Происхождение, структура и функции морали
Происхождение морали. Итак, что же такое мораль? Данный вопрос есть не только исходным в этике, но больше того на протяжении всей истории этой науки, которая охватывает около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Разные школы и мыслители дают на него разные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, которое имеет прямое отношение к своеобразности данного феномена. Мораль - больше, чем совокупность фактов, которые подлежат обобщению. Мораль не просто то, что есть, она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности.
Мораль - понятие историческое. Она принадлежит к тем общечеловеческим духовным ценностям, которые определяют содержание социального бытия из самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся самым важным ее атрибутом, пока существуют люди и общество. Будучи одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественного отношения, образования социальных коллективов и сообществ.
Первобытный человек не мог выжить поодиночке, а необходимость коллективного существования в тот период времени требовала определенных правил общежития, которыми должен был владеть каждый человек рода. Решающую роль в этом процессе играет труд, на основе которого появлялись и закреплялись (становились традициями) определенные требования и нормы в поведении людей. Общая работа требовала согласованного поведения, покорение каждого определенным правилам. Возникновение морали сопровождалось становлением самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразной и сознательной деятельности. Много элементарных требований морали, которые возникли в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и сегодня.
Мораль изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек - человек», «человек - коллектив», «человек - общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила общежития, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение. Биологическое наследование уступало место реализации социальных программ, в содержание которых, в качестве необходимого элемента, включалась мораль как механизм социальной наследственности. Возникнув из нужды в регулировании отношений между людьми и управлении общественными процессами на основе комбинации индивидуальных и общественных интересов, она имеет социальное содержание, является важнейшим признаком духовного мира человека как социального существа. Эта потребность существовала на всем протяжении развития общества, определяя его гуманистическую сущность.
Вопрос происхождения морали рассматриваются по-разному в разных этических системах. Натуралистические (эволюционистские) концепции - выводят мораль из естественного фактора, ее содержание определяют достижением моральной цели относительно природы, внешнего мира. Мораль рассматривается как простое продолжение и осложнение групповых инстинктов животных как образа выживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничего такого, что не встречалось бы у животных.
Натуралистическое толкование требований нравственности возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представление пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др. Так Гераклит писал, что люди в массе своей не понимают единого закона логоса, извечного породнения с ним и не следуют его требованиям. А это приводит к тому, что они находятся в плену разных предрассудков, «наслаждаются грязью подобно свиньям». Поэтому произвол в поведении нужно «гасить скорее, чем пожар».
Большое распространение натуралистические концепции в этике получают в эпоху Возрождения (Д.Бруно, Б.Телезио) и в период Нового времени: теории естественной морали и права, умного эгоизма, утилитаризма и др. В XIX веке эти идеи разрабатываются Ч.Дарвиным, К.Каутским, Г.Спенсером, П.Кропоткиным и другими социологами, которые рассматривают мораль как фазу биологической эволюции мира. Содержание нравственности состоит в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу моральных отношений. Так П.О.Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувства долга, сожаления, уважения к соплеменникам и даже самопожертвования. Взаимопомощь в процессе эволюции переходит в понятие справедливости, которое выступает основным содержанием этики.
В современной этике подобной позиции придерживается К.Лоренц. В своих публикациях «Рассказ о животных», «Кольцо власти Соломона», «О так называемом моральном зле», «Восемь смертных грехов человечества» и других он рассматривает моральные нормы как простое продолжение и усложнения животных инстинктов. Главными из них есть: 1) борьба за сохранения и продолжение рода дает начало в человеческой практике таким добродетелям как любовь, забота, жалость, ответственность; 2) борьба за существование, охрана территории обитания проявляется в конкуренции и агрессивных началах человека. В итоге, человечество должно сознаться, что его природа биологическая и нужно научиться укрощать агрессивность, попробовать снизить ее влияние на нашу жизнь. Лучший способ ее преодоления - это любовь, творчество и юмор, которые позволяют ориентировать жизнедеятельность в положительном направлении.
Недостаток натуралистических концепций заключается в том, что они стирают грань между социальным и биологическим, отождествляют человека и животного, равняются моральные ценности к биологическим. Объясняя возникновение морали как ход естественной эволюции, представители натуралистической этики возражают качественную специфику духовного мира личности относительно естественной среды, преувеличивают роль естественных наук в понимании и совершенствовании морали, унижают значение морального воспитания.
Разновидностью натуралистических концепций по вопросу о происхождении морали есть биологизаторский подход в этике. Его приверженцы отмечают отличие между человеческой культурой и животным миром, но подчеркивают при этом, что они имеют общую основу возникновения - ген как элементарную информационную единицу, что является средством (сохранения и передачи) информации, способом биологического и социального наследования на молекулярном уровне об индивидуальном и коллективном опыте живого. И весь вопрос о морали сводится к тому, чтобы понять альтруистичные или эгоистические гены. Так, известные английские генетики считают, что гены эгоистические. Вся эволюция живого, по их мнению, связанная с борьбой за существование уже на молекулярном уровне и выживают не всегда сильные и достойные, а, как правило, самые хитрые, что сумели приспособить наследуемый опыт для борьбы из близкими. Выживают в большей мере те, у кого проявляется максимальная любовь к себе. Геноэгоист даже допускает формы поведения, некоторым образом связанные с альтруизмом потому, что в этот момент они выгодные для него. Где выгодно и нужно, геноэгоист будет (и способен) любить другого. Из этих позиций природа альтруизма - это лишь проекция эгоистического поведения. Человек - это лишь машина для вынашивания генов, а мораль - это изобретение эгоистов для большей безопасности самих себя. В сущности, эта теория также отрицает социальную детерминацию морали.
Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, ее потребностей интересов, «неизменной» биопсихологической сущности индивида. Исходные установки это направления были провозглашены еще в V в. до н.э. греческим философом Протагором в его известном изречении: «Человек является мерой всех вещей». В рамках это направления существовало много этических школ. Так, гедонизм (от гр. - удовольствие, наслаждение) выводил мораль из эмпирических ощущений удовлетворения или недовольство. Человека надо научить понимать отличие между ощущениями и находить полноту бытия в стремлении к удовлетворениям. Главной ценностью для человека есть хорошее настроение, а чтобы оно не превращалось в плохое не надо обременять себя лишними проблемами - имуществом и другими заботами.
Представители эвдемонизма (от гр. - счастье), как разновидности антропологического учения, считали счастье исходным принципом нравственности, его главной целью. Счастье как высшее моральное благо не сводится к немедленным телесным удовлетворениям, а представляет собой совокупность физических и духовных ценностей. Так, например, счастье, по Сократу, - это достижения внутренней воли и самосознания личности. Демокрит рассматривал счастье как умение распоряжаться и наслаждаться жизненными благами. Представителями антропологического направления в этике являются: Т.Аквинский, Д.Юм, французские материалисты, Л.Фейербах, российские революционеры демократы XIX ст. и другие мыслители. В современных условиях антропологическая этика представлена в работах американского философа Э.Фромма и других философов.
Откровенный индивидуализм и подчинения поведения личности принципа материальной пользы и эгоистического расчета, возражение руководящей роли духовных интересов в деятельности человека делают утилитаризм непривлекательным для значительной части общественности, которая не принимает торгашеский подход в определениях духовных ценностей. Поэтому в настоящее время откровенный утилитаризм встречается редко, подается в замаскированной форме. Как правило, он цветет в обществе с неконтролируемыми рыночными отношениями.
Креационистские теории (лат - созидание) представляют разного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамках этих концепций есть Бог. Мораль – это божий дар, какой, подобно удара молнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священный и неопровержимый, моральные заповеди его настолько же сакральные (лат. священный), абсолютные и не требуют обоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда (Магомета). Соблюдение их приближает человека к моральному идеалу.
В Библии, в законодательстве Моисея изложенные основные принципы морали иудеев. В качестве исходного начала провозглашается идея единого Бога и общих моральных основ, которые давали единое духовное пространство для объединения разных племен в единый народ и поднимали его к осознанию своего особого назначения в мире. Этическое содержание этого учения заключается в том, что евреи - дети Израиля, а их духовный отцом есть Моисей. Религиозность их основывается на единобожии, нравственность - на любви к своему народу, законодательство - на принципе равной отплаты. В этической культуре имени Моисея ассоциируется с десятью заповедями («кодексом Моисея»), которые обычно подразделяют на 2 группы: первые четыре относиться к сфере сакрального права и считаются религиозными, а следующие шесть - к сферы светского права и есть собственно моральными. Обе группы правил связаны в единую систему таким образом, что нормы взаимоотношений между людьми прямо вытекают и зависят от их взаимоотношений с Богом.
Первые три заповеди предлагают почитать одного лишь Бога Яхве, запрещают поклоняться и создавать других богов. Высвобождение евреев из рабства - свидетельство его силы и справедливости. В четвертой заповеди: «помни день отдыха» отношение к Богу и отношение к близким оказывается тем самым отношением. Суббота - время размышления о Боге, в этот день уравниваются все перед ним, независимо от их социального статуса. Они знают меру справедливости: «не убий; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Соблюдение их является критерием морального поведения. Справедливость, которая задается Десятисловием, является равной отплатой, предлагает отвечать убийством на убийство (если нет доводов в его непреднамеренности), увечьем на увечье, по принципу: жизнь за жизнь, глаз за глаз. Такой же принцип действует при нарушении других заповедей. Моисей предлагает: «Сделай ему так, как он злоумыслил сделать своему брату. И изведи зло со своей среды. И другие услышат и испугаются, и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не пощадит твой глаз: душу за душа, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Второзаконие 19:19-21).
Разделение людей на «своих» и «чужих» в заповедях Моисея продолжало традиции «этики» каннибалов, которая отражала извечную вражду племен. Заповеди Моисея старались как-то подчинить эту вражду определенным правилам. Например, если вражеский город сдавался добровольно, он не испытывал разграбления, а если нет, то месть распространялась на всех, включая женщин и детей. Жестокость проявляется и к израильским общинам, разоблаченным в вероотступничестве. Все живое в них подлежало уничтожению. С точки зрения новозаветной морали, ветхозаветная мораль является ограниченной, но она допускает переход «к дальнейшему усовершенствованию, граница которого находится вне самого Ветхого Завета».
В христианстве – самой большой (по количеству верующих) мировой религии проблемам этики уделяется первостепенное значение, а мораль имеет религиозные источники. Основатель этой религии - Иисус Христос является творцом новой морали, которую можно определить как этику любви. Суть его учения сводится к следующему: несчастья человека начались с того момента, когда он отошел от Бога и возгордился, что сам может решать, что есть добро и как бороться со злом, насилием и обманом. Подобная заносчивость лишь множит зло в мире и подводит человечество к фатальной границе. Спасение состоит в осознании ошибочности деления людей на добрых и злых, и необходимости борьбы со злом с помощью добра. Все люди - дети Бога, в каждом из них его искра. Поэтому их отношения должны быть такими же, как между детьми в одной семье и строиться на любви. Любовь извечная и самодовлеющая. В то же время содержание любви более глубокое, оно не ограничивается земной жизнью, а предполагает устремление к Богу. Земная жизнь несовершенная, поэтому сердце не должно принадлежать миру и его ценностям. Истинно моральными являются ценности, которые направляют человека к божественной духовности. Высшая духовная бескорыстность выступает символом божественной любви. Мир земной отмечен печатью смерти, божественный - вечен. Чем меньше человек хочет иметь, тем более он будет иметь на небе.
Идеал Христа - этика любви. Последнее его наставление ближайшим своим ученикам перед своей смертью - любите друг друга. Любовь смиренная и насыщена высшим гуманизмом - «возлюби врага своего». Гордыня - первый грех человека. Любовь деятельная. Оценивать нравственность человека нужно по делам, а не по словам. Любовь бескорыстная, когда направленная на тех людей, от которых мы не можем получить пользы. Это обездоленные, униженные, оскорбленные, гонимые. Любовь понимается как духовное единение людей. Заповеди Торы Христос поднимает на более высокий уровень гуманизма, духовности. Например, в Пятикнижии: «Не прелюбодействуй», а Иисус говорит: «...не прелюбодействуй даже в мыслях, в сердце своем».
В священной книге мусульман - Коране (араб. читать, декларировать) отношения Бога и людей, по Мухаммеду, задаются исключительно Богом. В жизни человека все зависит от Бога, чтобы достичь счастья, нужно довериться и подчиниться Аллаху. Бог один. Это гарантирует гармонию мира. Действительная вера связана с пониманием того, что социоприродные отличия вторичные; единство в Боге важнее. Ислам понимался самым Мухаммедом как универсальная религия. Вера, по его учению, проявляется в поступках. Вера провозглашает: «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк его». Вера мусульманина - это образ жизни, которая включает обязательную молитву, обязательный пост, обязательную милостыню, паломничество (хадж) к основной святыне мусульман - Каабе в Мекке, которая совершается за предписанием самого Мухаммеда в точно установленное время. Истинный мусульманин хоть раз в жизни должен притронуться к святыне, совершить паломничество.
Своеобразность этики Корана заключается в том, что моральные нормы единые с другими формами регуляции межличностных отношений. Мораль вплетена в язык практической жизни. Если христианская этика основана на обобщенных моральных принципах, то этика Корана, напротив, предлагает, что надо делать конкретно, чтобы воплотить мораль и приблизиться к идеалу. Это этика практических норм. Христианская этика ригористична (лат. твердость, строгость) и в этом содержании ее предписания абсолютны. Этика Корана релятивная (лат. относительный), например, есть свинину запрещено, но при определенных обстоятельствах можно отступить от этого правила. Императивность норм не является категорической. Христианская этика отвечает на вопрос - зачем надо быть моральным; мусульманская - как стать моральным. Христианская этика ориентирована на человека раздвоенного с одной стороны, несовершенного; с другой стороны - жаждущего совершенства. Мусульманская - выходит из сущности самого человека, который понимает свое несовершенство и ограниченность своих возможностей. Люди в ней не богоподобные, в Коране нет идеи первородного греха.
Основная идея этики буддизма заключается в том, что человек - существо несовершенное и с этим связанные его бесконечные страдания. Чтобы прийти к согласию с самым собой, достичь гармонии, ему необходимо вырваться из жизненного потока, в который он включен. Это означает оказаться «по ту сторону добра и зла». Таким образом, человек достигает бессмертия. Эта идея имеет для человека практическое содержание. Чтобы достичь бессмертия, человек должен победить сам себя. И буддизм предлагает конкретный путь к этой победе. Для этого надо постичь четыре благородные истины: есть страдания; есть причина страданий; есть прекращение страданий - нирвана; есть путь, который ведет к прекращению страданий - это правильный путь. Он включает 8 ступенек, которые могут рассматриваться как схема морального восхождения к совершенству.
Совершенство связано с выходом из границ самой морали. Будда в одном из высказываний говорит о том, что брахман (носитель высоких моральных качеств) - это тот, кто избежал благосклонности как к доброму, так и к злому, кто беззаботный и бесстрастный. Этика буддизма асоциальна. Она для всех времен и народов вне конкретно-исторической системы. Она индивидуалистична и указывает путь индивидуального восхождения к совершенству, независимо от социальной среды и предполагает решение социальных конфликтов через внутреннее самосовершенствование каждого. Моральные цели в буддизме очерченные практическими предписаниями. Религиозный элемент в его этической системе выражен слабо.
Социально-историческое направление в этике выходит из того, что между биологической природой животного и человеком существует принципиальное различие, порождаемое условиями существования и развития общества. Самой важной специфической особенностью формирования духовной жизни человека, включая нравственность, есть активная деятельность людей, которая отличается от стадного поведения животных своей целесообразностью и сознанием. Обоснование морали на основе фактов общественной жизни прослеживается в работах Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо, французских материалистов и других представителей просветительской идеологии. Для функционирования общества как единого целого, с их точки зрения, необходимо определить и отделить какие-то извечные права человека, а люди, в свою очередь, должны осознать необходимость моральных обязательств перед другими людьми и обществом. Решение этих задач должны обеспечить моральные нормы поведения согласно требованиям ума и морального воспитания. Поведение людей социально обусловлено, а образование и воспитания - самые важные условия усовершенствования условий их жизнедеятельности.
Основной недостаток этих концепций - рассмотрение индивида вне общественного отношения и понимание морали как внешнего условия бытия человека. Этот недостаток был преодолен в марксистской этике. К.Маркс и Ф.Энгельс впервые ввели в содержание морали понятия практики на основе трудовой деятельности как главного критерия поведения человека. Второй важной особенностью людской деятельности есть изготовление орудий труда, которые используются в качестве средств активной целесообразной деятельности. Только человек имеет сознание. Если умственная деятельность, как способность удерживать информацию, присуща и животным, то разум является привилегией только человека.
Человеческое сообщество построено на особых механизмах взаимодействия индивидов, которых нет у животных. Это способность к эмпатии (сопереживание, вхождение в духовный мир другого). Только человеку присущи альтруистичные действия, забота и ответственность, моральное творчество. Для поддержки отношений в среде своего сообщества человечество выработало механизм духовной культуры. Культура - это образ получения, сохранение, передачи и развития информации о самых разных видах жизнедеятельности. Мораль и нравственность - это культурный образ получения информации о том, как надо достойно жить, чтобы выжить.
Современная этика, критически анализируя подходы к решению вопроса о происхождении и сущности морали, считает, что она возникает в процессе становления человека как родового существа, она является ее духовной сущностью, определяется требованиями жизни, а не навязывается извне. Причем ее отдельные элементы возникли и формировались не одновременно. Сначала возникает практика моральных отношений. Это период первобытного общества, когда моральная регуляция была объединена с другими формами регуляции - утилитарно-практическими, религиозно-обрядовыми и т.д. Следующим этапом развития морали является групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе. И, в конце концов, на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации. Это относится к периоду разложения родового порядка и возникновению рабовладельческого общества.
Человечество в ранние эпохи смогло выжить и создать цивилизацию благодаря утверждению моральных норм, которые представляют собой самостоятельный социальный феномен, который определил переход от инстинкта к разуму. Мораль возникает по мере осознания человеком себя как личности, когда он начинает отделять себя от других членов рода и регулирует отношения «человек - коллектив - общество». Возникнув в процессе становления человека как родового существа, мораль становится его духовной сущностью. Она определяется требованиями жизни, а не устанавливается извне, формирует необходимые требования к поведению личности в интересах ее самой и всего общества. По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальная.
Мораль создает механизм стойкой системы связей между людьми, человеком и обществом, основу которых представляют взаимные обязательства, нахождение адекватных форм их реализации, необходимость моральной оценки и свободы выбора. Возникновение, формирование и развитие норм морали, ее требований происходит в процессе трудовой деятельности. Если на ранних этапах развития общества этот процесс является стихийным, то потом становится все более осознанным и духовно богатым. В современном обществе, когда человек с соучастника общественного процесса все большей мерой превращается в решающий фактор его организации и стабильности, мораль становится важнейшим средством выживания всего человечества, одной из главных духовных ценностей, которые определяют возможности его дальнейшего прогресса.
Таким образом, можно систематизировать все выше указанное:
Существуют три типа теорий происхождения морали. Идеалистические теории включают в себя: божественное происхождение морали (религиозная мораль); «априорна сущность» морали (И. Кант); «абсолютная идеальная заданность морали» (Платон) – согласно данной концепции мораль имеет трансцендентальную (лат. выйти за пределы) заданность и не зависит от психических или физических качеств человека. Исходя из этого, этика не затрагивает науки, изучающие человека.
Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают: биологическую заданность моральных качеств людей; эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека) – эти концепции связанные с психологией, антропологией и др. науками изучающими человека.
Социально-исторические концепции морали включают в себя: теорию антропосоциогенеза; диалектико-материалистичную теорию этики; теории, которые основываются на принципе историзма в развитии морали.
Структура морали.Мораль является сложным и многогранным явлением, поэтому в процессе ее анализа появляется множество подходов. Существуют следующие подходы: 1) нормативный – изучение морали как системы приказов; 2) философский; 3) личностный – изучение морального сознания индивида; 4) биологический – изучение предпосылок нравственности на природном уровне; 5) социологический – изучение роли морали в обществе; 6) психологический – изучение психологических механизмов морали. Вариативность нравственности зависит от представлений людей в конкретную эпоху.
Но большинство современных ученых признают в морали две относительно самостоятельные сферы: моральное сознание и моральная практика, в процессе которой и реализуются моральные идеи и чувства. Моральное сознание представляет собой специфический синтез представлений, чувств, в которых особым образом выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого бытия – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом. Специфика имеет выражение в соответствующих понятиях «добро» и «зло», «справедливость», «совесть», «достоинство» и др., в устремлении к высшим ценностям.
В зависимости от носителей моральное сознание делится на индивидуальное и общественное. Исходной позицией исследования морального сознания выступает конкретная личность потому, что самая мораль обращена, прежде всего, к индивиду. Поэтому необходимо рассматривать внутренний мир отдельного человека. Еще во времена античности в человеческой душе насчитывали три части: разумную, волевую, чувственную. Поэтому есть три базовых компонента индивидуального морального сознания. Первый – понятие, представление о добре, зле, совести, высших моральных ценностях и др. Все это создает так называемую рациональную часть индивидуального морального сознания. Именно разум вырабатывает стратегию морального поведения, анализируя ту или другую ситуацию, тактику конкретных действий. И в повседневной жизни понятия «разумный человек» и «человек моральный» часто рассматриваются как синонимы. Разум, в некоторых ситуациях, может руководить страстями. Но иногда есть ситуации, когда разума не хватает и он «дает сбой». Тогда на помощь приходят моральные чувства (совесть, обязанность, справедливость и др.) – второй компонент морального сознания.
В чувствах скапливается моральный опыт. Чувство является мощным стимулом тех или иных действий. Для того чтобы моральная жизнь была полноценной, надо чтобы разум и чувства гармонично взаимодействовали между собой. Они вместе образовывают моральные убеждения личности. В жизни есть люди, чьи моральные убеждения кажутся достойными, но в реальной деятельности они практически не реализуются, остаются мечтами. В таких ситуациях надо обратиться к третьему компоненту – воли. Она имеет свое проявление в стойкости, решимости, в соответствующем психическом состоянии и готовности к конкретным действиям.
Хорошо известно, что человек не может существовать вне общества (реализовать свою свободу, свои моральные убеждения). Индивидуальное моральное сознание формируется при взаимодействии с общественным моральным сознанием, носителем которой является общество в целом. Хотя, разные социальные группы вносят неодинаковые взносы в развитие общества. Между индивидуальным и общественным моральным сознанием существует сложное взаимодействие, взаимообогащение, которое осуществляется в повседневном моральном творчестве и утверждается в разных привычках, обрядах, обычаях. Общественное моральное сознание нельзя сводить к простой арифметической сумме. В общественном моральном сознании в значительной мере используется опыт моральных поисков предыдущих поколений, которые уже на ранних этапах человеческой истории в разных памятках культуры зафиксировали исходные моральные принципы, для того чтобы общество и личность не «заблудились» в периоды смут и потрясений.
Общественное моральное сознание не является аморфным образованием, она имеет свою структуру. Простой вариант: повседневное моральное сознание и теоретическое моральное сознание. Первое стихийно возникает (в зачаточном виде) еще в первобытном обществе. Другое сложилось при отделении умственного труда от физического, с появлением профессий, представители которых специально рассматривали разные проблемы моральной жизни, занимались обучением и воспитанием молодежи (священники, философы, учителя и др.). В теоретическом моральном сознании центральное место занимает моральная философия (этика).
По своему смыслу повседневное моральное сознание представляет собой повседневные суждения о разных проблемах морали и соответствующая их оценка, моральные чувства. Понятие повседневного морального сознания отличается размытостью, нечеткостью, противоречием. Оно непосредственно связано с человеческой деятельностью и практическими потребностями людей. Теоретическое моральное сознание настроено на центральные вопросы человеческого бытия, оно характеризуется как рациональное, системное, четкое, последовательное.
Повседневное и теоретическое сознание плотно связанны между собой. Необходимо учитывать, что в моральной жизни значительную роль играют моральные чувства, вера, которые так или иначе проходят через все уровни морального сознания.
Мораль существует не только в виде сознания. Моральные чувства и представления проявляются в разных действиях, которые и выражают отношение к другим людям, обществу, к самим себе. То есть, моральные отношения являются моральной практикой. В процессе моральных отношений воплощаются моральные ценности, жизнь человека соотносится с высшими ценностями. Моральные отношения возникают целеустремленно, сознательно, свободно. Моральные отношения не существуют в чистом виде, они являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и др. На моральные отношения влияют особенности культуры, религии, нации.
Стойкие компоненты моральных отношений (отношение к работе, родителей к детям, мужчины и женщине и др.) фиксируются в традициях, обычаях, обрядах, которые имеют национальную, историческую окрашенность.
Между моральным сознанием и моральными отношениями есть тесная связь. С одной стороны в моральных отношениях реализуются моральные чувства и представления. С другой стороны эти чувства и представления могут ничего не стоить, если не реализуются в соответствующих отношениях, и не будут проверенны.
Можно также заметить, что элементами структуры морали являются: сознание (намерения, убеждения); деятельность (поступки); взаимоотношения между сознанием и деятельностью; моральные нормы (заповеди Бога); моральные качества человека (добродетели, которые проявляются в его поступках); моральные принципы, которые составляют моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм); моральные идеалы (цель развитие личности); высшие моральные ценности (свобода, счастье), общечеловеческие моральные ориентиры.
Функции морали
Регулятивная функция морали – главная функция, регулирует поведение людей и общества в целом с помощью: ограничение негативных устремлений людей; саморегуляции индивида и социальной среды; управление общественным отношением; воплощение в жизнь гуманистических норм морали. Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей с помощью одобрения или неодобрения со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности. Суть в том, что не только люди контролируют жизнь других, а каждый сам вырабатывает свою собственную позицию, ориентируясь на моральные ценности. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среди в целом. Общественное единство нельзя создать принуждением или законами. Отсутствие моральной перспективы губит даже прекрасные экономические планы. Также и для конкретного человека: жизнь не имеет смысла без активного личностного создания этого смысла; также никто не может тебе указать правильный жизненный путь, пока ты его не изберешь самостоятельно. Поэтому человек сам себе предъявляет требования и сам их выполняет. Автономия морального сознания позволяет нам самостоятельно избирать линию поведения, без ссылок на авторитет или закон. В критических ситуациях нравственность есть единственное, на что опирается человек. Так перед смертью – когда дела уже не сделать, а тело не спасти – остается спасать свое достоинство.
Воспитательная функция морали - формирование моральных привычек, установок, моральных запретов, самовоспитание человека на протяжении всей жизни, сознательный выбор моральных ориентиров. Воспитательную функцию могут осуществлять не только люди, а и СМИ, литература, искусство, взаимоотношения людей.
Мораль делает человека – человеком. Поэтому моральное воспитание является основой любого другого. Нравственность воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и высшими ценностями. Поэтому человек может не только избирать соответствующую линию поведения, а еще развивать ее, то есть самосовершенствоваться. Все конкретные добродетели, которые есть в морально воспитанной личности, выходят из ее фундаментальной способности поступать так как должно, исходя из ценностных представлений, сохраняя при этом собственную автономию.
Ценностно-ориентирующая функция морали – мораль выполняет важную роль в развитии личности, именно она дает моральную ориентацию личности («ее установку на добро»). Мораль вбирает в себя жизненно необходимые для человека ориентиры. Они весьма необходимые ради того чтобы жизнь была человеческой, а не только биологической. Сюда входит смысл существования человека, гуманизм, ценность всего человеческого. Когда у человека бывает кризис, он постоянно спрашивает себя: для чего он существует? Таким образом, задачи морали: предавать смысл нашей повседневности, создавать идеальную перспективу.
Коммуникативная функция морали – ритуализация общения людей, создание разных нормативов (этикет), гуманизация общения, желание сделать его приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, способностями, опытом, умениями, привычками, результатами деятельности. Общение представляет собой одну из необходимых предпосылок функционирования общества и личности.
Общение выступает действенным средством социализации личности. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, формируются конкретно-историчные типы личностей и все разнообразие человеческих индивидуальностей. Реальными посредниками всех форм общения есть не только результаты духовной деятельности – идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи – орудие и средства человеческого труда, объекты, которые воплощают социальные ценности и человеческий опыт.
Познавательная функция морали – мораль является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические знания, которые помогают решить вопрос морали, руководить своим поведением, чувствами.
Моральное сознание видит мир сквозь особую призму и фиксирует эти явления в понятиях добра и зла, ответственности, требования. Это является постижением смысла явлений. Мораль дает возможность постигнуть человеческую судьбу, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь на которую можно построить свою жизнь. Для того чтобы понять моральный смысл того, что происходит вокруг, надо морально к нему относиться. Для того чтобы познать моральную суть человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Гуманизирующая функция морали – стремление морали усовершенствовать человека, обязательность моральных правил для всех людей, их равенство.
Мораль является ориентиром для человечества. Мораль считает каждого с нас достойным лучшей жизни. В морали каждый может преодолеть свою несовершенную человеческую природу: любой в обществе должен вести себя достойно. Любую «природу» мораль делает человечной. Моральные достижения любому по силам.
Мир, космос – сами по себе не является добрыми или злыми, но мораль старается распространить на них понятие добра, зла, сделать мир добрым для человека, уютным для осмысленного обитания. Первоначальная задача – сделать мир достойным человека, а человека – достойным своего имени. В процессе жизни все выполняют любые роли (мужчины, руководителя, покупателя и др.). В каждой ситуации человек проявляет лишь часть своего «я», выполняя соответствующие функции. Когда-то возникает ощущение нереальности своего существования. Множество ролей убивает сокровенное в душе, целостную жизнь. В морали мы избавляемся частичности. Требование общей моральной обязанности – превыше всего. Любой человек должен быть моральным. Таким образом, мораль возвращает человеку его целостность, полноту существования. В этом ее благородная гуманизирующая роль.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1872;