Мораль и основные формы общественного сознания

Мораль (лат. moralitas от moralis – имеет отношение к характеру, характер, состава души, привычкам; mores - характер, обычай, мода, поведение) - предмет изучения этики, а также форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленные на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, которые выражают идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.

Часто можно встретить сроки «моральное сознание», «научное сознание», «эстетичное сознание», «политическое сознание», «религиозное сознание» и т.д. Если обратиться к моральному сознанию, то во всем великолепии перед нами станет человеческое сознание вообще. Если сознание в целом - это идеальное отображение и устройство реальности, то моральное сознание - идеальное отображение и устройство реальности моральной, то есть моральной практики и моральных отношений.

Первое, что необходимо подчеркнуть, говоря о моральном сознании, - это совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение. Эта совокупность норм и представляет содержание морального сознания. Моральная норма (лат. norma - правило, образец) - это элементарная форма морального требования, образец поведения, которое отображает устоявшиеся нужды человеческого общежития и отношений и носит обязательный характер.

Любые нормы морального сознания касаются тех или других конкретных проявлений, или сторон человеческого поведения и отношений. При этом характер моральной нормы может приобретать как положительные требования, которые обязывают человека делать определенные действия («уважай родителей!», «возвращай долги!»), так и запрета, которые накладываются на определенные действия человека («не убивай!», «не воруй!», «не обмани!»).

Для моральных норм характерны:

- императивность (лат. imperativus - повелительный), то есть обязательность, которая имеет категоричный характер, человек должен выполнять их независимо от каких-нибудь посторонних соображений;

- универсализация (universalizability - термин современного английского этика Р.М. Хэйера) сводится к тому, что любая норма может быть интерпретирована таким образом, чтобы при определенных обстоятельствах она приобретала универсальное значение.

Своеобразной «нормой норм» есть «золотое правило» морали, которое предполагает взаимность: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Мораль и политика- два образца регуляции поведения, две формы обоснования ее в общественном сознании. Политика выражает отношения между людьми, институтами, организациями, которые представляют классовые, национальные, региональные, профессиональные, групповые интересы по поводу осуществления власти или влияния на нее. Политика поднимает вопросы о политической целесообразности, то есть о наиболее эффективном выражении и обеспечении соответствующих интересов. Мораль, также отражает определенные интересы, формирует их как универсальные требования, которые обращены ко всем людям. В центре внимания морали находятся проблемы не только обоснования благородства целей борьбы, но и оправданности, допустимости средств деятельности.

Политическая борьба сопровождается столкновеньем противоположных моральных установок, а также попытками поставить на службу частного интереса те или другие общественные нормы. Политике присущи определенная стратегия и тактика, и вместе с тем в своих стратегических целях она содержит моральные ценности (идеалы) и имеет внутреннюю моральную (передовую или реакционную) ориентированность. Политика в тактике, в выборе средств борьбы выходит из эффективности и доступности, однако не может игнорировать проблему оценки их общественным мнением, их моральной оправданности, разрешения и т.п.

Политика является более эффективной, чем больше она опирается на точную информацию, на объективное знание ситуации, но и мораль содержит в себе познавательное содержание (исторический моральный опыт поколений), хотя и преломляется через оценку и поведение. Политика - не только наука, но и искусство, таким образом, опирается на импровизацию, риск выбора, который обуславливается моральными позициями участников борьбы.

В современных условиях, когда мир становится все более целостным и взаимозависимым, а человечество столкнулось с рядом катастроф, которые угрожают его существованию, нужно единство морали и политики, которое достигается на основе приоритета общечеловеческих ценностей, сознательной ориентации политики на терпимость, миролюбие, взаимопонимание и сотрудничество. Политика окажется умной и эффективной в той мере, в которой она становится моральной, а мораль выполняет свою гуманистическую роль (возвеличивая человека и общество) в той мере, в которой она трансформируется в конкретные политические акции.

Мораль и право. Вопрос о соотношении морали и права занимает одно из ключевых мест в этических учениях. С этим вопросом связанная принципиальная проблема о взаимоотношениях общества и человека. Как формы общественного сознания и общественного отношения мораль и право имеют между собой много подобного, поскольку выполняют общую социальную функцию, регулируют поведение людей в обществе. И мораль, и право представляют собой совокупность стойких норм, которые выражают волю господствующего в обществе класса, а также в определенной мере - некоторые общечеловеческие представления о справедливости и том, что должно быть. Эти нормы имеют общий характер и распространяются на всех членов общества (по крайней мере формально). Мораль и право представляют системы правил поведения, которые охватывают практически всю совокупность общественных отношений. Право подразделяется на области, нормы каждой из которых сведены в своды законов - кодексы (уголовный, гражданский и т.д.). Мораль также включает разделы, которые регулируют разные сферы общественных отношений (трудовая нравственность, профессиональная этика, семейно-бытовая мораль). Важное отличие между моралью и правом состоит в образе, которым они регулируют поведение людей. Выполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения с помощью аппарата правосудия. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения, личной убежденностью индивидов. Таким образом, моральная санкция осуществляется мерами духовного влияния, причем не отдельными людьми, наделенными особыми полномочиями, а всем обществом в целом. Большая часть общественного отношения, безусловно, регулируется одновременно нормами как права, так и морали.

Возникающие несоответствия между требованием закона и нравственности находятся чаще всего внутри самых форм общественного контроля: между законодательством и его практическим осуществлением, между требованиями общества и личной совести.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 961;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.