Основные единицы измерения времени. 4 страница
Щит - главная часть герба. Формы и конфигурация были различные, а ныне в основном французские: высота такого щита соотносится к ширине как 9:8.
Шлем обычно помещался в гербе над щитом. По форме они были разные. Форма зависела от титула и достоинства владельца герба, от времени и места исполнения герба, а также от социального положения владельца. Например, в Европе с XVI в. для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повернутый в правую геральдическую сторону, а для потомственного дворянстна - турнирный с решеткой. Во многих странах существовали различные виды шлемов. В российском гербе с середины XIX в. у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб венчался древним славянским шлемом, а у лиц восточного происхождения - шишаком. В гербах незаконнорожденных побочных детей шлем закрыт и повернут влево (во всех остальных случаях — прямо или вправо). Помещение нескольких шлемов в одном гербе характерно для немецкой геральдики, в российской геральдике - это исключение.
Нашлемник - фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательном порядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем.
Намёт — матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт исполнялся в цветах герба.
Мантия - стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхождение от древнерусских князей.
Щитодержатели - фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателей имело лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изображались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российской геральдике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).
Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, расположенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской геральдике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.
Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лести предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе).
Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодательство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения орденов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подвешивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выглядывающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их держали щитодержатели.
Сен - шатер, помещенный над мантией только государственного герба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью закона" (переносное значение).)
Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб.
Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п.
ФИГУРЫ НА ГЕРБАХ.Фигуры, помещенные на гербах, подразделялись на геральдические и негеральдические.
а) Геральдические фигуры
б) Негеральдические фигуры
Негеральдические фигуры делились на три группы: естественные, искусственные и фантастические.
К естественным фигурам относились предметы (вещи), созданные природой: солнце, луна, звезды, деревья, реки, трава и т.п.
К искусственным фигурам относились все предметы (вещи), сделанные руками человека: лук, стрела, меч, топор и т.п.
К фантастическим (мифическим) фигурам относилось все то, чего не существовало в природе, а было придумано человеческим воображением: грифон, двуглавый орел, единорог, феникс и т.п.
Все вышеперечисленные фигуры имели свое символическое значение: рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (и более) руки, соединенные в рукопожатии, - дружбу, союз; лев - символ силы, мужества, великодушия; леопард - храбрость, отвага; конь - сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы; собака -преданность и повиновение; кошка - независимость; волк - злость, жадность; медведь - предусмотрительность; кабан или вепрь - бесстрашие, неукротимость; бык - плодородие земли; овца — кротость; лань - робость; олень - символ воина, перед которым бежит неприятель; орел - власть, великодушие; ворон - долголетие; петух — символ боя, борьбы; цапля -пугливость; павлин - тщеславие; пеликан - чадолюбие; журавль - бдительность; дельфин - символ силы; пчелы и муравьи - трудолюбие; бабочки - непостоянство; змея ползущая - зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; змея, свернувшаяся в кольцо с хвостом во рту, - вечность; змея, обвившаяся вокруг чаши, - символ медицины; дуб - сила, крепость.
МЕТАЛЛЫ, ФИНИФТИ И МЕХА.Все изображения на щите делались с помощью геральдических финифтей (эмалей), металлов и мехов, которые имели свое специфическое графическое изображение и символическое значение.
Финифтей в русской геральдике имелось пять.
Червленъ - смесь сурика и киновари; графическое изображение - вертикальные линии; символическое значение- храбрость, кровопро
Лазурь - смесь кобальта и ультрамарина; графическое изображение – гориз онтальные линии; символическое значение - величие, красота, ясность.
Зелень - смесь хрома и растительной зелени; графическое изображение - диагональные линии справа; символическое значение - надежда, свобода, изобилие.
Пурпур - смесь кармина и розовой краски; графическое изображение — диагональные линии слева; символическое значение - достоинство, могущество, мужество, сила.
Чернь — слоновая кость; графическое изображение - взаимопересекающиеся параллельные линии; символическое значение - скромность, образованность, смирение, печаль.
В российской геральдике употреблялись (применялись) два металла -золото и серебро.
Золото изображалось точками; символическое значение – справедли вость, милосердие, сила, богатство.
Серебро графически не изображалось, т.е. поле было чистым; символическое значение – правдивость, невинность, чистота.
В российской геральдике употреблялось (применялось) два вида меха — горностаевый и беличий.
Горностаевый графически изображался черными "головастиками" по серебряному (чистому) полю; символическое значение - власть, чистота.
Изображался горностаевый мех и в стилизованном (условном, упрощенном) стиле в виде черных крестиков по белому (чистому) полю.
Существовало и противогорностаевое изображение горностаевого меха, когда цвета "головастиков" и поля менялись: поле становилось черным, а "головастики" - белыми.
Беличий графически изображался чередующимися серебряными и лазурными шлемками; символическое значение -простота, кротость, движение.
Существовало и противобеличье изображение беличьего меха, когда поле становилось белым, а шлемки - черными.
Блазонирование (франц. blason - родовой герб и нем. blasen - трубить, объявлять через герольда) - толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков, то есть, с одной стороны, их прочтение, расшифровка их значения, а с другой - их правильное описание, выдержанное в определенной строгой последовательности и с применением международно признанной геральдической терминологии.
При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру как на флаге, так и на гербе. О флаге и гербовом щите вначале говорят, каков он по форме (прямоугольный, треугольный, квадратный, круглый и т.д.), а затем каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально) или скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали).
При многоцветном флаге и при вертикальном расположении полос вначале называют цвет полосы у древка, а при горизонтальном их расположении перечисление начинают сверху вниз. После этого следует указание на. изображения, помещенные на флаге: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (герб, эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов. Порядок блазонирования гербов принят следующий.
Для гербов республиканских государств, гербов провинций, областей, городов в немонархических государствах:
1. Щит.
2. Венок или заменяющее его обрамление щита.
3. Навершие щита (или герба).
4. Щитодержатели.
5. Девиз.
6. Особые украшения.
Для государственных гербов монархических государств, для личных и родовых дворянских гербов и территориальных гербов в монархиях:
1. Щит.
2. Корона.
3. Шлем. Нашлемник. Намет. Бурелет.
4. Щитодержатели.
5. Мантия или сень.
6. Девиз.
7. Особые украшения.
Если гербовый щит имеет два поля и более, то описание его идет так, что преимущество отдается правой стороне и верхней части щита, блазонирование начинается с них и идет последовательно - рядами, подобно тому как мы читаем строчки в книге. Если из четырех частей щита две тождественны, то называются порядковые номера каждой части, а описание их дается один раз, чтобы избежать повторений. Если в центре герба поверх трех-четырех или большего числа полей помещен средний щиток, то описание всего щита начинается с него при условии, что в среднем щитке помещены главные эмблемы (герб Панамы и герб Филиппин). Следует иметь в виду, что правую и левую стороны в геральдике принято определять от лица, несущего щит, то есть обратно зрителю. Благодаря точной терминологии и строгому порядку очередности описания блазонирование всегда кратко, лаконично, свободно от разных повторов и постоянных словесных указаний (после, затем, вначале, вверху, внизу и т.п.) и не может содержать никакой двусмысленной трактовки, как это бывает при описании обычными словами, хотя бы и самыми подробными, но не у всех одинаковыми.
Все правила блазонирования следует учитывать не только при чтении и расшифровке гербов, но и при их составлении, а потому надо избегать всяких «экстравагантностей» и «оригинальностей», а придерживаться их общепринятой структуры. Это, однако, не всегда выполняется и главным образом по причине геральдической неграмотности составителей гербов. Чаще всего это проявляется в городских гербах, создаваемых и утверждаемых на местах, в провинции. Иногда же существенные отклонения от правил герботворчества наблюдаются и в государственных гербах, особенно у стран Азии, где существовал и существует свой мир символов и эмблем, зачастую весьма далекий от европейского, и, главное, где сложились свои представления о гербовой структуре. Так, например, государственный герб Непала не имеет щита, обладает смешанным радугоподобным цветом, состоит из таких элементов, которые не поддаются определению как геральдические фигуры, ибо фактически являют собой некие «картинки» (горы, текущая река, сельский храм-часовня под сенью дерева), выдержанные в естественном, а не в условном стиле. Да и сами эмблемы - вроде отпечатков ступней и диковинной птицы с хохолком - не совсем обычны и не имеют эквивалентного европейского геральдического термина. И все же, следуя правилам европейского блазонирования, можно прочитать даже такой необычный герб, выделив в нем главные эмблемы и отнеся остальные к категории «особых украшений», предусмотренной при блазонировании.
Вопрос 19. Источники и исследования по белорусской геральдике
Наиболее древние сведения о белорусской геральдике можно найти:
1.Рукопись фландрийского происхождения 15 в Стокгольм.(56 больших и 22 литовский личных герба).
2. Ян Длугаш «Погоня на Грюнвальд» -описание родовых, личных,гос.гербов, история возникновения гербов. Давал краткую характеристику шляхетского рода владельца.
3.Работа о геральдике Речи Посполитой.1578 г.Краков. Книга Барташа Попроцкого «Gniazdo cnot..» сведения о гербах переплетены с генеологией, сведение о происхождении родов. Вторая часть книги непосредственно посвящена «литовским гербам», где показаны, родовые, земельные и городские гербы.
4.Работа Львовского злотника Эразма Комина. «Книга символов и клейм Королевства Польского».1575 г. Содержит художественные рисунки гербов.
5.Книга «Ordis Polonis» (1641-1643)Сином Окольский. Гербовник в алфавитном порядке.
6.Альберт В.Коялович. «Гербовник шляхты Литовской».Геральдические и генеологические исследования.
7.Каспер Несецкий.Посвятил себя сбору геральдических и генеологических сведений в государственных и личных архивах. Первый том гербовника вышел во Львове в 1728г. Сведения о истории,генеологии, геральдике Польши и Княжества. 2,3,4- вышли в 1738,1740,1743г. Пятый том был выдан после смерти Станиславом Чеплинским. Книга вышла в свет в Липску 1839-1846г.
8.Дмитрий Франтишек Кола, автор латинско-французско-польского словаря, нескольких теологических произведений и панегириков. В 1747 году в Варшаве выдал короткий трактат о геральдике, в котором кроме гербов были включены историко-генеологические экскурсы.
9.Юзеф Александр Яблоновский выдал во Львове в 1742 году книгу «Heraldyka». В ней автор пробовал объяснить те гербы, которые не нашли своего отражения в работах других авторов. Эта книга была переиздана в 1748-51 г.Второе издание было дополнено. В 1743г В Амстердаме Яблоновский выдал геральдическую таблицу своего рода, которая была напечатана в Варшаве через 6 лет.Автор научных работ. В 1772году издана в Лондоне карта Речи Посполитой.
10.Войцех Винцент Валядко 12-томный рукописный гербовник. Сведения о родах речи Посполитой с 17-18 век. Он включал в свою работу героические,фантастические или сфальсифицированные сведения о родах. Пятитомник «Гарельдика или описание фамилий,крови, связей родовитой шляхты Польской и Великого Княжества Литовского с их гербами».Варшава 1794-1796г.
Исследования по геральдике:
В период Российской империи практическая значимость и популярность работ авторов предыдущих периодов угасла. «Разбор шляхты» дал мощный толчек к полонизации белорусской личной геральдике. Претенденты на утверждение своих прав начали активно искать доказательства своего шляхетского происхождения в старых книгах-гербовниках.
Эти меры повлияли на создание документации связанной с лично-владельческой геральдикой.В фондах губернских,дворянских, депутатских собраний накопилось много документов: личных дел,генеологических книг, пратаколов и декретов, где имелись сведения о генеалогии и геральдике.
Информацию по местной геральдике можно найти в статистических описаниях губерний с 50-70 г 19 века. Также в работах А.П.Сапунова, витебского ученого-краеведа о Полотчине и Витебщине. Очень важным источником для городской геральдики являются привилеи Магдебургского права белорусских городов. Все города, которые стремились подтвердить свои древние права и вольности, были обязаны представить привилеи в оригинале. Десятки грамот, привеев,документов оседали в архивах Министерств внутренних или иностранных дел.
Большой пласт геральдической информации хранится в древнем архиве ВКЛ- Метрике Великого Княжества Литовского. Сюда вносились все документы, которые выходили после утверждения их государственной печатью. Текстовая информация сохранилась лучше. В метрике приведены цветные рисунки гербов, конформационные привилеи городов конца 18 века. Этот архив вывезен и хранится в Москве.
В конце 18 века в Петербурге был издан четырехтомный «Общий гербовник дворянских родов» 1797г.«Дополнения» (1803-1809). «Российская родословная книга» 1854-1857г. Петром Долгоруким. Содержалась информация о литовских,русских и польских семьях.
«Оршанский гербовник»1881г Витебск. Содержал сведения о шляхетских родах Оршанского повета конец 18 начало 19 века.
Ст.Крыжановский Краков .1870 г. «Slownik Heraldyczny» личные, городские, воеводческие гербы. А.Верига Даревский париж.1862г. «Znaky pieczetne Ruskie» стремится доказать тесную связь буквами славянского алфавита и одновременно обвинял предшественников в «порче» геральдики.
Работа профессора Пекасинского на тему исследований возникновения польской и русской геральдики. Краков .1899г. Лакиер «Русская гарельдика»Петепрург.1855г. Петр фон Винклер посвятил свою работу гербам городов,губерник,областей,Собрал нгербы периода Российской империи, только некоторые из них касаются историко-геральдических пластов, но это не касается Беларуси.
Ю.В.Арсеньев «Геральдика» 1098г. В ней отмечается, что большая часть российских гербов относится к концелярской геральдике. Викрат Виттыг работы о личной геральдике, относил геральдику Беларуси к польской культуре. Юзеф Ядковский статьи посвященные геральдике и прошлому Гродно.
Большая коллекция печатей белорусских местечек хранится в коллекции М.Гумовского.Хранится в Кракове. Фрагментированные известия по геральдике встречаются в работах по краеведению и истории городов в после революционный период.
В 50-60 годы 20 века И.Г.Чигринов, А.И.Пекарский рассматривали городски гербы позднегеральдического российского периода. Первая работа,где была сделана попытка осветления геральдики белорусских мест «Гербы белорусских городов». 1983.Минск. Титов, «Городская геральдика Беларуси» 1989, «Геральдика белорусских мест» 1998. Основательное исследование аллегорического смысла скориновской геральдики, осмотр геральдической традиции в Беларуси. Г.Пикарда(лондон-Париж).
Конец 80-90 прошлого века и события с получением независимости дали новый импульс геральдическим исследованиям. Основательная попытка изучения и введения в научный оборот нашей родовой и личной геральдики была сделана в Национальном историческом архиве Беларуси. В 1997году издан «Малый гербовник Новогрудской шляхты» С.Рыбчонак, Д. Яцкевич. Началось издание гербовника шляхетских родов на территории Минской губернии. Вышли два тома 2002,2007 годов.
Вопрос 20.Частная геральдика на белорусских землях.
Первоначальной причиной возникновения частной геральдики является необходимость подчеркнуть свои владельческие права на любую вещь, выделявшуюся среди других, а также граница территории, на которой жил род или племя. Это приводило к необходимости использования символов. У славян они имели разные названия: гмерк, грань,знак,знамя, клеймо,клейно,метка, рубеж, стан, станица, тавро. Эти символы отражали на флагах, вещах,оружии, когда нужно было подчеркнуть права владельца. Знак родового владения был изображением тотема прадеда, полученного родом. С течением времени тотем портился, стал делится на детали. В итоге изображение тотема трансформировалось до неузнаваемости.
Важный момент, который благоприятствовал накоплению эмблематичных символов были родовые знаки, которые сформировались под влиянием германских и скандинавских рун. Перенесение культурных элементов от одного народа к другому объясняет появление у славян руноподобной символики. После человек откажется от тотема и часто выбирал своим знаком предмет быта.Преметы быта были в основном одинаковыми, это объясняет распространение однотипных символов. В 1413 году Городельским привилеем были утверждены позиции классической геральдики через прием в гербовые братства 47 семей выдающихся магнатов ВКЛ. Такое дополнение внесло новое течение в процессы создания гербов. Семьи продолжили использовать свои старосветские клейма, корректируя их под герб.
Среди наиболее древних частных гербов отмечаются следующие: кентавр, роза, «калюмны», медведь-урусин, погоня. Эти гербы сохранились на нашей территории в качестве частных, а также государственных(погоня). Появление медведя итог редакторской работы жмудских идеологов, которые стремились присоединить Жмудь через включение земельного герба медведя в общую историю и геральдическую традицию ВКЛ. Кентавра использовали князья Гольшанские и Гедройцы.Герб Самсон возник под воздействием библейской традиции.
Влияние контрреформации негативно повлияло на сохранение гербов, что происходили от древних местных клейм. Полностью они никогда не были забыты. Часть их была адоптирована и вошла в гербы Речи Посполитой. Тем не мене большая часть гербов-клейм не использовалась. Православные переходили в католическо –униатское вероисповедание, одновременно меняя символический антураж. Кроме того лица, что получали шляхетство получали автоматически права на полноценный герб. Подъем владельца по иерархической лестнице существенно не меняло гербовой эмблемы. Смена вероисповедания обеспечивала кроме шляхетства получение герба. Представители шляхетского сословия отказывались от старых знамен и пользовались новыми после присоединения к Российской империи. Деятельность росиийских властей поодтолкнула шляхту к генеологически-герольдических иследований. Рост образовательного уровня, размывание сословного разделения сузили функции герба.В конце 19 века играл декоративную роль. Не смотря на это частная белорусская геральдика очень богатая. Она делится на натуральную и штучную(одиночную).
К первой относятся гербы, отражающие объекты, созданные природой. Выделяются подгруппы: антропоморфные, зооморфные(отражены представители реального и мифологического животного мира), фитоморфные( с изображениями растений), с изображением небесных тел. Вторая группа отражает то, что было сделано человеком(объядиняет несколько предметов или обстракционный символ).
По законам средневековья только сеньер или страший сын получал отцовский герб. Младшие видоизменяли герб. Позже, когда вошли в оборот Западно-Европейские гербы, изменить герб было невозможно. Тогда стали менять цвет герба. Рядом с родовыми гербами существовали и личные гербы. Первый объединял весь род, второй подчеркивал индивидуальную принадлежность владельца через использование гербов(родство по мужской линии – по мечу, женской – по кудели. Через генеологию владельца индивидуализвуется его герб.
В частной геральдике использовались виды гербов – родовой и личный. Один принадлежал всему роду, другой образовывался из четырех или пяти самостоятельных гербов и принадлежал только одной конкретного лица. В первом поле- отцовский герб, втором-материнский, третий- бабушки по отцу, четвертый – бабушки по матери. Пятиполевый дополнялся гербом пробабушки. В период с 16 по 17 век встречаются два тарка, объединеннные в одном поле. На первом герб мужа,доминирующий, на втором жены. Замужние женщины использовали печати с семейными гербами.
Симвал – строго индивидуадльный коммуникативный знак, который аккомулирует в себе элементы надисторические, которые не подлежат изменениям в хронологическом пространстве. Эмблематично-геральдическая символика при значительной консервативности подлежала изменениям. Модефикации подвергались не только внешний вид герба, но и алегорический герб эмблемы. Коммуникативные функции герба заключается не только в наличии эмблемы, также в цветах гербового поля.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 321;