Теоретические и организационно-правовые основы формирования правовой культуры
Системные исследования правовой культуры предпринимались с 60-70-х годов прошлого столетия. К настоящему времени по свидетельству ряда ученых в специальной литературе насчитывается более 250 определений правовой культуры.
Многочисленные дефиниции связаны с двузначностью самого термина «правовая культура». С одной стороны, правовая культура предстает как часть культуры вообще, где определяющим понятием выступает термин «культура». С другой – в качестве детерминанты выступает категория «право», и правовая культура в этом контексте рассматривается как элемент правовой системы общества.
Для того чтобы более наглядно представить себе первый подход к сущности правовой культуры, необходимо обратиться к известным ключевым идеям М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана и В.Н. Топорова, и, прежде всего, к идее многослойности культуры. Целостный подход основывается на восприятии культуры как пирамиды, в основании которой – самые древние слои, а в вершине – новейшие достижения материальной и духовной культуры. В этом плане Россия представляет собой уникальный объект для философских исследований. В пирамидальной форме ее культуры на сравнительно коротком отрезке времени встречаются разные типы правовых культур – правовая культура феодального государства, советской республики и современной России.
В основе собственно культурологического аспекта исследования правовой культуры положены многочисленные концепции культуры, Считаем целесообразным перечислить эти концепции:
1) Философия Гегеля как теория культуры. Культура есть реализация мирового разума или мирового духа, который развертывает свою сущность, реализуя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства и государственной жизни.
2) Историко-культурная концепция Освальда Шпенглера. Культура – это символически выраженная смысловая целостность (система), в которой естественно (и многообразными способами) реализует себя соответствующая душа.
3) Человек, творчество, культура в философии Бердяева. Свободный человеческий дух как творец культуры. Определяющая человека культурная форма есть не что иное, как «остывшая свобода» личного духа, это-отделившиеся от человека результаты личного творчества.
4) Концепция культуры Зигмунда Фрейда. Культура и бессознательное начало человека. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки – «Сверх-Я».
5) Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга. Культура и коллективное бессознательное находятся в органической взаимосвязи: история культуры и ее символического мира предстает как осуществление бессознательных основ души.
6) Концепция Арнольда Тойнби. «Вызов и Ответ» – движущая пружина в развитии культуры. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека.
7) П.А. Сорокин. Ценность как основополагающий принцип культуры. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы. В результате своего развития культурные системы образуют культурные сверхсистемы. Эти культурные сверхсистемы есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом, который служит основой и фундаментом всякой культуры. Все культурные сверхсистемы делятся на три типа: идеациональный (принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности), идеалистический (объективная реальность частично сверхчувственна и частична чувственна) и чувственный (объективная действительность и смысл ее чувственны).
8) Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.). Все культурные системы – язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора данной культуры, в выявлении единых структурных закономерностей некоторого множества культурных объектов.
9) Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет,
Е. Финк и др.). «Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры».
Диалектико-материалистическая традиция понимает под культурой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 438;