Приемы конструктивных решений здания
Конструктивное решение здания, так же как и объемно-планировочное, должно быть функционально и технически целесообразным, экономичным в строительстве и эксплуатации. Кроме того, конструктивное решение должно отвечать всем многообразным требованиям прочности, устойчивости, долговечности, пожарной безопасности и благоустройства.
Конструктивное решение влияет на внешний вид здания, его интерьеры и, следовательно, является важнейшим фактором, определяющим архитектурную выразительность здания.
Конструктивные элементы, из которых состоит остов здания, размещаются в строго определенном порядке, образуя конструктивную систему, способную
воспринимать все внешние силовые воздействия и передавать их на основание здания.
-15-
Конструктивную систему не следует смешивать с конструктивной схемой здания, в которой может сочетаться несколько конструктивных систем разного вида.
Конструктивные системы различаются по форме, устройству и характеру работы,т.е. по способу распределения и передачи усилий, возникающих от внешних воздействий.
Приемы архитектурно-композиционных решений зданий. (73слайд)
Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции, т.е. построения (здания или сооружения), предполагающего установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.
В сложный процесс создания архитектурной композиции входят разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решение его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом здания и окружающей средой.
Таким образом, архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей и т.п.
Архитектурная композиция может считаться удачной, когда видимые части здания, его детали, отдельные объемы гармоничны, т.е. соразмерно, согласованно, сочетаются между собой, образуя в художественном отношении неразрывное целое.
Существуют различные приемы построения композиций внешних объемов: центрические, фронтальные и глубинные . (74слайд)
Центрическаякомпозиция предполагает наличие центрального объема, около которого группируются одинаковые по размеру соподчиненные объемы. Последние, как правило, и отвечают системе планировки с большим центральным помещением.
Центрическая композиция, по существу, не имеет главного фасада и может восприниматься со всех сторон одинаково. В настоящее время такие композиции принимаются для зданий с большим помещением в центре (цирк, крытые рынки и т.п.).
рис.19 (75слайд)
Фронтальными называются композиции, объемы которых развиты в одном направлении. Если главный фасад имеет выраженную композиционную ось, тогда композиция называется фронтально-осевой.
-16-
рис.20 (76слайд)
Глубиннаякомпозиция развита в направлении, перпендикулярном к фронту здания. Такие композиции характерны для зданий с продольно-осевым построением внутренних пространств (например, театров).
рис.21(77слайд)
-17-
Соотношение основных размеров здания по вертикали или горизонтали определяет высотный и горизонтально-протяженный характер композиции. Высотныминазывают такие композиции, в которых вертикальный размер преобладает над горизонтальным.
В архитектурной практике часто применяются сочетания различных композиционных приемов. Часто объемы находятся в свободном сочетании друг с другом в пространстве. (78слайд)
Свободнаякомпозиция обычно не подчинена строгим геометрическим закономерностям. Различные по своим размерам и форме объемы сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями. При наличии природных факторов, таких, как гористый рельеф, озеро, река, зеленые массивы и др., свободные композиции в своем построении часто подчиняются этим факторам, свободно располагаясь по рельефу, повторяя очертания водоемов.(79слайд)
Особый вид сложных объемных композиций представляют композиции комплексов зданий, в которых в качестве компонентов выступают не отдельные слагающие здание объемы, а сами здания. Архитектурным комплексом могут быть небольшая отдельно стоящая группа зданий, квартал, микрорайон, улица или участок улицы, городская площадь и т.д. (80слайд).
Они имеют свои специфические закономерности построения, изучение которых составляет один из разделов градостроительства – теории и практики застройки городов.
Выразительность объемно-пространственной композиции достигается с помощью ряда композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорции, масштаба, масштабности и др.
Симметриейназывается закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости., проходящей через центр композиции. Симметрия может относиться к объему здания в целом или к построению лишь одной вертикальной плоскости.
Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке. Так, например, если необходимо выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство, чаще всего прибегают к симметричной композиции.
Наряду с симметричными применяют и асимметричные композиции. Асимметрию в архитектуре нельзя рассматривать как произвольный, случайный прием композиции. В асимметричной композиции должно быть столь же гармоничное и закономерное построение архитектурных форм, как и при симметричной.
В последнее время ассиметричные композиции особенно широкое распространение получили в зданиях с относительно сложным функциональным процессом. Такие композиции во многих случаях позволяют удобнее организовать функциональную взаимосвязь помещений, использовать особенности рельефа, связать зданием с окружающим пространством.
Ритм в архитектуре –закономерное чередование одинаковых и одно характерных архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритмические построения могут развиваться по горизонтали и вертикали. Простейшей формой ритмических построений может служить метрическая, основанная на точном повторении одинаковых форм и членений, например размещение окон и простенков в жилом доме, одинаково повторяющихся по горизонтали и вертикали.
Большое значение в построении архитектурных композиций имеют пропорции. В архитектуре пропорциями называют соотношения геометрических размеров (длины, ширины, высоты) элементов и членение архитектурных форм между собой и с целым. От них зависит художественная выразительность архитектурной композиции.
Масштабность – не только средство архитектурной композиции, но и ее качественная характеристика. Рост человека (170-180см) всегда служит своеобразным
-18-
модулем восприятия композиции и ее отдельных архитектурных форм. Масштабность показывает соответствие воспринимаемой человеком величины композиции и ее элементов размерам самого человека.
Части здания и строительные конструкции. (81слайд)
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1571;