Конфессиональная символика.
В период возникновения и расцвета геральдики в Европе главной была религиозная идеология. Общие для религии –христианства,иудоизма, масульманства – Старый Завет и Новый Завет, который был главной символической базой и творческим источником. Доминирующей является христианская символика. Можно выделить римско-европейскую и греко-ориентированную группу: католическое, протестанское, униатское и православное направление. Греко-ориентированная группа подвергалась воздействием живой геральдики.
В 16 и 17 веке с победой контрреформации на территории Беларуси(ВКЛ), а также с активизацией общеевропейских контактов и связей значительно расширилось влияние геральдики на церковную эмблематику. Итог победы контрреформации – уменьшение количества верующих не римской конфессии. Пока главным источником христианской религия являлась Библия, сюжеты отражали символы веры и не могли сильно отличатся от других. В большом отдалении стоит иудейская и масульманская эмблематики.
Рецидивы более древних слоев можно встретить среди геральдических,сфрагистических и других памятников. Совмещение креста с солнцем или месяцем, которые соответсвуют апокалиптическому известию о спасении. Символы солнца, месяца и звезд не воспринимались как символы зла.
Геральдические очертания креста имеют больше 200 вариаций при сохранении основного принципа строения. Созданный путем пересечения двух полос заключенный в круг – симвал солнца, светла, цепла, огня. Более сложная фигура креста со сломанными и загнутыми под прямым углом по часовой стрелко концами – свастика. Это главный символ огнепоклонников был солярным символом, знаком обновления четырех стихий: огня, воды,земли,воздуха. Так же означала символ мужского начала, и женского(повернутое зеркало). Этот символ появился в др.Индии, был широко распространен В Китае, Бирме, на Крите,Греции, Риме и др.
Другой общеизвестный символ пришел к нам через посредничество Библии. Звезда была на кольце Царя Соломона, но имела глубокие корни. Этот символ означал высшую оценку, которую рисовали на папирусе учителя своим ученикам.Этот символ прищел к нас и отразился в виде шляхетского герба”Пятирог”(пентограмма в виде лилии на верхнем роге). Таким же образом попал к нам иудейский символ – звезда царя Давида. (два треугольна с равнфми углами, наложенные один на один и направленные углами вверх и вниз. Этот символ характерынй для пердставителей белорусской синагоги и встречается на некоторых гербах шляхты хрисцианского вероисповедания и происхождения.
Менора – (светильник-семисветник), в виде правильного дерева , с шестью ветками по три с каждой стороны. Является символом создания света за семь дней. Она олицетворяет шесть сторон земли и семь небес. В христианстве симантическое значение семисвечника заключается в знаменовании семи таинств православной церкви. (семь духов, семь соборов, семь периодов земной истории человечества и тд.) Менора соответствует цифре семь.
Христианская символика является доминирующей в конфессийной геральдике Беларуси. Делится на два направления:частновладельческий и корпоративно-церковный. К первому относятся печати, гербы духовных лиц, к второму символы духовной организации – церковь, костел, монастырь, капитула, братства. Первое направление обединятся с частной геральдикой и отличается атрибутами, которые отражают принадлежность владельца к духовному сословию. Такие атрибуты, как митра, шапка с кисточками, меч, ключи, пастораль.
Головные уборы(митра, клабука, шапка с кисточками) размещается над щитом и часто, когда владелец герба был шляхтицкого происхождения, над короной, что означало духовную власть над светской. Папская тиара, увенчанная тремя коронами, на последней яблоко и крестом, по сторонам размещаются две ленты. Бискупские шапки – митра – носилась бискупами, а также главными аббатами как отметка сана. Она была в виде ладьи, богата украшенная перьями и дорогими камнями. Кроме того, в религиозной геральдике встречаются капюшоны, украшенные кисточками на нитке. Кардинальский капюшон был красного цвета с пятнадцатью кисточками в пять рядов, патриаший – зеленый. Арцыбискуп имел также зеленый капюшон, но с десятью кисточками, бискуп – с шестью.Присоединение к униатским иерархам на территории Беларуси не всегда выполнялось.
Менее ограниченными представляются конфессиональные атрибуты в православной церкви, где встречается митра в виде сферической шапки, украшенной яблоком с крестом. Поскольку униатская церковь сохраняла внешнюю сторону богослужения , там также использовался похожий головной убор.Только в конце 18 начале 19 века в геральдическо-сфрагистических памятниках униатских иерархов фиксируются католические шапки с кисточками. Орденские знаки и понагии и дисктинтории размещаются над щитом. Бискупская «ляска» или пастораль являются символами пасторства, управления, учения, путешествия. Сначала она имела форму постушьего кия, с загнутой верхней частью.Посте появилась перекладина в виде буквы Т. После трансформировалась в обычный крест. Также использовались другие модификации – кроме креста украшались двумя головами змей. В католической церкви делалось спералиподобное навершие. Это атрибуты не только митрополитов, бискупов, но и игуменов, и архимандридов. Бывают повседневные (дерево с костью, серебром или металлом) и праздничные (богатоурашенные драгоценными камнями и металлами). Ляска размещается на гербах за щитом, часто изображаются повседневная и праздничные изображение ляски, или вместо одной выступает меч как символ борьбы за веру и власти.
Распространенным атрибутом является скрещенные ключи, направленные внутрь. Золотой –запрещающий, серебряный – позволяющий. Павилон или зонт появился в 16 веке.Щит с гербом размещался на скрещенных ключах под зонтом. В христианской геральдике и евангилисты имеет символовое и смысловое обозначение. Св.Матвей – ангел и символ миссионерства, св.Марк – лев и сила, св.Лука –телец и жертва, св.Иоанн –орел и высота евангельского учения.
Важное место в конфессиональной символике занимают изображения ангелов. Слово означает посланец. С древних времен известны крылатые быки (Ассирия), пасланец Олимпа –Гермес(Греция), посланец бога Ра –Гор(крылаты диск), крылатые сфинсксы(Египет). В христианстве –серафими, херувимы, архангелы и крылатые животные появились в ранней средневековой Европе, В христианской искусстве они появились около 4 столетия н.э. серафим –детская голова с шестью красными крыльями, херувим - с голубыми крыльями. Анел - фигура с двумя крыльями , которая выполняет разные поручения Всевышнего. Старшие помощники Бога – архангелы, они имели свои функции: занимались охраной и связью между Богом и людьми, Михаил (князь небесных воинов, что сражаются с силами Ада). – сходство Божье. Гавриил (сила Божья)выполняет функции посла,символ лилия в руке. Рафаил («вызгаенне Божае» князь ангелов, который опекает путешественников, молодежь,младенцев. Он изображается одетым в одежды пилигрима с кием и высушенным арбузом), и Уриэль упоминаются в Апокрифе (свет Божий) –показывает людям сияние Божьей мудрости. Его атрибуты – свиток и книга. Остальные три архангела не называются поименно, но в индуизме фигурируют их имена: Рагуэль(террор Божий), Сараквел (превоплощение Божье), Ремиель( милость, сочувствие). А также Хамуэль- вобраз, Ефель –красота, Задкиель –справедливость.
Особое место занимают гербы капитулов – церковных административно-территориальных единиц, которые существовали на землях ВКЛ . Виленский капитул использовал символы с изображением золотых корон и креста в серебряном поле, а герб Пинского капитула возник под влиянием православной традиции в начале 16 века.
Эмблематические изображения, отраженные на церковных печатях, можно отнести к оригинальным гербам. На них изображение, которые соответствует событию или святому, в честь которого построен храм. Когда костел посвящен апостолам Петру и Павлу, на его печати изображается сюжет с их фигурами. В некоторых случаях ключ и меч. Когда место богослужения посвящено событию, которое имело место в хронологии времени( перевоплощение Сына Божьего, восшествие) отражает согласно канонам или приближена к нему.
Таким образом, наблюдается соединение символики с художественным писанием образов. Это относится как к печатям православных, так и католиков, протестантов. На печатях последних часто встречается сюжет «рукопожатие»,крест, котвица, сердце как символически соответствующий Вере, Надежде и Любви.
След масульманской веры был оставленный в названиях частных гербов, которые были использованы на территории Беларуси. Аксак – храмой, бэйбуза – богатый телом, болобан – сокол, Денис – море, Киркор – срок воинов. Выходцы из Крыма и Турции принесли клички и фамилии, использовали гербы, оставив их своим семьям. Восточные сюжеты отражаются в виде специальных сабель «ордынок» с крестовым эфесом и загнутой головкой, широким лезвием. Это символ «зульфикара» меча пророка Мухаммеда.Наиболее любимым мотивом является полумесяц и звезды. Кроме сокральных предметов этот сюжет дополнялся стрелой и использовался на гербе Анкуда.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 547;