Классификации социальных норм
Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности; регулируют поведение и осуществляют социальный контроль за поведением. Социальные нормы представляют модели и эталоны должного.
Нормативные системы общества не являются застывшими. Они изменяются сами, и изменяется отношение к ним. Полное принятие нормы - конформизм, а отклонение от нее - девиация.
Источниками поддержания нормативного поведения могут быть:
- «социальный инстинкт» - следование без раздумья некоторым общим правилам действия;
- «позитивное моральное расположение» - чувство долга;
- боязнь внешнего принуждения, наказания;
- божественная власть.
Эти факторы действуют тогда, когда эффективны социальный контроль и законы, система воспитания, формирующая у людей чувство долга, и члены общества обладают высоким уровнем религиозности. Если действие указанных факторов ослабевает, в обществе возрастает число лиц, поведение, которых не соответствует социальным или правовым нормам.
Существует множество разных классификаций социальных норм. Чаще всего их подразделяют на правовые, нравственные, эстетические, религиозные, политические и другие. Все они регулируют отношения между людьми, определяют основные правила поведения в наиболее значимых для общества сферах и ситуациях. С одной стороны, они содержат некие «образцы» поступков, с другой - эталоны их оценок. Но так происходит только в стабильном обществе.
В кризисные периоды развития социальной системы (характерно для современной России) нормы ослабляются, релятивируются, и люди лишаются эталона для сравнения. Причем, если правовые нормы формально зафиксированы в законодательстве, и все поступки, противоречащие этим нормам, можно безоговорочно признать девиациями, то с остальными социальными нормами все гораздо сложнее. К ним относятся обычаи, нравы, традиции, этикет, которые не закреплены правовыми актами государства, и, следовательно, лишены четкости. В условиях переходного общества, вслед за ослаблением и размыванием социальных норм, размывается и понятие социальной девиации. Поэтому следует быть осторожным, называя тот или иной поступок девиантным. На наш взгляд, важно учитывать, какие социальные группы и слои еще считают некоторые виды поведения девиациями, а для каких это уже норма.
Общим для всех типов социальных норм, на наш взгляд, является то, что все они регулируют поведение и в большинстве своем связаны с социальными санкциями (уголовным наказанием, общественным поощрением или неодобрением и так далее).
Чтобы лучше понять механизм действия норм, необходимо рассмотреть их структуру.
В.Н. Кудрявцев выделяет в структуре социальной нормы три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию[13]. Гипотезой он называет характеристику общей ситуации, в которой норма должна применяться. По сути, это условия существования нормы. Диспозиция - непосредственно сама норма, ее содержание. Санкция - последствия ее невыполнения. Если первый элемент реализуется, в основном, независимо от воли индивидов, то с двумя другими элементами все гораздо сложнее. И диспозиция, и санкция ориентируют поведение человека, выполняют программную функцию. Они влияют на выбор целей и средств их достижения, на планирование деятельности и ее оценку. По мнению Кудрявцева, «норма дает субъекту описание взаимосвязи между ситуацией, его действиями и их последствиями, включая элемент ответственности». Таким образом, два последних элемента нормы (диспозиция и санкция) направляют поведение индивида, служат руководством к действию. Человек же, являясь активным существом, может следовать этому руководству, а может и не следовать. В последнем случае мы имеем дело с социальным отклонением.
Классификация З. Ламнека. Критериями своей классификации он выбирает три параметра: социальная значимость норм, устанавливаемая законодателем; степень фактической эффективности предписания, выражающаяся в готовности людей руководствоваться им в своем поведении; готовность институтов социального контроля к применению санкций за нарушение данной нормы. На основании этих критериев 3. Ламнек выделяет восемь видов норм.
1. Идеальная норма: степень социальной значимости предписания и степень его фактической эффективности является почти стопроцентными, а отклонения от нормы строго преследуются. Например, запрет на убийство.
2. Естественная норма (как то, что само собой разумеется, поскольку ее целесообразность очевидна): социальная значимость и фактическая эффективность предписания являются высокими, однако готовность к применению санкций низкая. Например, запрет на дуэли.
3. Принудительная норма: несмотря на то, что социальная значимость предписания и готовность к применению санкций являются высокими, норма имеет низкую степень фактической эффективности. Например, запрет прерывания беременности в некоторых странах.
4. Неформальная норма: при низкой степени фактической эффективности социальная значимость предписания и готовность к применению санкций являются высокими. Например, в некоторых странах неформально поддерживается мнение, что девушка должна вступать в брак девственницей; и хотя норма не кодифицирована в праве, а степень ее фактической эффективности является низкой, тем не менее, готовность к применению санкций (порицание, осуждение) является высокой.
5. Псевдонорма: фактическая эффективность нормы является сравнительно высокой, а ее социальная значимость и готовность к применению санкций - низкая. Например, запрет на купание полностью обнаженными.
6. Остаточная норма: несмотря на то, что социальная значимость предписания и готовность к применению санкций являются низкими, степень фактической эффективности - высокая. Например, запрет на зоофилию.
7. Формальная норма: при низкой социальной значимости и фактической эффективности предписания существует высокая готовность к применению наказания. Например, прежде чем в Германии вступила в силу поправка о ненаказуемости гомосексуализма без отягчающих обстоятельств, на период проведения реформы судопроизводство по делам гомосексуалистов должно было проводиться по старому законодательству.
8. Устаревшая норма: и социальная значимость, и фактическая эффективность предписания, и готовность к применению санкций являются низкими или вовсе отсутствуют. Например, даже после отмены запрета на производство и распространение порнографической продукции в Дании он (запрет) некоторое время продолжал действовать (хотя и в слабой форме) в силу инерционности общественного сознания.
Значимость данной классификации определяется, прежде всего, попыткой учесть несколько характеристик в проявлении тех или иных норм. Однако обращает на себя внимание произвольность принятых Ламнеком названий для различных видов выделенных им норм. Так, первый вид нормы он называет "идеальной", приводя в качестве примера "запрет на убийство". Не совсем ясно употребления слова "идеальная". Если предполагается стопроцентное следование этой норме, то это не соответствует действительности.
Следует отметить, что критерии, при помощи которых Ламнек выделяет разные виды норм - "фактическая эффективность норм" и "готовность к применению санкций при их нарушении" — скорее характеризуют отношение граждан к существующим нормам и эффективность социального контроля, нежели являются сущностными характеристиками самих норм.
Классификация культурных норм, «размывание» и несоблюдение которых ведет к различным формам культурной девиации, может выглядеть следующим образом:
- по субъектам, носителям норм. Это общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные; - по объекту или сферам деятельности норм, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д.;
- по содержанию - нормы, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т.п.;
- по месту в нормативно-ценностной иерархии: основополагающие и второстепенные, общие и конкретные;
- по форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие;
- по масштабам применения: общие и локальные;
- по способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата;
- по функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие;
- по степени устойчивости: нормы, опирающиеся на социальную привычку, на обычай, традиции и не имеющего такового основания.
Существует также классификация "по способу регулирования", в которой выделяются следующие виды норм:
- запрещающие: указывают на действия, которые не следует совершать; эти нормы очерчивают круг негативных поступков, совершение которых влечет за собой применение правовых и общественных санкций;
- обязывающие: указывают на требуемые от субъекта действия, его обязанности; их нарушение также влечет применение санкций, но менее строгих, чем в предыдущем случае;
- дозволяющие: указывают на варианты поведения, которые не запрещены и часто являются для общества желательными, но не обязательными. Запрещающие и обязывающие нормы вполне адекватно отражают конкретный характер предписывания должного поведения. Дозволяющие нормы выступают порождением обществ с тоталитарным режимом, в которых главный императив человеческого поведения выражается формулой "запрещено все, что не дозволено". Выделение дозволяющих норм в демократических обществах лишено смысла, поскольку в них должен действовать иной императив человеческого поведения - "дозволено все, что не запрещено".
Выделяя виды нормативных систем, как правило, говорят о праве, морали, политических нормах, обычаях, традициях, эстетических нормах, организационных, религиозных. В данном случае основанием для классификации являются предмет и метод регулирования, характер санкций и авторитета (власти), который их охраняет. Такая классификация норм считается традиционной. Рассмотрим ее подробнее.
Прежде всего, обратимся к правовым нормам. Нормы остаются обязательным элементом права. Нормы права проходят через органы государства. Государство формирует правовые нормы, но оно само связано этими нормами. Содержание права в целом и правовых норм в частности объясняется интересами гражданского общества. Норма права - это правило поведения, являющееся обязательным для всех граждан. Несоблюдение правовой нормы влечет за собой юридическую ответственность. Специфический признак правовой нормы - ее обязательность. Однако обязательность правовой нормы известные правовые школы объясняют по-разному. Так, например, нормативная школа выводит обязательность из самой природы нормы; социальная школа - из ее соответствия фактически сложившимся отношениям; аксиологическая (ценностная) школа - из ее соответствия высоким нравственным идеалам справедливости и равенства. Однако при любом подходе обязательность правовой нормы для граждан не подвергается сомнению. Структура правовой нормы включает три части: диспозицию, гипотезу и санкцию. Диспозиция - это содержание нормы, правила поведения, которые устанавливаются нормой; гипотеза — это условия, при которых норма применяется; санкция - ответственность за неисполнение нормы. Следуя этой схеме, правовая норма представляется следующим образом: если имеют место определённые обстоятельства (гипотеза), то участники отношений должны поступать соответствующим образом (диспозиция), иначе они подлежат установленной ответственности (санкция). Обязательным элементом правовой нормы является ее содержание. Содержание правовой нормы - это правило поведения, которое устанавливается данной нормой. Существуют многочисленные классификации правовых норм. Основанием таких классификаций являются юридическая сила, сфера деятельности, отрасли законодательства и т.д. Обязательный признак правовой нормы - ее апробация государственной властью, следовательно, более универсальной является классификация правовых норм по связи с государственной властью. Государственная власть осуществляется тремя основными ветвями: законодательной, исполнительной, судебной. Средством осуществления власти служат, прежде всего, правовые нормы. Поэтому основными видами правовых норм следует считать акты законодательства, управления и правосудия[14]. В пределах каждого вида норм возможна более детальная классификация по органам, принимающим эти нормы.
Право каждой страны таково, какова ее конституция, причем не только на бумаге, но и в реальности. Следующей ступенью системы правовых норм являются нормы законодательных органов. Эти нормы составляют основное содержание правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормам. Число законов при этом должно быть достаточным. Однако необходимо учесть, что механизм функционирования правового государства должен быть в первую очередь направлен на защиту общества от тирании, в том числе и от тирании парламента. В современной российской действительности такой механизм еще не сложился. Очередной ступенью системы правовых норм являются нормы органов управления, такие как акты президента, правительства и других органов. Управление является важной ветвью государственной власти, а средство этого управления - установление обязательных правил поведения, т.е. правовых норм.
Таким образом, для правовых норм характерны: 1) текстуальное закрепление; 2) издание и отмена в установленном законом порядке компетентными органами государства; 3) четкое и однозначное описание варианта поведения или четкое описание границ поведения; 4) наличие ясно обозначенной санкции - штрафной, правовосстановительной или стимулирующей; 5) обеспечение соблюдения силой государства. Если индивид добровольно и сознательно исполняет правовые предписания, а предписанные требования нормы права перешли в его убеждения, то они становятся моральные убеждениями, отражающими личные интересы, находящиеся уже вне системы права.
Такая нормативная система, как мораль, неоднородна. Она состоит из нескольких частей: большую ее часть составляют общепринятые нормы, меньшую - мораль определенных слоев и групп населения. Мораль "вырастает из материально детерминированного противоречия общих и частных интересов, противопоставления сущего к должному, выражает способность человека к самосовершенствованию, развитию своих возможностей"[15].
Основные отличия морали от права заключаются в следующем:
1) мораль несет оценочную нагрузку (например, "хорошо-плохо" и т.д.);
2) нормы морали действуют через внутренние психологические
механизмы человека, где основополагающими являются понятия "совесть", "справедливость", "честь" и т.п.
Моральные нормы характеризуются: 1) отсутствием текстуального закрепления; 2) акцентированием на внутренних мотивах поступка при его нравственной оценке; 3) санкцией за нарушение в виде общественного осуждения. Моральные нормы могут изменяться во времени и территориально. Такая нормативная система, как обычаи и традиции, закрепляет исторически сложившиеся, удобные и привычные модели поведения. Обычаи и традиции, в отличие от моральных норм, имеют, как правило, четкое, часто формализованное предписание. Традиции сохраняются устойчиво, так как являются привычной чертой образа жизни. Для их отклонения практически не существует поводов. Это отличает обычаи и традиции от других нормативных систем.
Эстетические нормы закрепляют представления человека о прекрасном и безобразном в быту, природе, искусстве и т.д. Последствия нарушения таких норм имеют индивидуальный характер (например, у человека может появиться внутренняя неудовлетворенность).
Особенностью эстетических норм является их субъективный характер. Многие эстетические нормы не имеют четкого морального обоснования, хотя с правовой точки зрения они большей своей частью реальны.
Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, государствами, крупными социальными группами. Политические нормы имеют две особенности. Во-первых, политические нормы часто находят свое выражение и закрепление в других нормах (правовых, иногда моральных). Для отклонений от политических норм характерно все то, что относится к противоправному поведению должностных лиц и коллективов. Во-вторых, политические нормы быстротекущи и диктуются стратегическими или, иногда, тактическими соображениями, т.е. интересами момента. Однако часть политических норм все же может быть устойчивой.
Религиозные нормы являются одной из древнейших нормативных систем. Система религиозных норм включает по содержанию многие нормы права, морали, традиций, эстетики, организационные нормы, поэтому часто способна использовать регулятивные свойства каждой из приведенных нормативных систем.
В религии сочетаются сила воздействия на верующего человека через чувство морального долга и одновременно угроза кары со стороны Бога. Религия использует как стимулирование типа "рай на небе", так и приемы воздействия обычаев ("удобно", "общепринято").
Таким образом, религиозные нормы подкреплены не только внутренними санкциями, как в морали, но и формализованными, как в праве. Многие религиозные нормы являются сильными сдерживающими факторами для верующих, запрещая совершать некоторые виды преступлений, или просто неодобряемые обществом действия (например, злоупотреблять спиртными напитками).
Необходимо отметить, что каждая из рассмотренных нормативных систем отличается от других содержанием и методами регулирования поведения людей. Однако нормативные системы дополняют друг друга, и часто отклонение от нормы одного вида попадает в сферу действия норм другого вида, Так, например, аморальный поступок влечет за собой, как правило, нравственное осуждение, исключение из общественной организации и т.п., но не является наказуемым с точки зрения права, а правонарушения чаще всего осуждаются и моралью.
Анализ разновидностей социальных норм с учетом специфики их отражения и функционирования (на уровнях эмоционального и рационального отражения действительности) показывает, что используемое разграничение действия норм социального поведения не может быть возведено в абсолют и противопоставляться одно другому. Сознательное и привычное в индивидуальном сознании и реальном поведении людей тесно переплетаются, возможны их гармония и противоречия, проявляющиеся как диалектический процесс взаимодействия эмоциональной и рациональной сторон познания, знания и поведения.
Можно сделать вывод, что действие социальных норм, как регуляторов поведения людей, определяется, с одной стороны, условиями данной социальной действительности, с другой — содержанием процесса нормативного отражения на уровнях общественного и индивидуального сознания (субъективный фактор), а также действенностью их обратного активного влияния на социальную практику через нормативное поведение людей, в котором реализуются рациональные и эмоциональные стороны их познавательной и практической деятельности.
В зависимости от строгости соблюдения норм и от субъекта нормотворчества можно выделить отдельно девиантное и делинквентное поведение. В узком смысле девиантное поведение - это поведение, противоречащее общепринятым нормам и ожиданиям. Соответственно делинквентное поведение – это нарушения норм права. В широком смысле - девиантное поведение включает в себя делинквентное и определяется как нарушения культурных и правовых норм. Оно расценивается как девиантное только в отношении к определенным нормам, к определенной культуре, в определенный момент времени и может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Формально оно нигде не закреплено.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1458;