская параноидная шизофрения в своем развитии имеет много общего с параноидной шизофренией, возникающей в зрелом возрасте. Однако при юношеской шизофрении отмечается ряд особенностей – болезнь начинается с негативной симптоматики и характеризуется появлением кататонической симптоматики на развернутых этапах параноидного психоза.
Манифестный психоз развивается в виде синдрома Кандинского – Клерамбо, отличающегося выраженным полиморфизмом симптоматики.
Особенностью этого этапа болезни, а также следующего за ним этапа парафрении, является возникновение фрагментарных кататонических расстройств в виде эпизодов субступора или возбуждения. Эти этапы наслаиваются один на другой, создавая сложную клиническую картину. В течение небольшого отрезка времени, за 2-3 года, злокачественная шизофрения заканчивается тяжелыми видами конечных состояний: апатическим слабоумием при простой шизофрении; «дурашливым», «бормочущим», «манерным» слабоумием при гебефреническом и кататоническом вариантах; шизофазий – при параноидной юношеской шизофрении.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 338;