Реакции ребенка на смерть
Задача оплакивания, связанного со смертью, сводится к ослаблению привязанности к родителям. Разрушение эмоциональных связей из-за свершившейся смерти близкого начиналось раньше и продолжалось в процессе развития личности в форме отделения от родителей, зависящего не только от возраста ребенка, но и от природы и интенсивности отношений и взаимодействий между ним и родителями.
Согласно 3. Фрейду (1912), когда жизнь показала, что любимого объекта больше не существует и реальность подсказывает требование подавить все чувства, связанные с объектом, человек нелегко это делает даже в том случае, когда ему предвидится замена... Это сопротивление может быть настолько сильным, что наступает отход от реальности и объект удерживается... При нормальных условиях победу одерживает уважение к реальности... Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых чувство было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу и на нем совершается освобождение либидо... По окончании этой работы печали «Я» становится опять свободным и освобожденным от задержек. Трактовка Фрейда работы печали, вероятно, идеальна и соответствует благоприятным обстоятельствам, которые обычно недостижимы даже у большинства взрослых.
Отмеченное Ц. М. Паркес (1972) появление «фантома мужей» у вдов в форме сильно выраженного чувства присутствия покойного встречается чаще, чем думают. У детей призрак родителя — также нередкое явление, когда переживание печали не приносит облегчения. В связи с этим задаются вопросом, идентичен ли механизм печали у детей и взрослых. В соответствии с мыслями А. Фрейд (1967), ребенок достигает постоянной привязанности к объекту любви в конце первого — начале второго года жизни. Ребенок не привязывается к заместителю объекта любви так же, как ранее, хотя и может принять его заботу. X. Нагера (1970) полагает, что только ко времени, когда отношения с объектом любви достигают прочности, тогда природа и качество энергии, направляемой на объект, может быть (по крайней мере, в неразвернутой форме) сравнено с уровнем, природой и качеством энергии, направляемой здоровым взрослым к своим ближайшим объектам. Именно эта энергия, которая должна быть отнята от бессчетных воспоминаний об объекте любви, и делает возможным появление энергии новых объектов.
По мнению Дж. Боулби (1960), печаль ребенка, начиная с 6 месяцев, сходна с той, что наблюдается у взрослых. А. Фрейд (1967), Р. Фурман (1964) среди других сомневались и утверждали, что лишь ребенок 4—4,5 лет способен к эмоциям горя в ответ на смерть родителя. В то же время А. В. М, Вольф (1958) оценивает возраст начала таких переживаний в 10-11 лет. X. Нагера (1970) и М. Вольфенштейн (1965), со своей стороны, доказывали, что печаль, описанная А. Фрейд, возможна только после отрыва от родителей в подростковом возрасте, хотя некоторые ее проявления могут наблюдаться уже в детстве.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 132;