Классификация профессиональных правонарушений медицинских работников
Преступления против жизни и здоровья | Преступления против здоровья населения и общественной нравственности | Экологические преступления | Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления |
Убийство /ст. 105/ Причинение смерти по неосторожности /ст. 109/ Умышленное или по неосторожности причинение вреда здоровью /ст. 111, 112, 115, 118/ Заражение венерической болезнью /ст. 121/ Заражение ВИЧ-ин-фекцией /ст. 122/ Незаконное производство аборта /ст. 123/ Неоказание помощи больному /ст. 124/ Оставление в опасности /ст. 125/ | Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка либо сбыт наркотических средств и пси-хотропных веществ /ст. 228/ Хищение либо вымогательство наркотических средств и психотропных веществ /ст. 229/ Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ /ст.233/ Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью /ст. 235/ Нарушение санитарно-эпидемиологичес-ких правил /ст. 236/ Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей /ст. 237/ Надругательство над телами умерших и местами их захоронения /ст. 244/ | Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов /ст. 247/ Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо с другими биологическими агентами или токсинами /ст. 248/ Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений /ст. 249/ Загрязнение вод /ст. 250/ Загрязнение атмосферы /ст. 251/ | Злоупотребление должностными полномочиями /ст. 285/ Превышение должностных полномочий /ст. 286/ Незаконное участие в предприимательской деятельности /ст. 289/ Получение взятки /ст. 290/ Служебный подлог /ст. 292/ Халатность /ст. 293/ |
Медицинская сестра должна была ввести больной внутривенно раствор брома. Взяв из медицинского шкафа, с того места, где обычно стоял бром, склянку с бесцветной жидкостью и , не обратив внимания на этикетку, сделала инъекцию. У больной сразу же после инъекции начались судороги. Несмотря на принятые меры, больная через час погибла. Оказалось, что вместо брома сестра ввела 10 мл дикаина. Ее действия также были квалифицированы как причинение смерти по неосторожности.
Перед операцией аборта вместо новокаина врач ввел местно нашатырный спирт. Последствием явился некроз влагалища, части прямой кишки, мочевого пузыря и мочеточника. Принятыми мерами жизнь больной была спасена, однако женщина оказалась инвалидом 1 группы. Врач был осужден за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.
Ответственность за преступления против жизни и здоровья может наступить в результате незаконного применения методов профилактики, диагностики, лечения, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований. Порядок применения этих методов, средств и исследований установлен ст. 43 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" /ОЗоОЗГ/, в соответствии с которым возможно применение только разрешенных методов, средств и исследований. Закон допускает исключение, согласно которому не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении /в установленном порядке/ методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в целях излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия, а для лиц моложе 15 лет – письменного согласия их законных представителей.
Медицинская деятельность немыслима без экспериментирования, как и любая другая наука. Однако специфика медицинского эксперимента состоит в том, что он не всегда может быть завершен в искусственных условиях и требует окончательной проверки лишь на организме человека, что связано с риском наступления вредных последствий. В таких случаях медицинское действие, предпринятое в порядке новаторства, с юридической точки зрения должно удовлетворять двум обязательным условиям: 1) оно должно быть осуществлено в интересах излечения больного, 2) новаторские средства и методы должны пройти необходимую предварительную проверку на животных. Такая проверка считается достаточной, если доказана возможность получения положительных результатов, что само по себе не исключает определенную степень риска. Риск во многом связан с состоянием здоровья конкретного пациента: чем тяжелее и опаснее состояние больного, неподдающееся лечению общепринятыми средствами, тем шире может быть диапазон оправданного риска; чем меньше опасности таит болезнь, тем большую вероятность благоприятного исхода должна показать апробация нового средства или метода на животных.
Понятие "риска" ("врачебного риска", "риска в медицине") четко определяется УК РФ. В ст. 41 говорится: "1. Не является преступлением причинение вреда ... при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. 2. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями /бездействием/ и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда... 3. Риск признается необоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой жизни многих людей...".
Риск правомерен, если соблюден ряд условий. Отсутствие хотя бы одного из них дает основание считать риск необоснованным, что при наличии последствий в виде вреда здоровью может повлечь уголовную ответственность. Приводим четыре обязательных условия обоснованного риска: 1) наличие доказанной опытными данными объективной возможности достижения полезной цели, например, излечения больного, облегчения его страданий; 2) полезная цель не может быть достигнута нерискованными действиями, например, консервативные методы лечения исчерпаны – необходима хирургическая операция; 3) наступление вредных последствий лишь возможно, но не неизбежно, например, неблагоприятные последствия операции только возможны, но не являются неизбежными; 4) пациент должен быть согласен на применение рискованных медицинских действий. Согласие должно носить продуманный характер, т.е. после представления больному полной информации как о состоянии его здоровья, так и о последствиях применения или отказа от применения предлагаемого медицинского вмешательства.
Закон предусматривает ответственность за заражение венерической болезнью /ст. 121/ и ВИЧ-инфекцией /ст. 122/. В отношении медицинского работника может быть возбуждено уголовное дело, если вследствие ненадлежащего исполнения им своих профессиональных обязанностей произошло заражение ВИЧ-инфекцией. Примером может служить уголовное дело в отношении врачей г.Элиста, действия которых привели к заражению ВИЧ-инфекцией большой группы детей. В отношении заражения венерической болезнью закон прямо не указывает на возможность привлечения к уголовной ответственности медицинских работников. Однако поскольку заражение венерической болезнью приносит несомненный вред здоровью человека, медицинский работник, допустивший заражение пациента венерической болезнью, может быть привлечен к уголовной ответственности за неосторожное причинение вреда здоровью.
Ст. 123 УК РФ предусматривает незаконное производство аборта. По закону выполнение аборта разрешается только лицу, имеющему высшее медицинское образование соответствующего профиля – акушеру, гинекологу. Производство аборта лицом, не имеющим такого образования, считается незаконным.
Ст. 36 ОЗоОЗГ уточняет ряд положений, касающихся законного производства аборта. В ней записано, что право самостоятельно решать вопрос о материнстве принадлежит исключительно женщине. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке до 12 недель, а по социальным показаниям невозможность содержать будущего ребенка из-за отсутствия материальных средств у одинокой безработной, отсутствие жилья у одинокой беженки, беременность несовершеннолетней и т.п./ – до 22 недель. При наличии медицинских показаний и согласия женщины аборт производится независимо от срока беременности. Перечень медицинских показаний определяется Министерством здравоохранения РФ, а социальных – Правительством РФ. Закон уточняет, что аборт может быть проведен только в учреждениях, имеющих лицензию на этот вид медицинской деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку, т.е. акушерами или гинекологами, либо врачами, прошедшими соответствующую специализацию.
Повышенную уголовную ответственность несут лица, ранее судимые за незаконное производство аборта.
Наибольшее наказание может понести лицо, произведшее незаконный аборт, повлекший по неосторожности смерть потерпевшей или тяжкий вред ее здоровью: инвалидность, неизлечимую болезнь, бесплодие и др.
Уголовная ответственность в таких случаях наступает только тогда, когда установлена прямая причинная связь между действиями лица, производившего аборт, и наступившими тяжким последствиями.
Если смерть женщины наступила после того, как врач произвел аборт в антисанитарных условиях или в обстановке, не гарантирующей ликвидации тяжких последствий, его действия могут рассматриваться не только по ст. 123, но и по п.2. ст. 105 как "убийство, то есть прижизненное причинение смерти другому человеку, –... 2) женщины, заведомо для виновных находящейся в состоянии беременности". Такое преступление может быть совершено только с косвенным умыслом в отношении смерти беременной женщины, так как врач, хотя и не желал наступления опасных последствий своих действий, но должен был предвидеть возможность опасных последствий и сознательно допускал возможность их наступления.
Действия врача, произведшего аборт в ненадлежащих условиях (даже в случае наступления тяжких последствий), будут уголовно ненаказуемы, если он действовал в условиях крайней необходимости, то есть, если он проводил операцию по жизненным показаниям. Это положение касается любых операций, проводимых во имя спасения больного или пострадавшего, находящегося в критическом состоянии.
Юридическое понятие "крайней необходимости" составляет одну из форм обстоятельств, исключающих преступный характер деяния. Определение этого понятия дается в ст. 39 УК РФ: "1) Не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности,... если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости. 2) Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем вред предотвращенный".
Таким образом, понятие "крайней необходимости" включает в себя два определяющих положения:
а) невозможность устранения опасности иными средствами, кроме причинения вреда,
б) причиненный вред должен быть меньшим, чем вред предотвращенный, причем имеется в виду не столько количественная, сколько качественная характеристика вреда (в качественном отношении активные действия врача, производящего операцию по жизненным показания, направлены на спасение больного, находящегося в критическом состоянии, то есть на предотвращение "абсолютного" вреда – смерти).
Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным оказывать ее в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности средний или тяжкий вред здоровью, либо смерть больного наказывается по ст. 124 УК РФ. Эта статья предусматривает ответственность не только врачей, но и других медицинских работников, например среднего медицинского персонала, что соответствует ст. 20 ОЗоОЗГ.
Неоказание помощи больному может выразиться в том, что медицинский работник в конкретных условиях не выполняет действий, направленных на спасение жизни, излечение или облегчение страданий. Оказание медицинской помощи может выразиться как в действиях прямого медицинского характера /остановка кровотечения, трахеостомия, внутривенная инъекция лекарственного препарата и т.п./, так и опосредованного /доставка в лечебное учреждение, вызов специализированной медицинской бригады и др./.
Вопрос о том, является ли причина неоказания медицинской помощи неуважительной, решается в каждом конкретном случае на основании оценки всех обстоятельств дела. Законом предусматриваются следующие уважительные причины:
а/ крайнее переутомление или болезнь медицинского работника, требующие постельного режима или изоляции (в случае заразного заболевания);
б/ занятость лечением другого, не менее тяжело больного пациента;
в/ отсутствие транспортных средств для выезда к далеко находящемуся больному; в последнем случае суд при определении вины всегда ставит перед экспертами вопрос: сохранялась ли возможность оказания эффективной медицинской помощи, если врач добрался бы до пациента пешком? Время на дорогу суд определяет опытным путем.
Примеры. Поздно ночью в многопрофильную больницу машиной скорой помощи доставлен больной с двусторонним воспалением легких и тяжелыми нарушениями внешнего дыхания. Дежурный врач, специалист-хирург, осмотрел больного и направил его в терапевтическое отделение, не сделав никаких назначений и не предупредив персонал этого отделения. Больной был оставлен без оказания медицинской помощи. Рано утром медицинская сестра отделения обнаружила больного без сознания. Срочные реанимационные мероприятия к успеху не привели. Больной умер. Дежурный врач был привлечен к уголовной ответственности за неоказание помощи больному и халатность, выразившуюся в невыполнении обязанностей дежурного врача.
В приемное отделение нейрохирургического стационара мать принесла ребенка, находившегося в бессознательном состоянии. Врач отделения не принял ребенка и отправил мать в соседнюю детскую больницу. Мать доставила ребенка в больницу без признаков жизни. Смерть наступила от аспирации инородного тела. Врач нейрохирургического стационара был осужден за неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности смерть.
Медицинские работники медико-социальных учреждений /домов престарелых, "Хосписов", домов ребенка и т.п./ могут быть привлечены к уголовной ответственности за оставление в опасности людей, находящихся в этих учреждениях /ст. 125 УК РФ/. Речь идет об оставлении без помощи лиц, находящихся в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенных возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или беспомощности. Ответственность наступает в том случае, если виновный был обязан оказывать помощь, имел возможность ее оказывать, однако своим бездействием поставил пострадавшего или беспомощного человека в опасное для жизни или здоровья состояние.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 2454;