Современная модель демократии

 

6.3.1.1. Особенности современной демократии

 

Демократия западного образца вырос­ла из либеральной политической сис­темы и наследовала ее основополагаю­щие организационные принципы: конституционализм, разделе­ние властей и др., а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека, автономия меньшинства и т.п. Оценки и названия современной демократии неоднозначны. Ее часто называютплюралистической, поскольку она базируется на не су­ществовавшем ранее многообразии общественных интересов (эко­номических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.) и форм их выражения (политических пар­тий, ассоциаций и объединений, общественных движений, граж­данских инициатив и т.д.).

Вместе с тем концеп­ция плюралистической демократии отличается от либеральной. Основное ее отличие состоит в том, что в качестве центрального элемента демократической политической системы рассматривается не личность и тем более не народ, а социальная группа, которая представляет собой главный субъект политики. Индивид без груп­пы — безжизненная абстракция. Именно в группе, в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы индивид получает возможность выражать и защищать свои интересы. Народ, согласно плюралистической кон­цепции демократии, не может выступать основным субъектом по­литики, поскольку представляет собой сложное, внутренне проти­воречивое образование, состоящее из разнообразных групп, сопер­ничающих в борьбе за власть.

6.3.1.2. Плюралистическая теория демократии

 

Хотя впервые термин плюралистическая демократия был введен в научный оборот еще X. Вольфоном (1679-1754), но для выработки демократической теории его стали использовать лишь в первой половине XX века. Теоретики данного направления (А. Бентли, Г. Уоллес, Дж. Мэдисон [81], Г. Ласки, Р. Даль [22]) считали, что именно принадлежность к определенной социальной группе позволяет человеку осознавать себя реально действующим субъектом властных отношений, вырабатывать достаточно четкие ценностные ориентации, позволяющие приобрести мотивацию сво­его поведения в политической жизни.

В данной концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующейся в условиях ее распыления (диффузии) между различными соци­альными силами. Свободная игра, соревнование различных групп являются движу­щей силой политики. Следовательно, демократия как система поддержания дина­мического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства, формирующегося из различных групп с совпадающими позициями по тем или иным вопросам.

Демократия — это не власть стабиль­ного большинства, поскольку само оно изменчиво и не монолитно, обыч­но складывается на основе компромиссов из разнообразных ин­дивидов, групп и объединений. Ни одна из групп современного западного общества не способна монополизировать власть и при­нимать решения, не опираясь на поддержку других обществен­ных ассоциаций. Объединившись, недовольные группы могут блокировать неугодные решения, выступая важней­шим социальным противовесом, сдерживающим тенденции к мо­нополизации власти. Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп обычно увеличивает вовлеченность в политику их членов и тем самым усиливает их влияние на последующую политику. В результате сложного конкурентного взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов в государственных реше­ниях устанавливается динамический баланс, равновесие группо­вых интересов.

Демократический режим рассматривается сторонниками данной концепции в качестве средства для свободной идентификации индивидом себя с определенной социальной общностью, группой, объединением в целях сохранения многообразия та­ких общностей, равновесия между ними, недопущения захвата власти лишь одной из них. Это означает, что демократия является таким политическим режимом, который основан на сочетании различных групповых интересов и выделении некой сред­ней составляющей этих интересов как основы для политического развития обще­ства. Данная концепция демократии выражает и принципы социального государ­ства ,с его стремлением осуществлять в большей или меньшей степени социальную справедливость в обществе.

6.3.1.3. Общие черты плюралистических теорий демократии

 

Представители плюралистических теорий демократии демонстрируют разные подходы при общем основании. Перенос центра тяжести мира политического с индивида или народа на группу представляет собой иную парадигму развития политического процесса. Поэтому представляется возможным обобщить разнообразные кон­цепции плюралистической демокра­тии. В частности В.П. Пугачев [71 -223] выделяет в них сле­дующие общие основополагающие идеи:

· заинтересованная группа — центральный элемент демо­кратической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности; индивид при этом от­тесняется на второй план, сохраняя статус первичного субъекта власти;

· общая воля как результат конкурентного и конфликт­ного взаимодействия различных групп и их компромиссов; эта воля не существует априори, до соревнования различных поли­тических акторов, а формируется в процессе «примирения», урав­нивания многообразных интересов;

· соперничество и баланс групповых интересов — социальная основа демократической влас­ти, ее динамики;

· рычаги сдерживания и противовесы распространяются не только на институциональную сферу (либерализм), но и на соци­альную область, где ими выступают группы-соперники;

· «разумный эгоизм», личные и, особенно, групповые интересы как генераторы политики, при условии признания права других социальных групп иметь интересы, противоположные своим;

· государство — не «ночной сторож» (ли­берализм), а орган, ответственный за нормальное функциониро­вание всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость; государство — это арбитр, гарантирую­щий соблюдение законов, правил игры в соревновании многооб­разных групп и не допускающий монополизации власти;

· диф­фузия, распыление власти между разнообразными центрами по­литического влияния: государственными институтами, партиями, группами интересов и т.д.;

· наличие в обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и уважение всеми участ­никами политического соревнования основ существующего госу­дарственного строя, демократических правил игры, прав личнос­ти, закона;

· демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составля­ющих их граждан; без этого демократия превращается в плюра­лизм элит.

 








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 371;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.