Введение в дисциплину «Социология». Общество как социальная система.

1. Социология (societas – общество, logоs – наука, учение) – это наука о социальной жизни общества, изучающая структуры общества, их элементы, а также процессы в них протекающие и условия их протекания.

Объект науки – это часть окружающего мира, или реальность существующая независимо от человека. Объектом изучения социологии является общество.

Предмет науки – стороны, связи и отношения объекта, подлежащие непосредственному изучению. Предметом социологии является социальное в обществе.

Социальноеэто широкое понятие, обозначающее процессы и явления, возникающие в результате совместной жизни и деятельности людей. (В результате совместной деятельности людей возникают социальные группы и общности (демографические, этнические, социально-классовые, профессиональные, территориальные), социальные институты (семья, производство, государство, религия, наука, образование, средства массовой информации, здравоохранение и др.), социальные организации (трудовые коллективы, политические партии), социальные статусы, социальные роли и социальные ценности; социальные нормы).

За пределами социального остаются природное, физическое, индивидуально-личностное.

Социология изучает общество через призму социальности, то есть особого типа человеческих связей, отношений, структурных элементов, благодаря которым возникает общество как целостность.

Социальность – это свойство человеческой жизни, которое

1. возникает в процессе совместной деятельности людей,

2. проявляется в непосредственном и опосредованном общении и взаимодействии людей как представителей относительно устойчивых социальных групп и определяется различием их места и роли в конкретных общественных структурах.

Социология изучает:

1. устойчивые типичные социальные явления, многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества;

2. организацию и структурные единицы общества (личности, группы, слои и др.), социальные связи между ними (действия, взаимодействия, социальные институты), а также их изменения;

3. объясняет социальную жизнь на основе получения достоверной информации о реальных явлениях и процессах человеческой жизни.

Таким образом, социология – это наука о человеческом обществе, составляющих его элементах и происходящих в нем изменениях.

Социология применяет множество методов, приёмов и процедур исследования. Методы – это способы построения и обоснования научного знания.

Основные методы, применяемые в социологии при исследовании общества:

1. Социально-философский – предполагает изучение общества как целостной социальной системы, изучение социальных явлений и процессов во взаимодействии друг с другом и в развитии.

2. Структурно-функциональный – предполагает рассмотрение общества и его структур, как элементов целого, выявление функций элементов в обществе как системе, то есть общество изучается под углом зрения его структуры (строения), функционирования и развития.

3. Эмпирические методы – это сбор и первичный анализ фактов социальной жизни (опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент).

4. Сравнительный метод – сопоставление сходных, однотипных явлений и процессов, выявление их различий.

5. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это обоснованное утверждение о каком-либо социальном явлении или процессе с относительно высокой степенью достоверности, истинность которого необходимо проверить.

 

2.Понятие «общество» является сложным многозначным, имеет множество значений. В широком смысле слова:

- это широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некоторое автономное целое или как система социальных взаимодействий.

В узком смысле:

- это определенная группа людей, объединившаяся для общения и выполнения какой-либо деятельности;

- конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, советское общество (1917- 1991 гг.), также выделяют такие этапы как доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество);

- сложно организованная система социального взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты.

Общество характеризуется следующими признаками:

общность территории их проживания, обычно совпадающая с государственными границами;

целостность и устойчивость складывающихся форм взаимодействия людей;

самовоспроизводство, саморегулируемость и самодостаточность;

определенный уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Следует различать понятия общество, страна и государство. Являясь смысловыми спутниками, они имеют разные значения.

Страна - это территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство - это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления.

Общество - это социальная организация данной страны.

Характерные признаки общества сформулировал известный американский социолог Э. Шилз:

1) общество не является частью какой-либо более крупной системы - крупнее него ничего нет;

2) имеет территорию, которую считает своей собственной;

3) браки заключаются между представителями данного объединения;

4) пополняется преимущественно за счет детей членов этого общества;

5) имеет собственное название и собственную историю;

6) обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его объединяет общая система ценностей и норм, называемая культурой.

Таким образом, если не все, или по крайней мере большинство из указанных признаков присутствуют у какого-либо объединения людей, то его можно назвать обществом. Указанные признаки характеризуют общество с социологической точки зрения, указывая на семейно-родственные отношения, систему управления и культуру, которые связаны социальной структурой и социальными институтами общества.

При рассмотрении общества социологи применяют так называемый системный анализ (системный подход). Специфика системного подхода состоит в том, что изучаемые объекты рассматриваются как системы. То есть общество и происходящие в нем социальные явления и процессы принято рассматривать как системы.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Система образует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее элементов. Способ связей между элементами как раз и образует это новое качество.

Например, сумма всех деревьев остается неизменной, независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья растут в лесу. Однако только во втором случае деревья, составляющие лес, являют собой сложную природно-биологическую систему, обладающую уникальными свойствами, отличающимися от суммы свойств всех составляющих ее элементов.

Общество как система представляет собой особую совокупность социальных явлений и процессов, состоящих из множества элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, и образующих единое целое. Общество как система становится новым элементом по отношению к уже существующим. Так, с одной стороны, социальная система представляет собой нечто самостоятельное, а с другой стороны, она зависит от всех входящих в нее элементов.

Социальная система – это система социального взаимодействия людей, образующая групповые формы жизни. Она включает в себя отдельных индивидов, социальные общности, охватывает отношения между индивидами и группами. Общество как социальная система по отношению к индивидам, в него входящим, первично: общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер. Каждый индивид, рождаясь, застает определенные связи и отношения, постепенно включается в них, усваивает уже существующие ценности, нормы, символы.

Основные способы структурирования социальных систем:

1) В обществе как системе выделяют подсистемы или сферы общественной жизни. Обычно выделяют 4 сферы (экономическую, политическую, социальную, духовную).

2) Общество рассматривается как система социальных институтов. Принято выделять пять фундаментальных институтов: производство, семья, государство, образование, религия.

3) Общество как система представляет собой совокупность всех групп и общностей, в него входящих, а также их интересов, которые состоят в обеспечении собственного сохранения и развития. Каждая из групп выделяется из множества других, в определенной мере обособлена и сопротивляется ассимиляции

Социальные системы отличаются от природно-биологических систем. Они имеют ряд признаков:

-они являются сложноорганизованными;

- они преобразуют среду и адаптируют ее для своих потребностей;

- являются устойчивыми, характеризуются долговременностью социального взаимодействия.

- являются открытыми, динамичными, саморазвивающимися;

- способны изменять свою структуру, повышать свой порядок, то есть являются самоорганизующимися;

- в процессе исторического развития приобретают свою индивидуальность.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:

экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;

политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Современные социологи признают, что сферы общественной жизни тесно связаны между собой и взаимовлияют друг на друга, обусловливают друг друга. При этом ни одна из них не выступает доминирующей: все зависит от угла зрения. В обществе нет господствующих или доминирующих сфер, каждая из них оказывает равное влияние на других.

3. Деление общества на четыре сферы (экономическую, политическую, социальную, духовную) является условным. Например, в экономической деятельности людей, так или иначе, обязательно присутствуют и социальные взаимодействия индивидов, и отношения власти (т. е. политические), и культурные ценности, и нормы как регуляторы этой деятельности. Поведение человека в экономической сфере (в роли собственника, работника, менеджера, предпринимателя) может определяться не только экономическими интересами (получение прибыли, выгоды, вознаграждения за труд и т. п.), но и широким кругом социальных интересов (соблюдение значимых социальных ценностей и норм, благо других людей, взаимопомощь).

Изучение общества как социально-экономической системы предполагает рассмотрение его через призму экономических отношений. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Различные виды экономической деятельности регулируются не только экономическими механизмами (закон спроса и предложения), но и различного рода социальными механизмами.

Экономическая сфера общества является целостной подсистемой и включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение обмен и потребление благ и услуг. В нее входят такие экономические институты, как фабрики, заводы, банковская система, торговля, сфера услуг, предпринимательство, собственность и др. Как социально-экономическую систему можно рассматривать любое предприятие и любую организацию, обладающую двумя ключевыми признаками. Во-первых, люди, осуществляющие процессы производства и управления им, должны выступать главными ее элементами. Во-вторых, в рамках данной системы должны создаваться материальные и нематериальные блага.

В экономической жизни общества, как правило, участвуют около 50 % населения. Работающих людей называют экономически активное население, это те, кто добровольно предоставляют свой труд для производства товаров и услуг. Дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных благ, либо выступают таковыми лишь частично. Однако все 100 % являются потребителями товаров и услуг, созданных экономически активным населением, то есть участвуют в процессах перераспределения, обмена и потребления материальных благ, а следовательно, являются активными участниками экономических отношений.

Современным экономическим системам присущи следующие черты:

1) развитие многообразного разделения труда, которое выражается в том, что существуют тысячи профессий, специальностей, должностей и продолжают выделяться новые виды занятий и специализации работников; за каждой профессией и специальностью стоит определенная группа людей, со сходным образом жизни, мироощущением;

2) рост экономической взаимозависимости: люди, нуждаясь в разнообразных продуктах и услугах, становятся зависимыми от экономической деятельности большого количества других людей; подавляющее большинство сегодня, как правило, не производят той пищи, которой питаются, не строят домов, в которых живут, не изготавливают других материальных благ, которые потребляют.

Процесс нарастания взаимозависимости современных обществ во всемирном масштабе получил название «глобализация». Первоначально процессы глобализации охватили экономику, а затем и культуру, политику. В современных обществах выделяют такие виды глобализации, как финансовая, территориальная, информационно-коммуникативная и др.

В современном белорусском обществе происходит преобразование ряда прежних экономических институтов (производство, банковская система) и формирование новых экономических институтов, которых не было в советский период (частная собственность, предпринимательство). Во время быстрых социально-экономических изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых социальных институтов требует определенного времени: в результате люди сталкиваются с трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания порядка в обществе. Такое переходное состояние общества называется аномией.

Таким образом, общество как социально-экономическая система включает множество структурных элементов, явлений и процессов, связей и отношений между ними. Рассмотрение экономических процессов в широком социальном контексте позволяет преодолеть узкоэкономический подход и выявить многообразие социальных отношений в экономической сфере, многообразие связей экономики с другими подсистемами общества.

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2) поведение людей в группах регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя предельно широкими понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. Различие между культурой и обществом сводилось к тому, что:

1) социум и культура являются двумя взаимосвязанными
подсистемами общественной жизни;

2) особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Социальная система - характеризует организацию социальной жизни, т.е. как бы форму социальности, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри групп и между ними. Культура обозначает содержательные аспекты социальных от­ношений, их ценностно-смысловые значения (ценности, идеалы, нормы и др.).

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

Культура представляет собой некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы (то есть признаются) членами общества и могут передаваться другим поколениям. Далеко не всякий материальный и духов­ный продукт, созданный людьми, включается в понятие «культура». Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общества (или их частью), а также закреплен в их сознании и материализован.

Культура представляет собой результат и способ жизнедеятельности людей во всех областях их жизни. Люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят возделанная земля, города, здания, дороги, каналы, орудия труда, предметы культа и произведения искусства и т.д., но и нематериальную, или духовную культуру. Имеются в виду знания и идеи, законы и нормы, правила и модели поведения людей, ценности и нормы, символы и ритуалы, обычаи и традиции. Таким образом, мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур, индивидуальных и общих образцов взаимоотношений людей в процессе удовлетворения ими своих базовых потребностей, - это также культура.

Применяя системный подход к рассмотрению культуры, можно утверждать, что культура - это система социально приобретенных и транслируемых (передаваемых) от поколения к поколению значимых идей, знаний, ценностей, норм, верований, эстетических вкусов, приемов мастерства, верований, привычек и т. п., с помощью которых люди организуют совместную жизнь и деятельность в обществе.

Мир культуры возникает только в процессе человеческой деятельности. Культура не является природным образованием, она генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением. Вне культуры существование человека невозможно, так как она определяет его бытие, специфику сугубо человеческой деятельности, материальный и духовный мир, «создает» и «пересоздает» самого человека.

Социокультурный подход к изучению социальной жизни предполагает анализ социальных явлений через призму культуры, которая рассматривается в качестве объективного фактора по отношению к различным социальным системам и личности. Вместе с тем в процессе социальной деятельности люди сами воздействуют на свое социальное и культурное окружение, изменяя и развивая его.

Основными элементами культуры являются ценности, нормы, символы, верования, знания, идеалы. Ядро культуры составляют социальные ценности и нормы.

Ценности представляют собой социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что является важным, нужным, к чему следует стремиться; это также убеждения людей по поводу целей, которых следует достигать, а также тех путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности определяют направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Объективно в сознании личности существуют те или иные представления о должных и желаемых общественных отношениях. Что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба? Представления об этом ориентируют личность в реально существую­щем обществе, выступают критериями в оценках конкретных социальных ситуаций, политических решений, формируя тем самым нормы поведения людей. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном. Социальные ценности можно считать своего рода внутренним стержнем культуры. Часто говорят, что ценности - это представления людей о нужном и должном.

Нормы- это управляющие поведением человека обобщенные правила, стандарты, регулирующие поведение людей и общест­венную жизнь в целом в соответствии с ценностями определенной культуры. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Если социальные ценности определяют общие линии регуляции поведения людей в условиях данной культуры, то социальные нормы - конкретные установки в отношении такого поведения - их образцы.

Общеразделяемая система ценностей, норм, идеалов, верований, символов, значений и смыслов является обязательным условием успешного взаимодействия людей. Наличие этой системы позволяет индивидам единообразно оценивать те или иные ситуации, возникающие в процессе социальных взаимодействий и обеспечивает интеграцию и стабильность социальной жизни, без нее не может нормально функционировать ни одна социальная система, ни одно общество, ни один народ.

Таким образом, системный и социокультурный подходы к анализу социальной жизни объясняют общество как сложную целостную самоорганизующуюся систему.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов | Предмет гистология. Методы гистологических исследований. Клеточная теория




Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 2648;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.034 сек.