Теоретические подходы к исследованию семьи
Теория рационального выбора и обмена (Дж. Хоманс). Согласно данной теории человек оценивает издержки и вознаграждения, получаемые от взаимоотношений с партнером. В процессе взаимодействия он ищет удовлетворения своих различных потребностей – эмоциональных, сексуальных, экономических, духовных. Если издержки в отношениях
превосходят получаемые вознаграждения, то продолжение таких отношений маловероятно. Женщины, имеющие унижающие их отношения с кем-либо, оценивают получаемые вознаграждения как имеющие большее значение для них – это может быть доход, социальный статус, наличие дома, компаньона и т.д.. Баланс факторов такого обмена очень часто устанавливается социальными институтами и организациями среднего уровня – легальным регулированием отношений - заключением брачного договора, официальной процедурой развода, определяющей отношения партнеров после брака и т.д.), программами страховки, системой здравоохранения и т.д.
Согласно данной теории, выбор партнера рассчитывается через баланс издержек и вознаграждений. Люди оценивают свои собственные активы – физические, интеллектуальные, социальные, экономические и пытаются сделать наилучший выбор, хотя бы на уровне того набора ресурсов, который они имеют. Если человек в браке живет с личностью, имеющий весьма отличающиеся от него самого активы, то вероятно, один из них будет чувствовать себя зависимым в этих отношениях.
Теория символического взаимодействия (Г. Блумер, Дж. Г. Мид).Данная теория помогает понять, как индивиды обучаются своим специфическим моделям поведения и мышления. Именно культура в большой степени определяет то, как мы интерпретируем различные жизненные ситуации, поскольку в процессе социализации мы обучаемся соответствующему поведению. Наши ролевые взаимоотношения развиваются через взаимодействие с другими людьми.
В теории символического взаимодействия два основных концепта взаимосвязаны между собой – это социальное конструирование реальности и определение ситуации. То, что мы определяем как привычное, формируется тем, что другие вокруг нас определяют как обычное и нормальное. Наши представления о семье социально сконструированы нашим опытом и значимыми другими. Например, дети, которые вырастают в семьях, где принято кричать друг на друга и на детей, вырастая, будут считать, что такие отношения являются нормальными отношениями в семье.
При создании новой семьи перемешиваются представления обоих супругов о разделении труда, семейных праздниках, воспитании детей, сексуальных, психологических и экономических отношениях супругов. Молодожены социально конструируют новые отношения, перерабатывая представления о семейной жизни, полученные в семьях родителей и свои собственные желаемые установки в отношении семьи в некую новую модель. Далее эти представления транслируются окружающим как уже обычные, нормальные отношения.
Центральное положение теории символического интеракционизма – личность является активным агентом, формирующим социальную структуру через взаимодействие (interaction) с окружающими.
Однако с другой стороны, наша идентичность формируется институциональными установками на мезо-уровне. Семейная жизнь в разной степени для разных культур определяется религиозными верованиями, системой законов, организациями, рядом государственных структур. Они в разной степени определяют содержание ролей «жены» и «мужа».
Структурно-функциональная теория (мезо- и макро-уровни анализа, Т. Парсонс).Данная теория является достаточно обобщенной и часто используемой социологами моделью, показывающей, что многие общества имеют семьи потому, что они выполняют ряд очень важных для общества функций, способствующих его выживанию.
Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону ее большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошел переход от брака по расчету или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И.С. Кон - это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведет к меньшей устойчивости браков. Помимо неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияют также увеличение общей продолжительности жизни и уменьшение численности семьи.
Как отмечает И.С. Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов – изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид. Такая переориентация, затрагивающая не только брачно-семейные, но и трудовые отношения и свободное общение – результат длительного исторического развития, уходящего корнями в раннебуржуазную эпоху. В патриархальном обществе прошлого отдельный индивид был немыслим и не воспринимал себя вне социально-групповой принадлежности.
Кроме того, в современном обществе уходят в прошлое антисексуальные установки культуры и люди перестают видеть в сексуальности нечто постыдное и низменное. Это находит отражение и в сексуальных сценариях (моделях поведения) современных людей.
Теория конфликта.Данная теория исследует как индивидуальные семейные ситуации, так и более широкий социетальный контекст функционирования семьи. Представители этого направления полагают, что конфликт в семьях является естественным и неизбежным и является результатом борьбы за власть и контроль, как в семье, так и в обществе в целом. Конфликты существуют во многих формах, они возникают, например, из-за неравномерного распределения ресурсов. Причины конфликтов в семье могут быть производными от представлений общества о том, кто принимает решения в семье, кто зарабатывает деньги на одежду и машину, кто готовит пищу для семьи и т.д. На макроуровне семья может быть источником неравенства в обществе в целом, поддерживая неравенство по доходу, образовательным возможностям, здоровью.
Некоторые теоретики конфликта полагают, что конфликт внутри семьи может иметь и позитивные функции – улучшать семейные отношения через изменения. Главное – уметь направлять конфликты в позитивное русло.
Феминистские подходы к изучению семьи (К.Дельфи, Б.Фридан, И.Янг и др.).Американские социологи[18] отмечают, что феминистские исследователи позволили сделать ряд очень важных шагов в анализе семьи:
· стали рассматривать не семью как единицу анализа, а сфокусировали анализ на структурах гендера, поколения, сексуальности, расы и нации.
· озвучили опыты, которые идеология отвергает – включая мужское доминирование и женское подчинение как внутри семьи, так и за ее пределами, различные опыты материнства, наличие неравно распределенной домашней работы, конфликты и насилие внутри семьи.
· бросили вызов идеологии монолитной семьи, которая возвышает семью с мужем-добытчиком и женой-домохозяйкой как единственно легитимно существующую.
· подняли вопросы о границах семьи, показав, что семейная изоляция частично иллюзорна, поскольку существуют явные взаимосвязи между организацией оплачиваемой работы, государственно организованной системой социальной и юридической поддержки, школами, детскими садами и другими институтами.
· показали, что дихотомия «публичное-частное» связана с амбивалентностью в ценностной структуре. Амбивалентность проходит через ценности индивидуализма и равенства – ценности, от которых женщина долгое время была отделена и ценностями воспитания и коллективизма, которые символически были связаны с женщиной и семьей. Эти последние ценности были провозглашены некоторыми феминистами как базис для широких социальных изменений. Существующая напряженность между индивидуализмом и коллективизмом является основой политики изменения семьи.
Бросая вызов существующей дихотомии частного и публичного, феминистские исследователи пересматривают социальную теорию и выносят на поверхность темы, которые были долгое время скрыты от внимания ученых.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 849;