Проблема сохранения развития белорусской национальной культуры и государственности в эпоху глобализации.
З. Бауман // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 495-498.
1. К каким социальным последствиям приводит глобализация?
Глобализация разобщает не меньше, чем объединяет, она разобщает, объединяя, — расколы происходят по тем же самым причинам, что и усиление единообразия мира. Параллельно тому процессу планетарного масштаба, который возник в бизнесе, финансах, торговле и потоках информации, идет и процесс «локализации», закрепления про-странства. В совокупности эти два тесно взаимосвязанных процесса приводят к резкой дифференциации условий существования населения целых стран, регионов и различных сегментов этого населения. «Локальность» в глобализуемом мире - это знак социальной обездоленности и деградации. Неудобство «локализованного» существования усиливается тем, что в условиях, когда общественные пространства отодвинулись далеко за рамки «локальной» жизни, понятие «локальность» теряет свой смыслообразующий потенциал, все больше попадая в зависимость от направляющих и объясняющих действий, которые на локальном уровне не поддаются контролю, - вот вам и все коммунальные утешительные мечты интеллектуалов-глобалистов.
Неотъемлемой частью процессов глобализации является нарастающая пространственная сегрегация, отделение и отчуждение, Неотрайбалистские и фундаменталистские тенденции, отражающие и выражающие опыт людей, испытывающих на себе воздействие глобализации, - такие же «законнорожденные дети» последней, как и столь превозносимая «гибридизация» верхушечной культуры - культуры на глобализованной вершине социальной пирамиды. Особое беспокойство вызывает усиливающееся нарушение связи между все более глобализованными, экстерриториальными элитами и остальным населением, «локализация» которого постоянно усиливается. Центры, где вырабатываются смыслы и формируются ценности, сегодня экстерриториальны и свободны от местных ограничений - впрочем, это не относится к состоянию самого человека, которого эти идеи и ценности призваны наполнять содержанием.
2. Каково положение трудящихся в современных условиях глобализации?
Сегодня на повестке дня стоит вопрос об искоренении привычки к постоянному, ежедневному, равномерному и регулярному труду. Что еще может означать лозунг о «гибкости рабочей силы»? Рекомендуемая стратегия заключается в том, чтобы заставить труженика забыть, а не усвоить те уроки, которые в старые добрые времена индустриального «современного общества» преподавала ему трудовая этика. Трудовые ресурсы способны приобрести подлинную «гибкость» лишь при условии, что сегодняшние и завтрашние работники утратят воспитанную У них привычку к работе изо дня в день, посменно, на одном и том же рабочем месте и в обществе одних и тех же сослуживцев, если у них не возникнет привычка к конкретному месту работы, и уж, конечно, только при условии, если они не захотят (или им не позволят) выработать Профессиональное отношение к работе, выполняемой в данный момент, и откажутся от нездорового стремления фантазировать о «собственнических» правах и обязанностях на свою работу.
На ежегодном заседании, проходившем в 1997 г. в Гонконге, руководство Международного валютного фонда и Всемирного банка подвергло жесткой критике проводимую во Франции и Германии политику, призванную вернуть к работе как можно больше людей. Они рассматривали эти усилия как препятствие «гибкости рынка труда». Чтобы добиться последней, отметили они, необходимо пересмотреть «слишком благожелательные» законы о защите рабочих мест и зарплаты, устранить все «искажения», стоящие на пути «чистой» конкурентоспособности, и сломить сопротивление трудящихся об отмене завоеванных ими «привилегий» - т.е. всего, что связано со стабильной занятостью и защитой их рабочих мест и доходов. Другими словами, необходимо создать новые условия, благоприятствующие формированию привычек и взглядов, диаметрально противоположных тем, что предписывала трудовая этика и обеспечивали институты «паноптиконноготипа», призванные воплотить эти этические принципы в жизнь Трудящиеся должны «разучиться» - забыть выработанную у них преданность труду и приобретенную эмоциональную привязанность к месту работы, личную заинтересованность в процветании.
Б.А. Лапшов // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 503-506.
1. Какие стадии развития мир-экономики капитализма выделяют Р. Бербах и У. Робинсон?
В статье американских исследователей Роджера Бербаха и У.И. Робинсона обосновывается взгляд на глобализацию как на эпохальный сдвиг в мировой истории капитализма. Авторы считают, что капитализм в своем развитии пережил три эпохи. Первая знаменовалась великими открытиями и завоеваниями по мере того, как капитализм освобождался из своего феодального кокона. Вторая характеризовалась рождением промышленного капитализма, возникновением буржуазии и национального государства. Третья началась на заре нынешнего столетия с развитием корпоративного («монополистического») капитализма и образованием финансово-промышленного капитала. Она усилила военные столкновения между империями и породила социалистическую альтернативу. «Сегодня, - считают авторы, - мы вступили в раннюю фазу четвертой эпохи капитализма. Называемая глобализацией, она находит технологическое выражение в микрочипах и компьютере — «век информации», — а политическое - в крушении длившихся на протяжении XX в. попыток построить социализм».
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 912;