Социология как наука. История становления и развития. Объект и предметная область социологического знания.

1. Социология как наука в сфере гуманитарного познания – возникновение и развитие.

Интерес к социальному у человека начал формироваться с древнейших времен.

Социальное – это процессы и явления, которые происходят внутри общества и оказывают влияние на его формирование и развитие.

С древности сформировалась определённая прослойка людей, интересующаяся вопросами общественного развития и предпринимавшая попытки разрешения существующих в обществе проблем: жрецы, вожди, мудрецы, философы.

Вопросы:

- почему человек является существом социальным, почему он может жить и развиваться в одиночку?

- что заставляет людей проводить между собой границы, делить общество на отдельные государства и враждовать друг с другом?

- почему в обществе существует социальное неравенство (почему одним можно пользоваться всеми благами, которые существуют в обществе, а другим нет)?

В книгах философов даосской школы Мао-Цзи предпринимались попытки определить пути наилучшего правления, способы воспитания молодёжи, выбора условий для деятельности с наибольшей пользой для общества, выводы основаны на наблюдениях и дальнейшем анализе.

В Индии в текстах древних мудрецов «Махабхараты» предприняты попытки определить порядок общественной жизни, который необходим для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

В эпоху античности социальная сфера становится объектом исследований и пристального внимания, в эпоху античности закладывается фундамент социологической науки. Такие философы, как Платон работают над трактатом «Государство» или «Законы», Аристотель пишет «Политику», кроме того, Аристотель положил начало изучению отдельных общественных институтов таких, как: семья и право.

В эпоху Возрождения возникают направления в философской мысли, представители, которых, помимо политической сферы, уделяют внимание изучению различных сторон общественной жизни, например, Томас Мор пишет труд «Утопия», Никколо Макиавелли «Государь».

Такие представители эпохи Просвещения: Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер анализируют структуру общества, определяют истоки развития неравенства, выявляют роль религии в социальных процессах. Просветители создают механистическую, рациональную модель общества, сравнивая общество с машиной, в которой каждый винтик (индивид, социальная общность или группа) выполняет свои функции. Таким образом трактуются разделение труда, межличностные связи, формы обмена и т.д.).

Понимание того, что социология необходима появилось сравнительно недавно. Толчком к исследованию социальных процессов послужило появление и развитие производства, благодаря которому усложнились все сферы общественной жизни, обострилась проблема межличностной коммуникации.

Впервые научный термин «социология» было введено в научный оборот французским мыслителем, философом-позитивистом Огюстом Контом в работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1842 году. В момент размышлений о социологии О. Конт находился под воздействием успехов естественных наук таких как, физика, астрономия, физиология, медицина.

Общество по мнению О. Конта представляет собой целостный организм, состоящий из отдельных элементов. Под элементами О. Конт понимает семью, социальные общности и группы, государство. В основе общества лежит разделение труда.

В работе «Курс позитивной философии» О. Конт провозглашает лозунг «Порядок и прогресс».

Порядок О. Конт понимает, как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества. Прогресс понимается, как определённая форма использования знаний об обществе, прежде всего для решения конкретных проблем которые внутри общества возникают. По мнению О. Конта, социология должна наблюдать за обществом, как за организмом, обладающим собственной структурой, каждый элемент этой структуры должен исследоваться с точки зрения полезности, с точки зрения блага для общества. Общество, по мнению О. Конта, существует и развивается по определённым законам, достаточно жестоким.

О. Конт социологию делит социологию на две части социальную статику и социальную динамику.

Предметом социальной статики являются принципы социального порядка и существования устойчивых социальных систем и структур, локализированных в пространстве и во времени, которые объединяются за счёт чувства солидарности, взаимных интересов, за счёт морально-правовых и политико-идеологических норм (семья, социальная группа, классы, организация, нация, государство). Социальная динамика – это область изучения законов последовательности, эволюции социальных форм, сменяемости структур и социальных систем, обусловленных естественными, географически-климатическими условиями, экономическими факторами и духовными усилиями самих человеческих субъектов.

О. Конт формулирует три стадии развития человеческого общества. 1. – Теологическая, которой свойственны военно-авторитарные формы государственного правления с представлениями о божественном происхождении государственной власти, с различными формами веры в сверхъестественное – фетишизм (культ неодушевлённых предметов, вещей), политеизм (вера в множество богов), монотеизм (единобожие).

2. – Метафизическая, данная стадия, по мнению О. Конта, начинается в эпоху Возрождения, которая порождает философские теории, объясняющие существование человека с помощью абстракции, расшатывается вера в божественную природу верховной власти, подрываются устои социально-правового порядка.

3. – Позитивистская начинается в середине XIX века, именно в этот век ведущими методами естественнонаучного познания становятся наблюдение и эксперимент, теории утрачивают значимость и приближаются к нуждам практической деятельности. Интенсивно развивается промышленность, которая оказывает большое влияние на социальную жизнь, развиваются позитивные знания, свободные от влияния религии и философии.

Позитивизм (от фр. рositivism от лат. рositivus – положительный) философское направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования (посредствам основных эмпирических методов: наблюдение, эксперимент, социологические опросы и т.д.) отрицающие познавательную ценность философского исследования.

О. Конта критиковали за его идеи о новой форме научного познания, поскольку, первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии. Середина XIX в. начало XX в. В это период происходит развитие и признание социологии, как формы познания. Формулируются основные научные социологические теории.

К. Маркс, вносит значительный вклад в развитие социологии. Основная заслуга – анализ современного капиталистического общества. В качестве аналитического инструмента К. Маркс использует массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определённым социальным классам, разделения на которые происходит по принципу права собственности на орудия производства и продукты труда.

Структуру общества К. Маркс рассматривает в динамике, утверждая, что классы – это исторически меняющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения происходят в результате смены общественно-экономикой формации. Все изменения в обществе опираются на постоянный борьбу между классами.

К. Маркс обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, причиной которого является социальное неравенство, постоянно усиливающееся при доминировании одних классов над другими.

Общество – это продукт исторического развития.

Макс Вебер – немецкий историк, юрист, экономист и социолог. Благодаря М. Веберу социология становится общепризнанной наукой и неотъемлемой частью сферы гуманитарного познания.

М. Вебер формулирует предмет социологической науки, понятийный аппарат, разрабатывает социологическую теорию.

Общество представляет собой совокупность действующих элементов (индивидов) каждый из которых, действуя, стремится к достижению собственных целей. Элементарной частицей поведения человека является социальное действие.

Взаимодействуя, индивиды кооперируются, на основе этого в обществе образуются ассоциации (группы или сообщества). Люди в процессе взаимодействия, понимают, что коллективные практики способствуют более быстрому достижению результата, поскольку в ходе коллективных практик отбрасываются ненужные образцы поведения и остаются только те, которые можно предвидеть, рассчитать, которые приносят только пользу. Важным аспектом творчества М. Вебера является изучение им базовых отношений в социальных общностях, прежде всего, это отношения власти так, как организованное поведение индивидов, создание социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным воплощением власти М. Вебер считал бюрократию – искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех её работников.

Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Стремился к автономии социологии в сфере научного гуманитарного познания, обособлению ее предмета, а также объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологической позиции. Э. Дюркгейм считает общество надындивидуальным образованием, существование которого и закономерности развития не зависят от жизни и деятельности отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу же начинают подчинятся отдельным правилам и нормам, которые он называет «коллективным сознанием». Вводит в научный оборот понятие «аномия», которое служит объяснением причин социального отклонения, или девиации (апатия, разочарование, суицидальное поведение и настроение).

Аномия (от фр. аnomi – беззаконие, безнормность) – это состояние общества, в котором происходит разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддержавшей традиционный общественный порядок, по причине ее несоответствия новым сформулированным и принятым в государстве идеалам. Необходимым условием возникновения аномии в обществе является – расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения. Проявляется в виде следующих нарушений:

- неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций;

- низкая степень воздействия социальных норм на индивида и слабая эффективность последних;

- частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая так и не сложилась.

2. Объект и предмет социологии. Что такое объект исследования? Под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего мира (материального и нематериального), это могут быть физические тела взаимодействующие друг с другом, живые организмы, или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Предмет исследования, существует только в голове исследователя, определяя предмет мы абстрагируемся и выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая, или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Один объект может иметь несколько предметных сторон. Например, здание, как объект существующий не зависимо от нашего сознания, может интересовать архитектора с точки зрения стиля постройки, экономиста с точки зрения затрат на строительство, человека, проживающего в этом здании, оно может заинтересовать с точки зрения комфорта.

Объектом изучения социологии является общество. для лучшего понимания предметной области социологии, важно представить общество как структуру, т.е. непросто как скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а, как целое, состоящее из определённым образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определённых границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, отдельные личности, так и совокупность этих элементов (социальные группы, или социальные общности), объединённые по определённым признакам.

Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

 

Вопросы к лекции:

1. Какова роль в развитии социологической науки философских учений древности (Китая, Индии)?

2. Каков вклад в развитии науки об обществе античных философоф?

3. Какие причины тормозили развитие науки в эпоху Средневековья?

4. Какова причина быстрого развития социальных учений и возникновение социологии как науки в середине и во второй половине XIX столетия?

5. В чём заключается смысл основных научных положений О. Конта? Как оценивается деятельность О. Конта с точки зрения современной социологии?

6. Что происходит с социологией в классический период её развития?

7. Что следует понимать под объектом и предметной областью научного познания? Дайте определение объекту и предметной области социологической науки.

8. В чём состоит специфика предмета исследования социологии, чем он отличается от предметной области других наук, изучающих общество?

9. Почему возникают сложности в определении предмета социологии?

10. Дайте характеристику общества, находящегося в состоянии аномии.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ | Предмет, методология и значение юридической науки




Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 529;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.