Судебно-медицинское исследование трупов новорожденных
Труп новорожденного – это особый объект, требующий особой методики исследования.
Необходимость в проведении судебно-медицинского исследования трупа новорожденного возникает во всех случаях, когда подозревается насилие:
– если труп младенца неизвестной матери обнаружен в самых «неподходящих» местах – выгребной яме, мусорном бачке, подвале, в лечу, извлечен из воды и т.д. (эти случаи наиболее часты и составляют более 60%);
– если мать известна, но она не состояла на учете в женской консультации, ребенок родился мертвым или умер вскоре после рождения без присутствия медицинского персонала;
– если есть жалобы на неправильное ведение родов в родильном доме при наличии на теле ребенка или матери повреждений.
Согласно действующей инструкции Бюро главной судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ (№ 1528/01-04 от 17.11.93) обязательному судебно-медицинскому исследованию подлежат трупы новорожденных с массой тела более 1000 г и длиной тела более 35 см при наличии постановления правоохранительных органов.
Новорожденность
Существующее в судебной медицине понятие «новорожденность» появилось одновременно с таким преступлением, как «детоубийство». Это понятие исходило от органов правосудия и сводилось не к новорожденности как таковой, а к состоянию матери во время и сразу после родов, когда она в силу своего психофизического состояния не совсем понимала, что с ней происходит и что она делает. Однако, вводя это понятие, законодатель не до конца раскрыл его суть. Эта неопределенность в четком ограничении периода новорожденности законом определила на долгие годы споры и дискуссии судебных медиков о том, какой же временной период вкладывать в это понятие и нужно ли это понятие вообще.
Поэтому неудивительно, что в трудах ведущих авторитетов судебной медицины (Н.В. Попов, В.М. Смольянинов, М.И. Райский, М.И. Авдеев) нет четких рекомендаций по определению периода новорожденности, нет таких указаний и в соответствующих регламентирующих документах. Не удается найти и первоисточник, из которого следует, что период новорожденности в судебной медицине должен определяться одними сутками. Кроме того этот срок в течение многих десятилетий не оценивается никем из судебных медиков. Между тем, этим суткам можно найти следующие возможные объяснения:
– медицинские – продолжительность родов условно можно принять за 1 сутки, к исходу которых психика женщины без отягощенного анамнеза, согласно мнению психиатров, должна прийти в норму;
– юридические – совершение женщиной, родившей ребенка, какого-либо преступления спустя 1 сутки после родов, должно рассматриваться как умышленное. Этот условно определенный срок был необходим юристам для установления меры наказания матери, убившей своего ребенка, для объяснения ее действий, так как в Уголовном кодексе Российской Федерации не было статьи за это преступление.
В УК РФ последней редакции (1996 г.) введена ст. 106 – «Убийство матерью новорожденного ребенка»: «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов...». Поскольку временной период в ней определен понятием «сразу же после родов», то базируясь на толковом словаре С.И.Ожегова эту фразу можно понимать только так: ««Сразу» – в один прием, очень быстро, либо немедленно, в тот же момент».
С медицинских позиций выявление признаков новорожденности только что родившегося младенца не представляет особой сложности и определяется по совокупности признаков недавних родов. К этим признакам относятся: неотделенная плацента; обильное (!) количество сыровидной смазки на голове и теле ребенка; сочная, перламутрового вида пуповина; а также оборванная и неперевязанная пуповина; наличие на теле крови (при отсутствии повреждения можно думать о крови матери); родовая опухоль в месте предлежания. Как показывает длительная практика общения с правоохранительными органами при выраженности этих признаков любой человек, даже не имеющий медицинского образования, не ошибается в том, что перед ним новорожденный.
В то же время есть признаки новорожденности, которые может констатировать только врач. Это отсутствие (!) демаркационного кольца воспаления (которое появляется и может быть различимо через 6-12 часов), наличие большого количества мекония (больше 30 г), недышавшие легкие (то есть первичный ателектаз), отсутствие воздуха в желудке или наличие его только в желудке. Такие показатели можно констатировать «сразу же после родов».
Живорожденность
Согласно приказу МЗ РФ за № 318 от 4 декабря 1992 года «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения» «живорождением» является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Каждый продукт такого рождения рассматривается как живорожденный».
Однако судебные медики имею дело с трупами при отсутствии медицинских данных о родах; методик определения на трупе бывшего сердцебиения, пульсации пуповины или произвольных движений на сегодня не существует. Несмотря на то, что Бюро Главной СМЭ (информационное письмо № 1528/01-04 от 17.11.93) настоятельно рекомендует пользоваться критериями живорождения и мертворождения, приведенными в выше указанном приказе, вопрос о живорожденности решается как и раньше по наличию или отсутствию дыхания (хотя бы 1 вдоха).
Для решения вопроса о живорожденности прежде всего желательно провести рентгенологическую пробу, предложенную Я.Г. Диллоном (1937). И как бы не спорили о ее диагностическом значении, как показывает практика, эта проба является ценным предварительным ориентиром и дополнением к плавательным пробам. Тем более, что проведение ее возможно в любом отдаленном уголке, где есть рентгеноустановки. Пневматизация легких, распределение воздуха в желудочно-кишечном тракте, наличие ядер окостенения, обнаруженные при рентгенографии, помогут решить и другие вопросы.
Вместе с тем, следует помнить, что гнилостные процессы, стремительно развивающиеся в трупах младенцев, могут приводить к образованию в тканях гнилостных газов, которые могут, с одной стороны, вуалировать явные признаки живорожденности, а с другой – создавать ложную картину этих признаков. Поэтому очевидно, что рентгенологическая диагностика живорожденности должна осуществляться с осторожностью.
Решение вопроса о живорожденности не может ограничиваться одним методом, а должно носить комплексный характер. Этому, прежде всего, может помочь наружный осмотр трупа (табл. 2). В этой таблице дается сравнительная характеристика некоторых признаков, позволяющих дифференцировать труп дышавшего и недышавшего младенца. Так, для дышавших характерны бочкообразная – грудная клетка и расширенные межреберные промежутки: у недышавших младенцев грудная клетка спавшаяся, межреберные промежутки прослеживаются с трудом. У первых гнилостные процессы начинаются в органах грудной клетки. Дополнительные сведения получают уже при вскрытии трупа.
У дышавшего младенца можно заметить следующий комплекс признаков: купол диафрагмы опущен до VI межреберья, легкие эластичны, имеют большой объем и достигают трех четвертей полости грудной клетки, поверхность легких неровная (вздутия чередуются с западениями), имеет розовато-красный мраморный вид, удельный вес легких меньше единицы, положительные пробы Галена, Бреслау, Диллона.
У недышавшего младенца купол диафрагмы находится на уровне IV межреберья, легкие небольшие по объему, прижаты к позвоночнику, их поверхность гладкая, цвет темно-красный с синюшным оттенком, консистенция легких плотная, удельный вес больше единицы, пробы Галена, Бреслау и Диллона отрицательные.
Т а б л и ц а 2
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 507;