Общие свойства ощущений.
Каждый тип ощущений дает свою специфическую информацию, его утрата только частично может быть компенсирована развитием других форм чувствительности. Но в то же время имеются и общие закономерности, характерные для всех видов ощущений.
1. Модальность – качественное своеобразие или несходство ощущений.
2. Инерционность – ощущение возникает спустя какое-то время, так же как и не исчезает сразу, какое-то время сохраняются образы. Время действия раздражителя и время действия ощущений не совпадают.
3. Чувствительность(свойство образовывать ощущения) – способность реагировать на раздражитель.
Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется понятием «порог ощущений». Количественное измерение ощущений называется порогом.
а) Низкий абсолютный порог ощущений- минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение.
Зрение – способно ясной темной ночью воспринять пламя свечи на расстоянии до 48 км, слух – способен различить тикание ручных часов на расстоянии до 6 м; вкус – способен ощутить присутствие 1 чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды; обоняние – способно уловить присутствие 1 капли духов в воздухе, заполняющем помещение из 6 комнат; осязание – в состоянии уловить движение воздуха, производимое падением на поверхность кожи крыла мухи с высоты в 1 см.
б) Верхний абсолютный порог - наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, после этого возникает боль.
в) Дифференциальный (разностный) порог - наименьшее различие между двумя раздражителями в одной модальности. Благодаря которому мы и можем постоянно улавливать небольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: степень освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации и т. п.
Исследовал Э. Вебер: он установил, что величина этого порога относительно постоянна. Воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов. Гоптические движения руки: 100 г груз, чтобы почувствовать разницу, на другую руку надо добавить 1\30 его массы, т.е. 3 грамма, если груз 200 г, чтобы почувствовать разницу надо ту же 1/30 его массы. Порог различий ощущений определяется соотношением I / I const (константа Вебера), где та минимальная разница, а сила интенсивности ощущений, если I + I - другое ощущение. Для каждого конкретного анализатора порог различения постоянен: для зрительного 1/1000, для слухового 1/10, для тактильного 1/30.
Г. Фехнер установил, что сила ощущения находится в логарифмической зависимости от силы интенсивности раздражителя. Выражается формулой:
S = K * Lg I + C (закон Вебера – Фехнера)
где S - интенсивность ощущения, I - сила раздражителя, К и С - константы
Если раздражитель образует такой ряд: 10, 100, 1000, 10 000, то интенсивность ощущений будет пропорциональна числам 1, 2, 3, 4. Главный смысл данной закономерности: интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.
Сложный на первый взгляд психофизический закон вполне соответствует житейским наблюдениям. Например, если играет одна флейта и к ней присоединится еще одна, слушатели это сразу услышат. А вот на фоне большого оркестра присоединение одной флейты не заметно. Вот другой пример, совсем их другой области. Если женщина не носит обычно украшений, появление на ней одного кулона или кольца, скорее всего, привлечет внимание всех ее знакомых. Если же женщина постоянно носит много украшений, то один дополнительный кулон не изменит впечатление, которое она производит на окружающих.
Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и испытывают большие возрастные колебания.
4. Адаптация – изменение чувствительности анализатора, приспособление к изменившимся условиям (физиологически: рецептор приспосабливается к раздражителю и снижается интенсивность нервного возбуждения). Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.
Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль - это сигнал об опасных нарушениях в работе организма (Боль – сторожевая собака организма), и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.
5. Взаимодействие ощущений.Различают два типа взаимодействий:
а) взаимодействие внутри одной модальности
· по контрасту (черпать воду из холодной воды – зимой теплая)
· гармоничное – негармоничное (приятное сочетание лимон с сахаром, неприятное лимон с солью)
б) взаимодействие разных модальностей
· сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей (кислые ягоды сахаром – только ощущение сладкого, в силу сенсибилизации кислое подавляется, ощущения яркого света улучшает вкус пищи).
· синестезия - под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения (цветной слух Скрябина, Римского-Корсакова), а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность (желтые обои поднимают температуру на 2 градуса).
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 708;