I группа — первичные (экзогенные) болезни недо­статочного или избыточного питания.

Для данной группы заболеваний характерно, что первичные расстройства прямо обусловлены алимен­тарными причинами. Длительный избыток или недо­статок веществ, не образующихся в организме и (или) дефицит энергии (калорий) неизбежно приведут к за­болеванию. При полном голодании (с водой) здоровый взрослый человек с нормальным весом может прожить в среднем 60 дней, но может умереть через 3-33 дня или на 80 день. Чаще эти заболевания являются резуль­татом длительного дефицита в питании незаменимых нутриентов (витаминов, аминокислот, микроэлемен­тов). Если организм полностью лишить витамина С, то первые признаки болезни (кровоточивость десен, синяки) развиваются уже через 1,5-2 месяца. Если ли­шить витамина В12 болезнь проявляется через 1-1,5 года. То есть исход заключается во времени и в том, имеются или нет у человека заменители.

Чаще алиментарные заболевания носят хроничес­кий характер, острыми бывают гипервитаминозы А и Д. Предупреждены или вылечены алиментарные заболевания могут быть только нормализацией пита­ния. Существует более 30 алиментарных заболеваний, и 5 из них имеют глобальное значение:

• белково-энергетическая недостаточность;

• железо-дефицитные состояния и анемии;

• йоддефицитные состояния;

• ожирение;

• авитаминозы А и Д (рахит и ксерофтальмия).

 

Белково-энергетическая недостаточность.По данным ВОЗ в мире белково-энергетической недостаточностью страдают примерно 800 млн. человек, каждые 25 минут 1 ребенок умирает от этого заболевания. Ранее в России существовал термин — алиментарная дистрофия. Этот термин не совсем правильно отражал проявление заболевания, поскольку помимо понижения массы тела на 15-25% ниже нормы конкретного человека, к другим призна­кам белково-энергетической недостаточности относятся симптомы, характеризующие пре­имущественно белковую недостаточность. Дело в том, что белки не откладываются про запас в отличие от уг­леводов и жиров, и при недостатке питания энергети­ческие нужды покрываются за счет белков. Именно поэтому большое значение уделяется соблюдению су­точных норм белка. Считается, что белковый мини­мум составляет 55-60 г белка в сутки. ВОЗ рекомен­дует употреблять 85-90 г или не менее 1 г/кг массы тела в сутки. Физиологические нормы белка, утверж­денные МЗ СССР в 1991 г., совпадают с рекомендуе­мыми ВОЗ. В тоже время в США, Канаде рекомендо­вано — 0,75 г/кг массы тела. Потребность в белках бе­ременных женщин и детей от 1 года до 12 лет выше: 4,0-3,5 г/кг в сутки.

Железодефицитные состояния и анемии. Это од­но из самых распространенных алиментарных состо­яний (по распространенности занимает первое мес­то). По данным ВОЗ — от 20 до 25% жителей планеты страдают железодефицитным состоянием. В разви­тых странах Европы 3% мужчин, 11% женщин, 14% бе­ременных страдают железодефицитным состоянием. В развивающихся странах этот процент выше: от 26 до 59%.

Железо является важной составляющей не только гемоглобина, но и дыхательных ферментов. В организ­ме человека содержится 3-5 г железа, из которого 66% — гемоглобиновое железо в составе циркулирующих эритроцитов и эритрокариоцитов в костном мозге, остальная часть — тканевое железо, содержащееся в миоглобине скелетных мышц, в составе многих фер­ментов (каталаза, пероксидаза, цитохромы). Основная функция гемоглобинового железа — связывание кис­лорода, тканевого — осуществление дыхательных функций клеток. Если железа поступает мало, то пер­вым страдает активность тканевых ферментов, сниже­ние которой приводит к тканевой гипоксии.

Железодефицитные состояния развиваются в 2 стадии:

1. Стадия латентного дефицитахарактеризуется снижением тканевого, сывороточного и транспортно­го железа. Содержание гемоглобина при этом не изме­няется. Снижение активности тканевых ферментов приводит к тканевой гипоксии. Симптомы тканевой гипоксии: слабость, утомляемость, одышка, головные боли, головокружение, сухость кожи, волос, ногтей. Из других проявлений следует отметить раздражи­тельность, чувство тошноты после еды, зуд, запоры, диарея, ослабление внимания.

2. Железодефицитные анемии. Условно они разли­чаются по степени тяжести в зависимости от содержа­ния гемоглобина в 1 литре крови: 110-90 мг — легкая; 90-70 — средняя; менее 70 — тяжелая.

Высокую группу риска железодефицитных состоя­ний составляют: часто рожающие и кормящие грудью женщины, маленькие дети до 2 лет, подростки, особен­но девочки. В России число беременных женщин с железодефицитной анемией последние годы значитель­но возросло (до 60-80% после 3 месяцев беременнос­ти). Отсюда норма суточного потребления железа у женщин больше, чем у мужчин (18 мг для женщин, 10 мг для мужчин) за счет потерь не только с калом, по­том, мочой, волосами, но и с кровью (до 30 мг в день в менструальный период). Беременная женщина рас­ходует железо на собственные потери, на плаценту, на плод примерно 600 мг за 9 месяцев. У грудных детей при кормлении материнским молоком сохраняется нормальное поступление железа. Эта проблема для России является актуальной, поскольку примерно 45% детей с 3 месяцев находятся на искусственном вскарм­ливании. Важное значение имеет состав молочных смесей. Адаптированные молочные смеси, в отличие от молочно-крупяных, в достаточном количестве обо­гащены железом. Кормление только коровьим моло­ком гарантирует развитие анемии, так как в нем в 2 ра­за меньше железа, и оно хуже всасывается.

Распространенность анемий среди населения при­нято оценивать по содержанию гемоглобинового желе­за в литре крови. В норме для мужчин это составляет 130 мг/л, для женщин — 120 мг/л, для беременных женщин — 110 мг/л.

Железа многов мясных про­дуктах, шоколаде, свежей рыбе, яйцах, фасоле, греч­невой крупе, горохе, яблоках, чернике, сухофруктах; малов молоке, сметане, апельсинах. Всасывание желе­за из растительных продуктов составляет менее 10%, так как в них много дубильных веществ, пищевых во­локон, которые в значительной мере мешают всасыва­нию. Например, большое содержание щавелевой кис­лоты в шпинате способствует выведению железа с ка­лом. Резко угнетает всасывание железа и крепкий чай. В животных продуктах железо может содержаться в 2 формах: в форме нерастворимого гемосидерина (на­пример, в печени) и в форме легкорастворимого ферритина (почки, язык), который всасывается лучше. Яй­ца относятся к продукту, богатому железом, однако наличие там белка резко снижает его всасывание и более того, мешает всасыванию железа из других продуктов. Соединение растительных продуктов с мясными улуч­шает всасывание железа из растительных продуктов. Особенно хорошо способствует всасыванию железа из пищи аскорбиновая и лимонная кислоты, поэтому препараты железа следует заливать водой с аскорби­новой кислотой. На всасывание железа оказывает вли­яние и состояние организма. Например, при атрофическом гастрите и ахлоргидрии резко снижается вса­сывание железа, что нередко является причиной развития анемии.

Профилактика железодефицитных состояний должна включать назначение препаратов железа до еды (чтобы его не связывали пектины и дубильные ве­щества, содержащиеся в пище) следующим категори­ям лиц: а) женщинам в течение менструации и 1-2 дня после нее; б) кормящим женщинам; в) беременным женщинам с 3-го месяца. Для профилактики этих состояний среди грудных детей важно, во-первых, при рождении ребенка сделать выбор в сторону груд­ного вскармливания (6 месяцев обязательно, можно продлить до 2 лет); во-вторых, при невозможности по­следнего отдать предпочтение адаптированным сме­сям (линолаку, малютке).

Йоддефицитные состояния. Существует более 15 заболеваний, обусловленных дефицитом йода. Впервые понятие о йоддефицитных заболеваниях сформулиро­вал австрийский ученый Б.Хетцель в 1981 году. Среди этих заболеваний эндемический зоб и неонатальный гипотиреоз (кретинизм) занимают ведущее место. В ми­ре примерно 300 млн. больных и значительная часть на­селения (примерно 1 млрд.) подвержена риску развития йоддефицитных состояний. В результате йодного дефи­цита, особенно в критические периоды созревания пло­да и подростков, развиваются нервно-психические и интеллектуальные расстройства, необратимые изме­нения скелета. Болезнь проявляется в развитии дебильности, глухонемоты, нарушении координации движе­ний, низкорослостью. Сейчас примерно 5 млн. детей страдают этой патологией, у десятков млн. — наблюда­ются менее выраженные проявления.

Дефицит йода наблюдается на большей части тер­ритории России. Зонами йодного риска являются гор­ные и предгорные районы, побережья холодных мо­рей. В среднем потребление йода в России составляет 40-80 мкг в день. Жители США, к примеру, получают 400-800 мкг, а жители Японии — 1500 мкг в сутки. ВОЗ рекомендует следующие нормы ежедневного по­требления: дети грудного возраста — 50 мкг; дети младшего возраста (2-6 лет) — 90 мкг; дети школьно­го возраста (7-12 лет) — 120 мкг; взрослые — 150 мкг; беременные и кормящие женщины — 200 мкг.

Особенно острой эта проблема стала в последние десятилетия, когда программы по йодной профилактике оказались практически свернутыми, а 2/3 населе­ния испытывают йодную недостаточность. История профилактики йоддефицитных состояний в России свидетельствует о значительных результатах медиков на этом поприще. В СССР профилактика йоддефицит­ных состояний осуществлялась с 1935 г. до войны. Возобновилась лишь в 50-е годы, когда население было охвачено диспансеризацией. С профилактической це­лью широко применялся препарат антиструмин, йоди­рованная соль. Йодный кретинизм был почти полно­стью ликвидирован. В годы перестройки прекратили деятельность диспансерные кабинеты, производство йодированной соли сократилось в 350 раз, снизилось потребление морепродуктов, являющихся источника­ми йода. С 1997 года наметились положительные тен­денции: трижды правительство выносило постановле­ние «О мерах профилактики йоддефицитных состоя­ний», однако эта проблема продолжает оставаться актуальной до сего времени.

Общее содержание йода в организме составляет примерно 25 мг, при этом половина сосредоточена в щи­товидной железе в виде гормонов: тироксина, трийодтиронина. Наиболее активное усвоение йода происходит путем всасывания через кожу или при употреблении природных продуктов, особенно тех, где он хорошо на­капливается (грецкий орех, морская капуста, рыба, кре­ветки).

Программы профилактики йодной недостаточ­ности, основанные на введении йода в продукты пита­ния, в настоящее время подвергаются резкой критике. Так, введение йодита калия в количестве 40 мкг/г соли (рекомендовано ВОЗ) оказалось не эффективным, так как через 6 месяцев следов йода не остается. В то же вре­мя другая соль — йодат калия — более стабильна, и в России принят стандарт на поваренную соль с йодатом калия. Однако на современном этапе более эффек­тивными в профилактическом плане считаются полу­синтетические препараты, полученные по щадящей тех­нологии из натурального сырья. К ним относятся: препарат «Маринад», «Витальгин-йод» на основе водо­росли ламинарии, «Йод-Актив» — органическое соеди­нение йода, встроенное в молекулу молочного белка. Наиболее простой способ профилактики — это прием 5% спиртового раствора йода внутрь в молоке после еды, однако способность белков молока связывать йод делает дозу неопределенной: (до 4-х лет не дают, 5-6 лет 4 кап­ли до 2 раз в день; 7-9 лет — 4 капли; 10-14 лет — 8 ка­пель; взрослые — 10 капель 2 раза в день).

 








Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 548;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.