Принятие решений в условиях неопределенности
Неопределенность связывают с отсутствием информации о вероятностных состояниях среды (природы).
Матрица платежей в задаче принятия решений можно представить в следующем виде:
(11)
Платит не природа, а некая третья сторона (или совокупность сторон, влияющих на принятие решений игроком 1 и объединенных в понятие «природа»).
Другой способ задания матрицы игры с природой в виде матрицы рисков , или матрицы упущенных возможностей.
Величина риска – это размер платы за отсутствие информации о состоянии среды.
Матрица R строится из условий задачи или на базе матрицы выигрышей.
Риском rij игрока при использовании им стратегии Ai при состоянии среды Пj называется разность между выигрышем, который игрок получил бы, если бы знал, что состоянием среды будет Пj, и выигрышем, который игрок получит, не имея этой информации.
Зная состояние природы Пj, игрок выиграет ту стратегию, при которой его выигрыш максимальный, т.е.
, (12)
где при заданном j.
Например. Матрица выигрышей имеет вид:
(13)
β1 = 4; β2 = 8; β3 = 6; β4 = 9.
Построим матрицу рисков.
и т.д.
(14)
В условиях неопределенности вероятностное распределение, соответствующее состоянию Пj, либо неизвестно, либо не может быть определено.
Этот недостаток информации обусловил развитие следующих критериев для анализа ситуации, связанной с принятием решений.
Критерий Лапласа
Использует оптимистическое предположение, что вероятности всех состояний природы равны между собой, т.е.
,
если при этом представляет получаемую прибыль, то наилучшим является то решение, которое обеспечивает
(15)
Если представляет расходы ЛПР, то max заменяем на min.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 294;