Социальная теория Эмиля Дюркгейма
Э. Дюркгейм - французский философ и социолог, один из основателей современной социологии, первый профессор социологии во Франции. Он являлся продолжателем позитивистской традиции в социологии. Основные труды: «Правила социального метода», «О разделении общественного труда», «Самоубийство». Именно он сформулировал принципы социологии, которые стали хрестоматийными, и используются социологами всего мира. К числу условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать социальную реальность, имеющую особое, только ей одной присущее, качество. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и есть предметы изучения социологии.
Социальные факты - коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды, религиозные верования и т.д. Т.е. это политические, правовые, моральные, религиозные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, религиозные обряды, язык, денежную систему, которые функционируют независимо от него, т.е. существуют объективно. Считать их фактами, доступными объективному изучению, наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Он считал, что социальный фактор существует объективно, независимо от индивида, точно так же как и природные закономерности. Таким образом, согласно Дюркгейму, существует два основных признака социальных факторов:
1.Их объективное существование.
2.Их принудительное воздействие на людей.
Тем самым он исходил из понимания человека как социального существа, развитие которого происходит под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (т.е. совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества). Социальная интеграция существует тогда, когда члены общества придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия (отклонение). Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах, см. работу «Самоубийство»).
Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Он считал главным в человеке то, что сплачивает людей и цементирует общество - это социальная солидарность. Он выделяет два типа социальной солидарности: механическую и органическую солидарность.
Механическая солидарность присуща традиционному архаическому обществу, основанному на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти полностью нивелирует индивидуальные особенности, индивидуальное «я». «Я» - это только «мы». Индивиды мало отличаются друг от друга, они привержены одинаковым ценностям и нормам. Общество сплочено, потому что индивиды еще не дифференцированы и социальное принуждение выражается здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отступление от норм коллективного поведения.
Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основана не на сходстве, а на различии индивидов. Если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность напротив предполагает развитие личности. Солидарность, основанную на дифференциации индивидов, Дюркгейм называет органической, по аналогии с органами живого существа, каждый из которых выполняет свою функцию и не походит на другие органы. Именно благодаря разделению труда, индивид осознает свою зависимость от общества, которое раньше поддерживалось репрессивными мерами. Поэтому здесь наблюдается ослабление коллективных показаний за нарушение запретов и расширение зоны индивидуальной свободы индивида. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса. Органическая солидарность в развитом обществе обозначает взаимодополнение общества и личности, чем больше в обществе разнообразия, тем выше его терпимость, шире базис демократии.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 473;