Понятие социальной нормы

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Трансформации, происходящие во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм.

Любая система (природа, человеческое общество, живой организм) развивается и функционирует по определенным законам. Нормальным является такое функционирование системы, при котором все ее элементы исправно работают. В этой связи норма выступает как мера полезного, необходимого для поддержания жизнедеятельности. Возникновение и функционирование социальных норм обусловлено потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы определяют пределы допустимого поведения индивидов, социальных групп, выполняют ориентирующую функцию, определяют поступки и мышление людей. Они помогают формировать цели, а иногда и способы их достижения.

В обществе с момента его возникновения, как во всякой целостной системе, проявляются две противоречивые тенденции - организации и дезорганизации, обусловленные постоянным вовлечением в общественную систему все новых и новых элементов. Социальные нормы являются одним из важнейших условий стабильного функционирования общественной системы. Формы поведения, которые противоречат сложившимся в обществе нормам, приводят к социальным отклонениям (девиациям).

Глубинная суть социальности заключается в совместных
скоординированных действиях отдельных индивидов по достижению общей цели выживания. Успешное достижение намеченного результата предполагает необходимость довольно жесткой организации трудового процесса и выдвигает само собой разумеющиеся требования должного поведения к членам коллектива (соблюдать дисциплину, слушать старших и т.д.).

Несоблюдение требований в первобытном обществе наказывалось изгнанием из общины, что в результате грозило смертью, вне общины было выжить невозможно.

Первоначально эти правила не осознавались, но действовали на людей как объективная реальность. Однако постепенно они выделялись из трудового процесса по мере развития рефлектирующей способности человека, начинали осмысливаться и осознаваться, вербализуясь и превращаясь в настоящие социальные нормы. С этого момента они приобретают самостоятельный статус всеобщих регуляторов человеческих взаимоотношений. Теперь они могут действовать не только в сфере труда, но и в любой другой области человеческого общежития.

В дальнейшем, вплоть до XVIII века, под нормой стали понимать следование божественным предписаниям (заповедям). Любой критический подход к религиозным догматам оценивался как преступная ересь, обусловленная дьявольской одержимостью. Мыслители эпохи Просвещения с возникновением концепции общественного договора привнесли новый аспект в понятие нормы. В частности, классик криминологии Ч. Беккария[1]определил норму не только как следование общественным заповедям, но и как соблюдение условий общественного договора, благодаря которому в обществе существует единодушие о том, что можно, чего нельзя делать.

Высказывая, свою точку зрения о нормах, Д. Дидро говорил, что они выступают цементирующим началом общества, так как «... являются единственными подлинными связями, объединяющими людей друг с другом и могущими сделать общество устойчивым, спокойным, процветающим»[2]. Таким образом, нормы не только предписывают добродетельное поведение, они также выражают суть человеческого общежития, обеспечивая стабильность и процветание общества. Более того, норма уже выступает не как волеизъявление высшего начала (Бога), а является результатом взаимодействия людей, их добровольного следования формирующимся общественным условиям.

XIX век, особенно его вторая половина, - время почти всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения не только в естествознании, но и в гуманитарно-общественных науках. Здесь в соответствии с требованиями естественнонаучного подхода начинается более глубокое осмысление понятия "норма". В работах одного из классиков социологии Э. Дюркгейма встречаются как минимум три различных понимания нормы: 1) норма – это предписания религии, морали и права как форм коллективного сознания; это предписание существует объективно в том смысле, что каждый индивид находит их готовыми и вынужден сообразовывать с ними свое поведение]; 2) норма - это характеристика тех социальных фактов (явлений, деяний), которые способствуют оптимальному функционированию общества; иначе говоря, норма - это мера общественной полезности того или иного явления; 3) норма - это нечто распространенное, общепринятое, типичное для данного общества[3].

Ю.А. Клейберг дает следующее определение «социальной нормы»: «социальная норма - обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества»[4]. Автор указывает на тесную связь социальных норм и социальной практики, полагая, что практическая деятельность сама подсказывает людям наиболее удачные, типичные нормы. Что касается генезиса, то, по мнению исследователя, прародителем социальных норм стали законы природы. Человек, тесно связанный с животным миром, изначально предрасположен к организованному существованию и обладает «природной склонностью к порядку».

Только, в отличие от животных, он сознательно фиксирует определенные правила поведения и следует (или не следует) им.

Человеческое поведение, которое соответствует установленным нормам, принято называть «нормальным поведением». Единого мнения для обозначения его антипода не существует, В наиболее широком значении данное явление можно определить понятием «отклоняющееся поведение» или «социальные отклонения». В кризисные периоды развития государства неопределенность в критериях дозволенного и недозволенного, отсутствие четких моральных ориентиров и санкций ведут к быстрому распространению отклоняющегося поведения, которое охватывает все большую часть населения.

В результате переоценки ценностей, происходящей в обществе, особенно в переломные периоды его развития, некоторые поступки, стремления начинают оцениваться по-другому. То, что раньше казалось ненормальным, противоречащим общепринятому, становится нормой и воспринимается если не абсолютно иначе, то более допустимо.

В качестве примера можно привести данные, касающиеся курения. Так, в период гражданской войны в Америке сигареты были обязательной составляющей солдатского пайка. Но в начале XX века противодействие курению привело к тому, что несколько штатов приняли законы, запрещавшие этот вид поведения. После второй мировой войны курение снова получило распространение, более того, оно снискало социальное одобрение. Однако после того как врачи доказали, что курение является причиной многих заболеваний, возникла новая волна противодействия этому явлению. Курильщиков стали отождествлять с «наркоманами, невротиками, а также загрязнителями воздуха и виновниками пожаров». По сути, они стали девиантами.

Что касается курения в нашей стране, то оно тоже в разное время воспринималось по-разному. Например, если несколько лет назад курение женской половины населения считалось нонсенсом, осуждалось общественным мнением, то сегодня молодая девушка с сигаретой - явление обычное. Результат - число школьниц, студенток, которые не просто курят, но и считают данную привычку важной составляющей их имиджа, постоянно растет.

Э. Дюркгейм, рассматривая норму, на наш взгляд, подчеркнул ряд важных характеристик этого понятия. Сложно не согласиться с объективной природой существования норм, которые, действуя в обществе, конечно же, обеспечивают наиболее оптимальное его функционирование и соответственно имеют широкое распространение. Однако, выделяя какую-то одну характеристику нормы и пренебрегая другими, можно прийти к абсурдным выводам. Так, если ориентироваться только на распространенность той или иной формы поведения и брать ее за норму, то преступность, как довольно распространенное явление тоже становится нормой. Э. Дюркгейм так и пишет: «Нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорно всеми признаками нормального явления… Преступность - нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно»[5]. Но в таком случае полностью исчезает различие между диаметрально противоположными понятиями «норма» и «патология».

В первой половине XX века криминология расширила предмет исследований, введя в сферу своих интересов поведение жертвы преступления и проблем социального контроля. Это повлекло за собой включение в содержание понятия "норма" новых нюансов. В интеракционистских и структурно-функционалистских концепциях норма уже понимается не только как предписание должного поведение, но и как ожидаемое поведение. Так, например, английский социолог А. Коэн вслед за Т. Парсонсом, раскрывая сущность процесса социализации, говорит о возможности предвидеть агентами интеракции ожидания других и вести себя в соответствии с этими ожиданиями. В таких рассуждениях норма выступает не только как должное, но и как ожидание определенного поведения. Однако является ли характеристика нормы через ожидание чем-то существенно важным для раскрытия содержания этого понятия? Социализация представляет собой процесс и результат усвоения (интериоризации) индивидом наиболее распространенных и потому типичных для данного общества образцов поведения, ставших нормами. Следовательно, люди, живущие в одно и то же время в одном и том же обществе, знают эти нормы и вправе ожидать друг от друга их соблюдения. Соответственно, «ожидание должного поведения» изначально входит в смысловой объем понятия нормы, определяемого как предписание должного поведения.

XX век не внес окончательной ясности в данную проблему. Исследователям пока еще не удалось договориться по поводу объема и содержания рассматриваемого понятия.

Анализ литературы, посвященной понятию нормы, позволяет выявить следующие его определения.

1. Норма - это нечто наиболее распространенное, типичное для данного класса явлений. Такое определение не выходит за рамки обыденного понимания нормы.

2. Норма - это следование сложившимся в данной культуре ожиданиям. Само ожидание определенного поступка от другого человека обусловлено знанием норм.

3. «Норма, - пишет В.Н. Кудрявцев В.Н. - мера полезного, а потому типичного»[6]. Во-первых, не все типичное является полезным. Во-вторых, далеко не все социальные нормы можно оценивать как полезные для общества. Например, является ли полезной или вредной традиционная норма обрезания крайней плоти мужского полового органа, существующая у некоторых народов? В-третьих, имеются социальные нормы, однозначно вредные для общества, но навязанные ему политико-правовым режимом в угоду тоталитарной идеологии.

4. Норма - это требование определенного поведения, соблюдение которого обеспечивается применением санкций. Такое определение в лучшем случае соответствует лишь классу принудительных норм, которые имеют правовой статус.

5. Понимание нормы как меры должного имеет наибольшее число приверженцев. Но при этом под должным зачастую понимают предписания дозволяющего, обязывающего или запретительного характера[7]. В данном определении смысл понимания нормы сужается, должное не всегда может являться нормой.

Следует отметить, что в природе существуют как естественные (биологические, физиологические), так и социокультурные отклонения. В первом случае речь идет о патологическом развитии организма человека, которое происходит естественным путем, независимо от его воли, от его непосредственного окружения. Такие отклонения, как правило, исследуются и устраняются (в том случае, если это возможно) врачами разного профиля. Социокультурные отклонения - это отклонения от норм, принятых в социуме. Ю.А. Клейберг отдельно выделяет тип «социокультурных норм» и подразделяет их на постоянные (традиции, обычаи, ритуалы, духовно-религиозные нормы), изменяющиеся (в зависимости от социокультурной ситуации) и нормы информационного обмена в обществе. Эти нормы, по мнению автора, составляет «система индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности, образующих уровень регуляции социального поведения личности, которое формируется... на базе культурных образцов, проявляющихся в социокультурной среде общества и ближайшего окружения в различных формах общения и воспитания»[8]. Они тесно связаны со свободой воли индивида, который руководствуется в выборе тех или иных норм поведения собственными установками и ценностными ориентациями.

Еще одно отличие социокультурных отклонений от естественных заключается в том, что первые более относительны и всегда оцениваются с точки зрения культуры, принятой в обществе. Одно и то же поведение в разном социальном контексте может рассматриваться по-разному. То, что для одного общества нормально, для другого неприемлемо, для третьего - противозаконно.

Зачастую исследователи отождествляют понятия «социальное отклонение» и «девиантное поведение», что создает некоторые противоречия. В большом толковом социологическом словаре дается следующее определение: «девиация (deviance) - социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально приемлемым в обществе, либо в социальном контексте... Социальная девиация должна рассматриваться, главным образом, как социально обусловленное явление». На наш взгляд, это наиболее широкое определение девиации. Оно подчеркивает сущность данного понятия, акцентируя внимание на его социальном происхождении. Данную позицию разделяют большинство отечественных и зарубежных исследователей при характеристике девиантного поведения.

Социальное отклонение - более широкое понятие, чем девиантное поведение, которое является лишь «частным случаем» социальных отклонений. Если девиантное поведение индивидов приобретает массовый характер, в него вовлекаются все большее количество людей, то здесь мы уже имеем дело с социальными девиациями, которые можно определить как «нарушение социальных норм, характеризующееся определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях».

Как отмечают некоторые исследователи, «из всех характеристик социального отклонения наиболее спорна... оценка степени его полезности или вредности»[9]. По мнению Я.М.Гилинского, положительные и негативные девиации, так же как «норма» и «отклонение», неизбежно сосуществуют друг с другом, неразрывно связаны между собой. Они являются частями одного целого, и изучать их нужно только в единстве[10].

На основе выше сказанного видно, что на различных этапах роль социальных норм неодинакова - она возрастает по мере развития общественного производства, усложнения социальных отношений, перехода к более совершенным формам общественно-политической организации. Рождаясь в процессе взаимодействия людей, нормы обеспечивают возможность и качественное своеобразие различных форм общения, контактных и опосредованных. Они реализуются в различных видах кооперации и усилий людей, в конфликтном общении и действиях, контролирующих это общение.

Это означает, что содержание социальных норм включает как объективные, так и субъективные моменты. Объективный момент вытекает из того, что социальные нормы - это всегда вторичные социальные образования, представляющие собой отражение условий общественного бытия и выражение потребностей общества. Субъективный состоит в том, что нормативное отражение действительности, как и любое другое может быть не только адекватным, но и стихийно или сознательно искаженным. Причем от адекватности или напротив неадекватности такого отражения во многом зависит степень практической эффективности той или иной социальной нормы.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что отражение действительности в социальных нормах происходит на двух уровнях — эмоциональном и рациональном, в различных сферах общественного, индивидуального, научного, обыденного, а также массового сознания. Все это проявляется как в процессе формирования самих норм, так и в мотивациях поведения людей. Процесс отражения действительности в социальных нормах может проявляться в двух формах. Первая форма — путем стихийного возникновения норм регуляции в ходе той или иной социальной деятельности; вторая — как сознательная разработка и формулировка тех или иных нормативных установлений.

Функционирование социальных норм как практических регуляторов поведения включает в себя уровни рационального и эмоционального отражения и отношения к нормам со стороны субъекта их реализации, когда они выступают в качестве мотивов социального поведения людей. В первом случае социальное побуждение (мотив) к определенному поведению включает рациональное отражение ситуации, ее сознательную оценку и на основе этого рационального акта делается выбор соответствующего варианта поведения. Во втором — побуждение (мотив) функционирует как бы без такого предварительного мысленного анализа ситуации последствий и без оценки поведения на ступени логического мышления. Это будет такой выбор варианта поведения, при котором рационально-логический поиск решения как бы отсутствует и в качестве мотива поступка выступает привычность, стереотипность поведения в аналогичных ситуациях.

Следует, однако, отметить, что не всякая стереотипная привычка может быть основанием для выполнения какой-то нормы социального поведения, целый ряд привычек находится за пределами сферы регуляции поведения личности. Сюда относится, например, область многих интимно-индивидуальных привычек человека, которые будут "нейтральными" по отношению к нормам общественного поведения. В данном случае имеются в виду лишь те привычки, которые бытуют как стереотипные нормы социального поведения, выступающие своего рода закрепляющим фактором правил, требований той или иной социальной нормы, в индивидуальном сознании и поведении людей. Такие нормы поведения становятся настолько устойчивыми в эмоциональной сфере отражения, что, выполняя их, личность может логически каждый раз не "проигрывать" ситуацию и не осознавать всей значимости своих поступков, их связи с интересами окружающих его людей. Эмоциональное отношение к действительности способно освободить личность от многократного обращения к выбору вариантов поведения, к построению каждый раз логической модели своего поведения в той или иной ситуации. В результате многие поступки человека в повседневной жизни совершаются стереотипно, как бы автоматически.

Однако стереотипное поведение — это не простой механический автоматизм, а сложная форма поведения человека, в содержании которой проявляются его ценностные ориентации и установки как социального, так и личностного, индивидуального отношения к окружающей действительности, раскрывающиеся на уровне эмоционально-психологического отражения, как перерастание чувств, эмоций, привычек и т.п. в реальное поведение. Тем самым закрепляются своеобразные навыки поступать определенным образом в тех или иных ситуациях. Привычное поведение, как эмоциональная форма отражения и отношения к действительности, играет положительную и отрицательную роль в формировании и функционировании социальных норм-регуляторов поведения людей, так как любая норма есть, образно говоря, дитя тех условий, в которых она функционирует. Если условия изменились, а норма продолжает "по привычке" функционировать, тогда она становится тормозом в реализации новых потребностей и интересов людей и приобретает "консервативный характер". Причем, в определенных условиях привычность, стереотипность нормативного поведения может охватывать довольно широкий диапазон социальных норм, что и проявилось в нашей стране к началу процессов перестройки, когда новые условия требовали новых норм, и они создавались (законы о социалистическом государственном предприятии (объединении), о кооперации и др.), а в сознании и действиях немалого числа людей давали о себе знать прошлые стереотипы мышления и поведения и особенно нормативного вида — "все делать только по инструкции".

В череде поколений каждый человек, включаясь в уже существующий социальный порядок, застает нормы уже готовыми и принуждающими к подчинению. Поэтому он воспринимает их как корень социальности и культуры. Таким образом, то, что первоначально было следствием естественной необходимости выживания, в дальнейшем превращается в представлении последующих поколений в причину социальности.

Социальные нормы можно определить как объективно обусловленное явление, которое складывается на протяжении определенного промежутка времени в результате общественного взаимодействия, независимо от сферы деятельности.

Функционирование достаточно стройной системы норм - один из факторов, сплачивающих людей в общности (от классов до малых социальных групп). С помощью социальных норм осуществляется сочетание внеличностных требований, условий и задач общества с проявлениями и условиями жизнедеятельности личности. Благодаря этому формируются элементарные предпосылки общественной жизни, координация действий людей и сохранение целостности социальной системы.

«Способность человека и общества противостоять разрушительным тенденциям, способность устоять против их мощного давления, выработать, сохранить и реализовать на практике высшие нравственные и общественные идеалы также зависит от содержания, прочности и действенности системы норм, их социального усвоения и сознательного следования им»[11].

Социальные нормы являются средствами и проводниками самых разнообразных регулирующих и детерминирующих воздействий. Они создают нормативную спецификацию условий поведения, то есть определяют то, что деятельность людей развертывается в особой сфере, отличной от мира живой и неживой природы. Эта сфера характеризуется нормативными, деонтическими и оценочными параметрами.

Характеристика норм как объективно обусловленных требований, выражающих меру должного поведения, выясняет ряд существенных сторон общественного сознания. Для полного раскрытия сущности нормы, необходимо обратиться к их ценностной содержательности. Прежде всего, отметим, что источником деонтологического сознания выступает аксиологическое или ценностное отношение общества в целом или его элементов к тем или иным фактам, социальным процессам, культурным явлениям и другим социально значимым аспектам окружающего мира и человеческой практики. Эти аспекты обозначаются понятием "социальные ценности". Под социальными ценностями понимается общепризнанная в данном обществе совокупность образцов, при помощи которых люди соотносятся и опосредуют свои взаимоотношения, систематизируют социальный опыт.

Социальная ценность предстает как одна из сторон отношения между субъектом и его предметным миром. Она мыслится не только как предмет, обладающий полезными для человека свойствами, но и как роль, которую она может играть в деятельности людей с точки зрения их потребностей, интересов и целей. Значение ценности обусловлено не только свойствами предметов, но и потребностями действующего субъекта. Именно с точки зрения потребностей конкретного субъекта деятельности устанавливается значение предмета - отрицательное или положительное, существенное или несущественное - для субъекта. Это значение фиксируется в сознании в виде оценки. Осознание и усвоение ценностей формирует ценностные ориентации, обусловливающие направленность социального поведения субъекта. Они - реальный стержень жизненных его устремлений. Их глубина и стабильность характеризует его как подлинного субъекта деятельности.

Социальные ценности имеют исторический характер. Сама историческая практика свидетельствует о переоценке ценностей во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, морали, искусстве и т.д. при переходе к новой исторической эпохе. Не остаются неизменными и потребности людей, а, следовательно, изменяется и ценностное отношение к ним. Ценности обладают относительностью. Эта относительность зависит от конкретно-исторической ситуации и обусловлена тем, что оценки того или иного явления могут быть как истинными, так и ложными. История не раз давала примеры, когда под воздействием какого-либо группового интереса система ценностей как бы "переворачивалась" и в обществе начинали господствовать ложные идеалы, в соответствии с которыми оценивалось поведение как отдельных личностей, так и социальных групп. В таком случае, как верно отмечает Я.И. Гилинский, анормальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее[12].

Следовательно, еще одним важным аспектом в определении социальной нормы является сформировавшаяся в обществе система ценностей, в зависимости от которой будет определяться степень одобрения или неодобрения того или иного явления (поведения индивида).

Обобщая выше изложенное можно сформулировать понятие "социальная норма" следующим образом.

Социальная норма - это объективно сложившаяся, широко распространенная и общественно одобряемая мера оценки взглядов, суждений, форм поведения и т.д.

Всякая социальная норма характеризуется также конкретностью содержания и абстрактностью адресата, поэтому обладает способностью быть регулятором поведения различных лиц и различных ситуаций.

Социальные нормы имеют как общие, так и отличительные черты.

 








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1104;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.