Семья как социальный институт и малая социальная группа
Социологический подход к изучению семьи предполагает рассмотрение институциональных изменений семьи, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в конкретных исторических обстоятельствах. Макросоциология семьиисследует исторические изменения отношений между институтами и роль семейных трансформаций в преобразовании основ общественной жизни. Семья, с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения, это – социальный институт. Институциональный анализ дополняется микросоциологическимиисследованиями жизненного цикла семьи, межличностных отношений членов семьи и семейного поведения. С позиций микросоциологии семьи, семья - это обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обуславливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества.
Как соотносятся понятия брака и семьи? Исследователи, которые признают постоянство и изначальность моногамии (единобрачие), отождествляют брак и семью, то есть различия между ними сводят к чисто формальному моменту. Так, Г. Гегель утверждал, что «брак лишь образ непосредственного понятия семьи». Несостоятельность этого взгляда доказана тем, что установлено – брак и семья возникли исторически не одновременно. Можно убрать
Российский этнограф Л.Я. Штенберг писал, что половое отношение между мужчиной и женщиной (хотя бы и регулярное) лишь тогда можно назвать браком, когда оно так или иначе санкционировано обществом, когда оно правомерно. Первой в истории социальной санкцией отношений между мужчиной и женщиной было «исключение из полового общения родителей и детей, равно как и дедов и бабок с их внучками и внуками». Эту норму можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой и браком как социально регулируемым отношением между полами. Возникновение брака еще не означало возникновения семьи, так как брак на той стадии представлял лишь случайное, эпизодическое соединение мужчины и женщины.
Исторически семья появляется значительно позднее брака. Западногерманский социолог Р. Кениг писал: «При переходе от брака к семье парная связь вступает в конкуренцию с собственно групповой связью, которая составляет сущность семьи». В то время как брак является только отношением, семья представляет собой еще и социально организованное объединение людей. Как социальная организация, семья отличается от брака не только тогда, когда в нее входит какое-то количество людей, кроме супружеской пары, но и тогда, когда она ограничивается только мужем и женой. Это означает, что семью нельзя рассматривать лишь как разросшийся брачный союз, что нужно учитывать не только количественное, но и качественное различие между ними. Семью создают, прежде всего, отношения мать-ребенок, отец-ребенок, а не отношения мужчина-женщина.
Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой (партнерами), посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности»[1]. Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей[2] По определению А.И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. А.И. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Наличие одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семья молодоженов, характеризующиеся только супружеством, но не родительством и кровным родством).
Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством[3]. Оценочная формулировка!
Итак, социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний о семье как целостности, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон, в ее связи и различии с другими формами социальной жизни и рассматривает брачно-семейные отношения как свой главный предмет.
Серьезное научное изучение форм семейной жизни началось лишь в XIX веке и связано с работами И. Баховена, Дж. Мак-Леннана, Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского.
Швейцарский исследователь И. Баховен в своей работе «Материнское право» (1861) показал, что при всех формах группового брака, существовавшего в древности, происхождение человека могло быть установлено лишь с материнской стороны (поскольку неизвестно было, кто являлся отцом), и потому признавалась только женская линия. Это признание происхождения по материнской линии и развившиеся отсюда с течением времени отношения наследования И. Баховен назвал материнским правом[4].
В работе Дж.Мак-Леннана «Первобытный брак» (1876) доказывается существование исторических этапов – перехода от родства по материнской линии к родству по отцовской линии. Л.Г. Морган в своей книге «Древнее общество» (1877) выделил следующие исторические этапы эволюции семьи и брака[5]: промискуитет; кровнородственная семья; пуналуальная семья; синдиасмическая семья; моногамная семья.
Промискуитет характерен для раннего периода развития человеческого общества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этологических данных и знаний об уровне развития примитивного человека на первоначальной ступени развития человеческого общества можно сделать вывод, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку неведомо было понятие родства в его прямом смысле, как кровно-родственной связи с отдельными членами группы; ему понятно было лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.
Многие социологи оспаривают существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни, но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Согласно Л. Моргану, довольно скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.
Кровнородственная семья характеризовалась групповым браком, а половое общение в ней было разрешено лишь между теми, кто принадлежал к одному поколению. Все те люди, которые принадлежали к одному поколению, то есть братья и сестры, независимо от степени их родства, образовывали одну семью. Такая семья являлась эндогамной общностью, ибо включала в себя людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.
В пуналуальной семье из полового общения исключались сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространился и на остальных более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменился экзогамией, так что можно сказать, что это был брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляла собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами были группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказывались устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это и был первый шаг к появлению парного брака
Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появилась на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия (то есть многобрачие или, в данном случае, многоженство) оставалась исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгались, и тогда дети оставались с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.
Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, то есть обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.
Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. В процессе развития человека как мыслящего существа, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения рода.
Какова же сущность современной семьи, какие функции она выполняет?
Функции семьи. Рассматривая сферу жизнедеятельности семьи, Голофаст В.Б. выделяет функции общества по отношению к семье; семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье[6].
В связи с этим М.С. Мацковский рассматривает функции семьи как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).
Основные функции современной семьи[7]
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной преемственности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних, нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение |
Духовного общения | Развитие личностного потенциала членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, представителями старшего и среднего поколения | Формирование и поддержание юридических и моральных санкций за нарушение правовых и нравственных норм взаимоотношений между членами семьи |
Социально-статусная сфера | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье |
Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. По мнению И.В. Гребенникова, основными функциями семьи являются[8]:
· Репродуктивная (воспроизводство жизни, рождение детей, продолжение человеческого рода);
· Экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
· Воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течении всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
· Коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на мноообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). Повторение!
Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи[9]. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, к ним относятся: рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации). Эти функции остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье[10].
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность[11]. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми.
Структура семьи.Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи[12]:
· «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
· «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
· «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
· «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому; что брак никогда и не был заключен.
А. Н. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:
·нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
·расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).
Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной семье.
В повторныхсемьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью[13].
Е. А. Личко разработал следующую классификацию семей[14]:
1. Структурный состав:
· полная семья (есть мать и отец);
· неполная семья (есть только мать или отец);
· искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). Очень оценочная классификация – я бы ее исключила
2. Функциональные особенности:
· гармоничная семья;
· дисгармоничная семья.
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей[15]:
· централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов (нередко жена), которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
· автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
· демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:
· патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
· матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и
· эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
Жизненный цикл семьи.Семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.
Картер и Мак Голдринг выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи[16]:
1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
2) семья молодоженов;
3) семья с маленькими детьми;
4) семья с подростками;
5) выход повзрослевших детей из семьи;
6) семья на поздней стадии развития.
В. А. Сысенко выделяет:
1) совсем молодые браки - от О до 4 лет совместной жизни;
2) молодые браки - от 5 до 9 лет;
3)С редние браки - от 10 до 19 лет;
4) пожилые браки - более 20 лет совместной жизни.
Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:
– Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
– Брак– принятие супружеских социальных ролей.
– Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
– Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
– Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
– Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).
Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными (по классификации Картера и Мак-Голдринга) являются третья стадия, когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
По мнению Д. Леви, существуют следующие типы изменений в семье[17]:
· «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
· «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
· изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);
· биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);
· изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т. д.);
· «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).
Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 821;