М. Вебер и его «понимающая» социология
М. Вебер жил в одно время с Дюркгеймом, являлся соотечественником К. Маркса. На его взгляды оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений, такие как Н. Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Ницше, К. Маркс, Г.Риккерт и др. Свои взгляды он изложил в таких работах, как: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии».
Его взгляды на развитие общества значительным образом отличались от взглядов Mapкса и Дюркгейма, которые отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы и верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, а причиной развития общества считал культурные ценности. Движущей силой общества он считал не пролетариат, а интеллигенцию. Он считается основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия, применив ее принципы к исследованию экономической истории, политической власти, религии и права. С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякая деятельность людей является объектом изучения социологии, а только те социальные действия, которые осмыслены людьми с точки зрения цели средств их достижения и ориентированы на других людей! Если действия рассчитаны на ответную реакцию не со стороны людей, а со стороны машин или природы, оно не считается социальным. Не является таковыми и подражательные действия.
Социальные действия составляют систему их сознательного и осмысленного взаимодействия: Социальные действия обладают двумя чертами: осознанная мотивация и ориентация на других. Без первого нельзя говорить о нем как о действии, без второго называть его социальным. Именно социальные действия и образуют предмет понимания так называемой «понимающей» социологии. Главная идея социологии Вебера - это обоснование возможности максимально рационального поведения человека, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание - это скорее метафора, нежели точное понятие. Когда мы говорим о капиталисте, короле, рабочем и т.д., то мы имеем в виду среднестатистического представителя данного слоя, но капиталиста или рабочего вообще не существует, это абстракция, введенная в науку для того, чтобы одним именем обозначить целые совокупности фактов, людей и явлений, иначе их можно назвать идеальными типами. Идеальный тип представляет собой искусственно логически сконструированное, позволяющее выделить основные черты исследуемого объекта. Идеальный тип - это идеально-типичная конструкция, которая выражает то, что характерно для многих общественных явлений и позволяет умозрительно сконструировать социальные явления таким образом, как если бы это социальное явление имело место в идеальных условиях. Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действия будут совершаться именно таким образом как в реальности протекает то или иное историческое событие. Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную практику - это первый шаг ученого, второй и более главный шаг - поиск логики мотивов, которые могут раскрыть содержание и социальные связи тех или иных явлений.
Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм - это взаимодополняющие части социального исследования. Статистика дополняет содержательный анализ, а вместе они составляют ядро научного метода.
Ученому необходимо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает и выяснить, что руководило индивидом, какие цели он преследовал, и воссоздать цепочку реальных действий на этой основе.
По мнению Вебера, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснений социальных действий на основе внутренних мотивов его учеников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия выделив четыре его типа:
1.Целерациональное действие;
2.Ценностно-рациональное действие;
3.Традиционное действие;
4.Аффективное действие.
Целерациональным действием, считается только такое действие, которое имеет осознанную цель и мотивацию. Здесь субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения. Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в Бога, что данное действие имеет эстетическую, этническую, религиозную или какую-либо иную ценность (самоценность, собственную ценность для данного субъекта). Это действие не должно быть ориентировано на успех и выгоду. Как правило оно бескорыстно. Ценностно-рациональное действие не считается последствиями и ориентируется на собственные убеждения субъекта и в данном случае человек выполняет„то, что от него требует долг, достоинство, религиозные принципы и т.д. У такого действия в сопоставлении с целерациональным нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл и ориентация на других.
Традиционное действие – это действие, совершаемое автоматически в силу привычки, оно диктуется обычаями, правилами, верованиями, и осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.
Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием и осуществляется в состоянии аффекта. Здесь поступок определяется не системой ценностей, не целью, а эмоциями. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, мотива, смысла и ориентации на других, т.е. эти два типа действия лишены признаков социального действия. Вебер считал, что два последних действия не входят в предмет социологии, т.к. человек выполняет их либо автоматически, опираясь на традиции, либо бессознательно, подчиняясь чувству аффекта.
Выводы:
Идеи Вебера составляют фундамент современной социологии. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в теорию методологии социологии, заложил основы отраслевых социологии (религии, труда и т. д.). Идеи Вебера и Дюркгейма являются наивысшим развитием социологии. Они не только создали самую сложную теорию общества, но и заложили методологию всей современно социологии. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера - самым крупным теоретиком социальной науки.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1097;