Глобализация как социокультурный процесс
Глобализация – понятие, определяющее сущность современного этапа развития человеческой цивилизации и возникающих в ходе данного развития проблем, одинаково актуальных для всего человечества, а также направление научного, политического, философского мышления, отражающее способность к восприятию глобальных проблем. Глобализация как тип мышления отражается в целом комплексе понятий, к которому, помимо проблем, относятся глобальный интерес, глобальные условия, глобальная необходимость, глобальные противоречия, глобальные задачи и т. п. Особое внимание к глобальной проблематике обусловило систематизацию глобального мышления и интенсивное развитие на его базе специальной научной дисциплины – глобалистики, интегрировавшей в себе методики различных наук и пользующейся результатами их исследований. Одновременно глобализация, составляющая концептуальную основу данной дисциплины, оказалась в центре внимания общественных, естественных, технических наук, что свидетельствовало о насущной необходимости в комплексных и междисциплинарных научных разработках.
Глобальные проблемы – проблемы, требующие глобального подхода, глобальности мышления, т. е. такие, к которым применимо понятие глобализации. Глобальные проблемы определяются по ряду признаков. В соответствии с ними к разряду глобальных проблем относятся те, которые удовлетворяют одно из следующих положений: 1) затрагивают интересы всего человечества и его будущее; 2) приобретают всемирный характер, становясь объективными факторами развития общества в масштабах планеты; 3) нерешенность их создает угрозу для человечества; 4) не могут быть решены в местных или региональных рамках, требуют для своего разрешения объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы вышли на первый план в ХХ в. в результате существенного роста численности населения и резкой интенсификации процесса производства в индустриальном обществе. Попытки решить глобальные проблемы являются показателем постепенного формирования единого человечества и становления подлинно всемирной истории. К числу глобальных проблем относятся: предотвращение термоядерной войны; сокращение стремительного роста населения; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферы и Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития необходимыми природными ресурсами, особенно невозобновимыми; преодоление разрыва в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности и др. Круг глобальных проблем не очерчен резко, их особенность в том, что они не могут решаться изолированно одна от другой и от их решения во многом зависит само существование человечества. Глобальные проблемы порождены колоссально возросшим воздействием человека на окружающий мир, его преобразующей природу хозяйственной деятельностью, сделавшейся сопоставимой по своим масштабам с геологическими и иными планетарными естественными процессами. По пессимистическим прогнозам, глобальные проблемы вообще не могут быть разрешены и в недалеком будущем приведут человечество к экологической катастрофе. Оптимистический прогноз предполагает, что решение глобальных проблем окажется естественным следствием научно-технического прогресса.
Контрольные вопросы и задания
1.Чем отличается социальная реальность от природной реальности и что их объединяет?
2.Дайте характеристику общества как философской проблемы.
3.Раскройте суть концепций культуры и цивилизации, дайте им оценку.
4.Определите основные уровни культуры и раскройте их содержание.
5.Дайте характеристику социального времени и социального пространства.
6.Дайте характеристику причинно-следственных связей как особой формы организации социального бытия.
7.Охарактеризуйсте основные формы общественной жизни: общину, гражданское общество, государство.
8.Какие сфера общественного производства обеспечивают жизнедеятельность общества?
9.В чем суть проблемы глобализации общества?
10.Имеет ли история цель, смысл и конец?
11.Какие факторы составляют условия и возможности развития цивилизации?
12.Почему философский анализ оснований общественной жизни не теряет свою актуальность, более того, его значение усилилось в начале XXI века?
Литература
1. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. М., 1988.
2. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.
3. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
4. Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического прогресса. М., 1987.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
6. Зиммель Г. Как возможно общество? Философия труда // Зиммель Г. Избранное. Т 2. М., 1996.
7. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.
8. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
9. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.
10. Маркс К. Предисловие к «Критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
11. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
12. Общество как целостное образование. М., 1989.
13. Подопригора С. Я. Философия. Ростов – на – Дону., 2011.
14. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2. М., 1992.
15. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
16. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
17. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
18. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
19. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.
20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Лекция № 10
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 620;