Социальные роли личности. Роль личности в историческом процессе.
Изучение первого вопроса «Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом» следует начинать с выяснения содержания понятия "личность". При этом надо исходить из того, что проблема личности является одной из актуальных и перспективных направлений философских исследований.
Это предопределяет не только множество подходов к изучению проблемы, но и многообразие определений самого понятия "личность". В их числе имеются: а) описательное; б) субъективное; в) поведенческое; г) психологическое; д) биофизическое; е) биосоциальное; ж) структурное; з) моральное, морально-правовое, морально-интеллектуальное и другие.
Несмотря на такое многообразие определений, все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями "индивид", "индивидуальность", "человек", "личность".
Под индивидом понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие человека.
Что касается понятий "человек" и "личность", то нередко допускается их отождествление, приводящее к ошибкам, неточностям, о которых следует знать. Все дело в том, что в соотношении понятий "человек", и "личность" необходимо различать их объем и содержание. По объему эти понятия тождественны, так как все люди, независимо от пола, расы, национальности - личности.
Однако по своему содержанию эти понятия различаются. Во-первых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека. В-третьих, человек является материальным носителем личности, а последняя выражает совокупность общественных свойств человека. Иначе говоря, понятие "личность" обозначает тот же предмет, что и понятие "человек", но уже поднявшийся до определенного уровня социализации.
Личность - это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.
Атрибутивными признаками личности признаются разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятельность, определенность, стремление к свободе, сила воли, собранность, оригинальность чувств, ответственность.
Эти признаки личности детерминируются всей системой, всем укладом общественной жизни. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое "Я" из "не - Я" и не только осознавший свои взаимоотношения с "не - Я", но и активно воздействующий на "не - Я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
Анализируя данное положение, видим, что человек не только продукт общественных отношений, но и их творец. Такой вывод становится само собой разумеющимся, если принять во внимание тот факт, что человек существо деятельное, а основным видом его деятельности является труд.
В труде проявляются творческие, созидательные, социальные качества человека, которые и делают его личностью. Это позволяет с полной уверенностью говорить, что общество формирует личность путем ее социализации, через влияние на нее социальной среды.
В то же время личность не только формируется социальной средой, но и сама влияет на нее в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль среды в формировании личности и обратное влияние личности на среду - основной закон взаимосвязи личности и общества.
Вместе с тем надо учитывать, что эта взаимосвязь проявляется и в зависимости индивидуальной жизнедеятельности личности от потребностей и возможностей общества, и в том, какие условия созданы в нем для общения и обособления личности, для ее самосозидания.
Решая задачу самосовершенствования форм взаимосвязи личности с обществом, недопустимо игнорирование ее природной, биологической основы. Поскольку человек соединяет в себе биологическое и социальное начала, а оба они постоянно изменяются, то наилучший результат будет достигнут лишь в случае их гармонического развития. Значит, общество в равной мере должно быть заинтересовано как в укреплении биологической сущности, так и в нравственно-интеллектуальном развитии человека как личности.
Анализ второго вопроса «Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности» целесообразно начать с уяснения содержания категорий "свобода", "необходимость" и "ответственность".
В субъективно-идеалистическом понимании свобода представляется, как возможность индивида в любой момент действовать так, как он желает. Конечно, такой произвол ничего общего с подлинной свободой не имеет. Философы-материалисты, отвечая на этот вопрос, утверждают, что в развитии природы и общества господствует необходимость, которую человек в состоянии познать и действовать в соответствии с ней.
Таким образом, свобода - есть, познанная необходимость и обусловленная этим практическая деятельность человека. Чтобы быть свободным - надо познавать объективную необходимость и на основе этого знания определять цели, принимать оптимальные решения и на практике воплощать их в действительность.
Отвечая на вопрос о сущности свободы, частично было раскрыто и содержание категории "необходимость ". "Необходимость" первична. В природе и обществе она существует в форме объективных законов. Непознанные законы проявляют себя как "слепая" необходимость. Человек, не познавший их, остается несвободным. Чем глубже и полнее он познал их, тем свободней и осознанней является его деятельность. В этом смысле, свобода состоит не в независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения с учетом имеющегося знания. Применительно к личности, живущей и действующей в обществе, свобода есть право делать все, что дозволено законами, выражающими познанную необходимость.
Уяснение общего понимания свободы позволяет выделить и ее конкретные аспекты. Среди них на первый план выдвигается свобода экономическая, предполагающая не только свободу от эксплуатации, но и свободу принятия экономических решений и действий.
Очень важна свобода политическая, состоящая в таком наборе гражданских прав, который обеспечивает гражданину не только нормальную жизнедеятельность, но и гарантирует ему всеобщее и равное избирательное право, прямое участие в управлении общественными делами, возможность объединяться в политические партии, движения.
Не менее значимой является свобода духовная. Она не мыслима без свободного выбора мировоззрения, идеологии, системы нравственных ценностей, а также без свободы совести, (т. е. права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), без свободы распространения в обществе прогрессивных взглядов, борьбы против пропаганды войны, расовой и национальной исключительности и ненависти.
Свобода личности не абсолютна, а относительна, из ее относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы, определяющие границы свободы. Относительность свободы получает свое воплощение в ответственности личности перед другими личностями и обществом. Если свобода означает для личности возможность выбора той или иной формы действия в конкретной ситуации на основе познанной необходимости, то ответственность есть способность личности принимать соответствующие обстановке решения, предвидеть последствия своих действий и отвечать за них перед обществом.
Здесь важно понять, Что зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы человеку предоставляет общество, тем больше и его ответственность за использование этой свободы. Ответственность выступает мерой свободы личности. Боязнь ответственности, уклонение от нее - одно из негативных качеств личности. Сознание ответственности, готовность принять ее на себя - черта личности, лежащая в основе доверия к ней.
Учитывая, что деятельность личности связана с различными сторонами общественных отношений, социальная ответственность проявляется в различных формах. Важнейшими из них являются:
а) политическая; б) правовая; в) гражданская; г) моральная; д) административная.
Кроме этого существует индивидуальная, коллективная, а также различные виды профессиональной ответственности. Это указывает на то, что в обществе не может быть личности, свободной от ответственности в какой-либо форме.
Все формы ответственности тесно связаны друг с другом. Связь эта имеет место потому, что все они отражают единые социальные нормы, общие принципы и требования общества к поведению человека. А это неизбежно приводит к тому, что в содержание одной формы ответственности включаются элементы 'других ее форм. Взаимно проникая друг в друга, они образуют единое целое понятие социальной ответственности.
Изучение третьего вопроса "Социальные роли личности. Роль личности в историческом процессе" необходимо подчинить уяснению основополагающего тезиса о том, что социальная ценность личности проявляется в различных сферах ее жизнедеятельности.
Многообразие общественных отношений предопределяет и многоплановость социальных ролей' личности. Но исходная, базисная роль личности заключена, во-первых, в том, что она является тружеником независимо от общественного разделения труда и характера общественного строя. Во-вторых, личность всегда стремится выступать в роли собственника, используя для этого не только результаты своего труда, но и свои физические и интеллектуальные способности. В-третьих, личность всегда проявляет себя как потребитель производимых обществом материальных ценностей. В-четвертых, поскольку первичной ячейкой общества является семья, то личности в той или иной мере приходится выполнять роль семьянина, состоящую в хозяйственно-бытовой деятельности и воспитании своих детей. В-пятых, значимость личности определяется тем, насколько полно выполняет она роль гражданина своей страны, пользующегося предоставленными ему правами и выполняющему свои обязанности. В этой роли личность может быть активным или пассивным участником политической жизни, честным налогоплательщиком или скрывающим свои доходы, занимать определенную позицию в про ведении экологической политики и т.п.
Наконец, личность играет огромную роль в защите своей страны от любых форм внешней агрессии, направленных против ее суверенитета. К агрессивным действиям сегодня относят не только военное нападение, но и все методы экономического, политического, дипломатического и духовного насилия.
Таков далеко не полный перечень социальных ролей личности.
Они находятся во взаимной связи и выполняются человеком в зависимости от социальной зрелости и профессиональной подготовленности.
Вполне естественно, что степень этой зрелости и уровень активности являются определенным основанием для разделения личностей на рядовые и выдающиеся, а, следовательно, определяет и их роль в историческом процессе.
В связи с этим следует уяснить существующие представления о роли личности в истории.
Одним из них является волюнтаризм, который, отрицая объективный характер законов общественного развития, утверждает, что развитие общества зависит от воли "героев", ведущих за собой "толпу". Здесь провозглашается идея определяющей роли личности в историческом процессе.
Фатализм, наоборот, отрицая роль личности, считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.
В корне противоположно таким взглядам современное материалистическое понимание роли личности в истории. Исходной его посылкой является признание того, что развитие общества есть закономерный процесс, осуществляемый не сам по себе, а через деятельность людей. Если вся история слагается из деятельности масс и личностей, то каждый человек вносит какой-то вклад в общий поток общественной жизни. Этот вклад зависит как от существующих общественных отношений, так и от индивидуальных качеств личности. Вполне понятно, что наиболее выдающиеся из них оказывают и более глубокое масштабное воздействие на ход событий. Личность может стать подлинно великой, если выражает интересы передовых сил общества и действует в направлении исторической необходимости. Но ее деятельность обречена на провал, если она станет на защиту интересов отживающих социальных сил и будет действовать вопреки законам истории.
Следовательно, величие и ценность личности определяется суммой и значимостью совершенных ею дел на благо общества.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1345;