Перемены в области брачно-семейных отношений
Можно выделить ряд основных тенденций изменения семейно-брачных отношений:
· Изменение состава семьи.
В России и во многих странах Европы происходит уменьшение средней численности членов семьи в результате снижения рождаемости и сведение ее к супружеской паре и ее потомству (нуклеарная семья). Несмотря на то, что в России значение детей для полноценности жизни женщины оценивается сравнительно высоко - это мнение поддержали 83% респондентов[19], современная городская семья чаще бывает малодетной – с одним или двумя детьми, причем такой сдвиг в репродуктивном поведении и соответствующих социально-психологических установках является, по-видимому, устойчивым и закономерным. В 2002-м году в среднем по России рождаемость составила 1,3 ребенка[20].
Идеальное и реальное поведение россиян в отношении рождения детей сильно различаются. Так, например, результаты исследования ВЦИОМ (1998 г.) показали, что хотя 51% опрошенных в России считают идеальной семью с двумя детьми, планируют иметь двух детей лишь 20,7% респондентов. 17,9 % опрошенных считают идеальной семью из трех детей, а планируют иметь трех детей только 3,4% опрошенных. Эти результаты согласуются с результатами микропереписи 1994 года - 48% домохозяйств вообще не имели детей, 28% имели только одного ребенка, 19 % - двоих, и 5% - троих или более детей[21].
Таким образом, желаемые установки родителей на идеальную семью расходятся с их реальным поведением.
· Увеличение количества семей с одним родителем, в основном – с матерью. Впервые юридический термин "одинокая мать" (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г. о прямой материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждении "материнских" наград. Из него следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая "внебрачных" детей. В широком смысле это определение включает категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Но поскольку существуют и семьи, где есть одинокий отец, то в целом такие семьи определяют как «семья с одним родителем».
Одинокий родитель – состояние неустойчивое, и его границы часто неопределенны. Как отмечает Э. Гидденс, большинство людей не хотели бы быть одинокими родителями, но есть достаточно много женщин, которые решили завести ребенка «для себя». «Матери-одиночки по выбору» - так определяют женщин, которые имеют достаточно ресурсов для самостоятельного воспитания ребенка. Однако для большинства одиноких матерей характерна высокая корреляция между показателями рождаемости вне брака и показателями бедности.
В 1970 году 11% рождений в России приходилось на незамужних матерей. В 1990 году эта цифра выросла до 15%, а к 1995 году она составила уже 21%.
По опубликованным данным переписи 2002 года, в России насчитывается 21 195 854 домохозяйства с детьми до 18 лет и в них проживает 29 958 645 детей. Домохозяйства, в составе которых есть один родитель с ребенком (детьми) или семьи, состоящие только из родителя и ребенка (детей), составляют 28% от общего числа домохозяйств, в них живет около 7 миллионов детей, т. е. 23% от всех детей, воспитывающихся в семьях.
Данная тенденция характерна и для многих других стран. Так, например, в прибалтийских странах к 2000 году число детей, рожденных вне брака, значительно увеличилось – в Эстонии было рождено вне брака 52% детей, в Латвии - 40%, а в Литве – 22%. Эти цифры различаются, возможно, в силу разной религиозной принадлежности стран – Литва является католической страной, а Латвия и Эстония – протестантскими[22].
Отношение к одинокой женщине в современном обществе неоднозначное – оно может быть негативным, нейтральным, уважительным. Все зависит от воспитания людей и соответствующих установок – традиционных или либеральных. В экономически развитых странах (Великобритания, Швеция, Финляндия) достаточно велико число респондентов (от 37% до 41%), считающих, что «для роста и развития ребенка не обязательно иметь двоих родителей». В России такого мнения придерживаются только 5% опрошенных[23]. Однако мать-одиночку, желающую воспитывать ребенка самостоятельно, в России одобряли 53% респондентов, т.е. больше, чем в среднем по всем странам Европы (44%)[24].
· Увеличивается количество сожительств (конкубинат) с детьми (около 10%) и без детей (около 14%).
Конкубинат (cohabitation или сожительство на обыденном языке) – официально незарегистрированный долговременный - не менее 2-х лет- супружеский и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины. Если в сожительстве рождается ребенок, то такой союз называют неофициальным браком.
В поколениях, родившихся до 60-х годов, лишь 20% пар начинали совместную жизнь с конкубината, тогда как современные молодые пары уже в 50% случаев начинают сожительство без оформления отношений. Россия движется от модели, близкой к американской и достаточно традиционной для развитых стран, к нетрадиционной шведской модели. Для неё практически повсеместно характерно более или менее продолжительное совместное проживание партнёров до брака.
Согласно данным А.А.Авдеева[25] одна треть женщин в сельской местности и одна шестая женщин в городах не состоят в браке, а находятся в сожительстве. Эта практика не одобряется обществом, но и не осуждается. Для мужчин сожительство означает возможность жить с женщиной и при этом оставаться более свободным, чем в браке. Перепись населения это подтверждает – у нас всегда большее количество женщин, считающих себя замужними, нежели мужчин, считающих себя женатыми.
Современные опросы показывают[26], что разделение труда в сожительствующих союзах является более традиционным, однако сожительствующие мужчины и женщины отмечают более активное участие мужчин в домашних делах и большую удовлетворенность разделением домашнего труда. Как отмечают авторы исследования, вероятно, происходит сдвиг властных полномочий с вступлением в брак: мужчины более склонны помогать женщинам, когда в их отношениях меньше определенности и поэтому сожительствующие женщины больше удовлетворены браком.
· Рост числа разводов
Наряду с увеличением числа разводов в двадцатом веке одновременно происходит уменьшение числа людей осуждающих разводы. Если посмотреть в глубь веков, то брак во многих западных странах был практически нерасторжим. Развод допускался лишь в единичных случаях, если партнер демонстрировал неспособность к брачным отношениям (например, женское бесплодие, психическая болезнь). В современной Испании это происходит до сих пор.
С 1976 года число разводов в России не опускалось ниже полумиллиона в год. Среднее число детей на один развод в семьях, в которых есть дети - существенно выше единицы, оно колеблется вокруг величины 1,3 ребенка на один развод[27].
В большинстве стран Европы удельный вес разводов по отношению к заключаемым бракам заметно возрос, тогда как показатель разводов, приходящихся на 1000 жителей, с течением времени относительно снизился, поскольку уменьшилось количество браков[28], например,
Латвия 1990 год 4,0 1999 год 2,5;
Эстония 3,7 3,2;
Финляндия 2,6 2,7;
Норвегия 2,4 2,0
Россия 3,8 3,6.
Согласно данным ВЦИОМ, алкоголизм или наркомания являются главными причинами разводов в России, на эту причину указывают большинство респондентов (51%). Среди других причин распада семьи участники опроса назвали «отсутствие собственного жилья» - 41%, «невозможность прокормить семью из-за низких доходов» - 29%, «вмешательство родственников в дела семьи» - 18%. Реже россияне отмечали невозможность иметь детей - 10%, длительное раздельное проживание - 8%, тюремное заключение -3% или хроническую болезнь одного из супругов - 2%. За последние 17 лет возросла доля тех, кто в качестве причин разводов называют алкоголизм или наркоманию - с 33% до 51%, отсутствие собственного жилья - с 21% до 41% и невозможность прокормить семью - с 8% до 29%.
По мнению опрошенных россиян, препятствуют разводам чаще всего невозможность "поделить" детей между родителями (33%), сложности с разделом жилья, имущества (32%), материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов (24%), несогласие на развод одного из супругов (20%), неприятность процедуры развода (12%), национальные и религиозные обычаи (10%), осуждение родственников, друзей (8%). При этом 23% опрошенных россиян уверены, что на пути развода нет непреодолимых препятствий, развестись можно всегда.
Согласно данным опроса[29] женщин, только что получивших свидетельство о разводе в московских Загсах, несходство характеров и разные взгляды были для них основной причиной развода - 33,4% опрошенных. Пьянство, алкоголизм, употребление психотропных веществ как основные причины развода назвали 13,5% женщин, измену - 8%, наличие другой семьи - 7%, безответственность по отношению к семье и неготовность к семейной жизни - 6,5% опрошенных.
· Изменение ролевой структуры семьи.
Распределение обязанностей в семье становится более равноправным, повышается авторитет и влияние женщины-матери, изменяются представления о главе семьи.
До Второй Мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придается благополучию детей и сохранению брака в интересах детей.
Совсем недавно возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами.
Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной - партнерский тип супружества. Причем немногие мужчины готовы мириться с равным положением и тем более превосходством жен в браке, а женщины, в свою очередь, часто предпочитают свободу от супружества, в котором они не находят понимания и материнство без брака.
Исследования показывают, что тенденция совместного принятия решений супругами становится доминирующей в современных семьях. В прибалтийских странах половина опрошенных супругов в 2000-ом году считало, что важные решения они принимают вместе[30].
Согласно данным ряда российских авторов, стабильность браков является результатом высокого уровня кооперации, включая совместное ведение домашнего хозяйства. Эти авторы полагают, что чем больше решений принимается совместно, и чем чаще ответственность распределяется поровну, тем более успешны браки. М. Арутюнян[31] отмечает, что наиболее стабильные браки – это браки супругов, имеющих два заработка и достигших гармоничной комбинации экономической и семейной активности, ориентированных на демократическое распределение семейных обязанностей.
Однако распределение домашних обязанностей в России во многом остается традиционным. Женщина тратит на домашнюю работу почти в два раза больше времени, чем мужчина. В отличие от американских данных по семье, значимость разделения домашнего труда в российских семьях 80-х гг. оказалась в самом конце списка у женщин, мужчины вовсе не принимали его во внимание. С.И. Голод считает, что это следствие «консерватизма традиций», который блокирует переход к более ситуационному разделению труда среди супружеских пар[32]. В 1996 году, через 15 лет после исследования С.И. Голода, был получен тот же результат – большинство супружеских пар считают качество брака высоким, сохраняя традиционное разделение труда[33].
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 344;