Лекция № 8 БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
1.Человек так проблема философии.
2.Природа, сущность и бытие человека.
3.Проблема антропосоциогенеза.
4.Смысл жизни как функция человеческого бытия.
При рассмотрении первого вопроса «Человек как проблема философии» студенту необходимо знать, что, к чему бы не обращалась философия, какие бы не рассматривала проблемы, в конечном счете она никогда не забывает о главном - о человеке, о смысле его существования.
Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосмос. Социальное и природное часто отождествлялось ими. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела.
В христианстве человек рассматривался как образ и подобие Бога.
Плоть человека - арена низменных страстей и желаний.
Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) анализирует человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными духовными достоинствами.
Философия - Нового времени видела в человеке, прежде всего его . духовную сущность. Человек - это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Ясное содержание души - сознание.
Гегель развивает идею историчности человека. Для него человек - носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.
Фейербах и Чернышевский исследуют человека как чувственно-телесное существо.
Марксизм считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.
«Философия жизни» (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает волю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессознательное.
Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном.
Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость .личности, считает, что переживания изначально направлены на внешний мир.
Экзистенциализм (Сартр, Камю) пытается «спасти» человека, изолируя его от жизни, от тех реальных связей, которые существуют у человека с миром природы и общества. Страх, тоска и отчаяние отталкивает его от бытия, человек замыкается в самом себе, в своем одиночестве.
Подводя итог, студенту следует знать, что человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть однозначным, одномерным. Абсолютизация того или иного измерения человеческой сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Отдельные «образы человека» не исключают, а дополняют друг друга. Такой подход к проблеме позволяет обнаружить все то ценное, что имеется в различных философско-антропологических версиях с античности до наших дней.
При изучении второго вопроса «Природа, сущность и бытие человека» следует учитывать, что философский анализ этой проблемы предполагает многостороннее рассмотрение человека.
В процессе изучения философской концепции человека необходимо учитывать, во-первых, то, что человека нельзя рассматривать только с позиций детерминированности конечными природными и социальными факторами. Во-вторых, природное и социальное, внутренний духовный мир человека - не следует противопоставлять друг другу или абсолютизировать. В-третьих, социальное не сводится к биологическому. В-четвертых, -духовный мир человека следует рассматривать не как простое отражение действительности, а и как самостоятельную реальность.
Философский подход к познанию человека требует рассмотрения его как целостного единства, в котором все стороны взаимодействия выступают как необходимые моменты. Ни человек по отношению к миру, ни мир по отношению к человеку не выступает только как средство или только как цель: и человек и мир самоценны и служат друг другу.
Студенту следует помнить, что бытие человека, представляющее собой систему отношений с окружающей действительностью, весьма многообразно.
Прежде всего, человек есть биологическое существо и в этом смысле представляет собой часть природы, является ее порождением, продуктом. В тоже время существование человека - это специфически человеческая деятельность, а не существование вообще, определяющей чертой которого является материальная трудовая деятельность.
Наряду с физическими силами и способностями в творческой деятельности человека участвуют его психические силы и способности. Существенным моментом человеческой деятельности является познание объективной реальности.
Анализируя сущность бытия человека, можно выделить следующие характеризующие его моменты:
- жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляемых на основе материального производства;
- жизнедеятельность человека представляет собой процесс сознательной, целесообразной деятельности, направленной на познание и преобразование мира;
- жизнедеятельность есть процесс свободной, творческой деятельности по отношению к миру и самому человеку, процесс, в котором необходимость свободы становится необходимым условием самой жизнедеятельности.
С учетом вышесказанного можно дать следующее определение человека как уникального существа:
Человек - это биосоциальное существо, отличительной чертой которого является обладание членораздельной речью и сознанием. Оно генетически связанно с другими формами жизни, но выделилось из них благодаря трудовой деятельности.
Существует два способа бытия человека - «извне» и «изнутри».
В первом случае оно выступает продуктом действия космических сил и исторических социальных обстоятельств, во втором - как носитель индивидуального начала и как возможность существования.
Сущность человека не есть нечто раз и навсегда данное. В каждый определенный момент времени человек находится в конкретных условиях, которые диктуют ему цели, средства, оказывают влияние на выбор жизненных ценностей. Свобода выбора своего жизненного мира - фундаментальная черта человеческого бытия.
Антропосоциогенез. (Как шло становление человека?) При рассмотрении третьего вопроса, необходимо знать, что существует множество различных гипотез. Их общая суть в том, что предки человека оказались неприспособленными к резко изменившимся условиям обитания, плохо защищенными от хищников. В условиях обычной эволюции выход из такой ситуации мог быть двояким: либо гибель неприспособленного вида, либо благоприятная мутация (например, резкое увеличение массы тела и физической силы), ведущая к образованию нового вида.
Однако появление человека оказалось третьим вариантом, получившим название антропосоциогенеза. Возник не просто новый вид, но принципиально новый способ существования. Переход от биологического к социальному взаимодействию со средой был условием выживания наших предков, явился базой решения противоречия между изменившимися условиями среды и их недостаточной биологической приспособленностью к этой среде.
Для такого скачка предки человека имели необходимые биологические предпосылки: уникальный мозг, способный не только к условно-рефлекторной, но и к конструктивной, творческой деятельности: прямохождение, освободившее передние конечности; развитую кисть руки, способную совершать трудовые операции; гортань, издающую членораздельные звуки.
Труд, мышление и речь предчеловека были в стадии возможностей, которые реализовались и спасли его в той проблемной ситуации, в которой он оказался. Образно говоря, он был подготовленным к тому, чтобы взять в руки палку или камень, удлинить таким образом свои конечности. Он увеличил свои возможности искусственным путем. От приспособления к природе перешел к ее преобразованию, к труду.
Примитивный «труд» имеет место и у животных: птицы вьют гнезда, бобры делают плотины, пчелы — соты, но все это делается по наследственно заданным программам. Бобры не могут освоить искусство пчел и наоборот. И лишь человек впервые начинает создавать не только вещи, но и их идеальные проекты, а также средства преобразования (технику), которые не даны ему от природы. Его трудовая деятельность и разум связаны неразрывно, одновременно появляются и затем постоянно совершенствуют друг друга: от создания каменного скребка до роботов и ЭВМ.
Становление способности к осмысленному, усложняющемуся труду преобразует и характер человеческого потребления, которое перестает быть раз и навсегда определенным биологическими возможностями вида. Лиса и заяц никогда не смогут обменяться потребностями. У человека же «сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 27). Более того, норма наших потребностей не задана абсолютно природой, а носит конкретно-исторический характер, определяется типом нашей общественной жизни.
Коллективный труд, основанный на применении искусственно созданных орудий и необходимых знаний, распределение его продуктов — все это изменяло и характер человеческого общения. Стадные животные потребляли природу, приспосабливаясь к ней.1 Информация, которой они обменивались (приближение опасности, определение места в иерархии и т.п.), стандартна и минимальна. Люди же нуждаются в достаточно сложных и постоянно развивающихся средствах организации своей совершенствующейся совместной жизни. Их общение не запрограммировано природой. Средством организации совместных действий, хранения и передачи знаний, выражения норм общения (обычаев, норм морали и т. д.) становится язык.
Так появляется человек — существо, способное к< ТРУДУ. социально-детерминированному потреблению и общению на основе деятельности сознания, разумного отношения к действительности.
Можно ли считать, что становление человека как общественного существа сделало чем-то ненужным, несущественным, низшим, так сказать, пройденным этапом его природные основы? Здесь приходится сталкиваться с двумя крайностями: биологизаторством и абстрактным социологизаторством.
Качественное отличие человека от других живых существ кроется в его общественной трудовой деятельности. Его нельзя свести к существу природному — таково возражение биологизаторам. Возражение социологизаторам заключается в том, что человек остается природным существом, он не сводится к функциям своего социального образа жизни. Во-первых, потому, что возможность социологизации человека как в истории общества, так и в становлении каждого отдельного индивида задается, как было сказано, определенными предпосылками. Их, стало быть, нельзя утратить. Во-вторых, развитие общественной жизни вступает в противоречия с биологическими возможностями и потребностями человека и может привести к их существенной деформации. Так, сложность человеческой жизни порой приводит к нежелательным последствиям, в частности к психическим заболеваниям. Несовершенство общественных отношений, войны, репрессии уводят из жизни лучших людей, что в результате ухудшает генофонд, наследственность. Этому же способствуют алкоголизм и наркомания. Неконтролируемое развитие производства грозит экологической катастрофой природе и антропологической — человеку. Радиация, загрязнение воды и атмосферы, отравление химией почвы и произрастающей на ней растительности, несовершенство технологии производственных процессов, постоянные стрессы — все это ведет к непоправимым нарушениям иммунной, сердечно-сосудистой, нервной и иных жизненно важных систем организма человека.
Преодолеть эти беды поможет совершенствование общественных отношений и производственных процессов. Это необходимо, но недостаточно. Человек, утративший здоровье, не сможет полностью проявить себя даже в самой совершенной социальной системе. Более того, он никогда не сможет такую систему создать. Поэтому совершенствовать социальные условия и биологические возможности человека надо одновременно, обеспечивая их максимальное взаимодействие. Социально ответственный, зрелый гражданин и специалист, здоровый, физически совершенный индивид — необходимое условие нормальной целостной жизни общества.
Итак, единство социального и биологического в человеке (и как обеспечивающих друг друга средств, и как самоценностей) необходимо, но достаточно ли?
При рассмотрении четвертого вопроса «Смысл жизни как функция человеческого бытия»необходимо помнить, что при анализе бытия человека, нельзя обойти вниманием вопрос о смысле человеческого существования.
Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятельности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека.
Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности, вместе с этими изменениями изменяется и смысл жизни. К тому же, человек существует во многих формах бытия, поэтому смысл его жизни многомерен.
В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных подхода к решению этой проблемы:
1. Смысл жизни находится за пределами жизни - в объективных порядках высшего бытия, в надличностных ценностях, в Боге.
С этой точки зрения, единственное, что делает осознанной жизнь и придает ей абсолютный смысл, так это действенное соучастие в жизни, направляемой сверхъестественными силами.
2. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, иными словами, ценность и смысл жизни - в самой жизни.
Согласно данному подходу, человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Эта прогрессивная цель и придает смысл человеческому существованию.
3. Смысл жизни задается самим человеком, благодаря его усилиям по самореализации.
Согласно данному подходу, жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла. Только человек благодаря своей деятельности, сознательно или бессознательно, преднамеренно или стихийно придает ей смысл и тем самым выбирает и созидает свою человеческую сущность.
Студенту необходимо знать; что каждый индивид может проектировать свой способ бытия и его стиль, но при этом он всегда исходит из некоторых допущений о подлинности определенных, коренящихся в самой жизни, ценностей, исходит из определенного понимания смысла жизни и целей жизнедеятельности. Кроме этого вопрос о выборе человеком смысла жизни детерминирован социальными условиями, тем или иным уровнем культуры, религиозными догмами, а так же макро- и микросредой, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 760;