Биосоциальная природа человека. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации
(Вопрос № 45 канд. экз.)
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 462-474.
1. Почему проблема социоантропогенеза является в настоящее время одной из актуальнейших проблем современной социальной философии?
Если до недавнего времени проблема социоантропогенеза представляла собой чисто научную проблему, то в наше время - время глубочайшего кризиса техногенного общества, когда впервые за тысячелетия своей истории человечество столкнулось с реальной угрозой своему существованию на планете Земля - эта проблема приобретает и другое значение.
Современному человечеству, несмотря на его всемогущество на Земле (а может быть и благодаря этому всемогуществу), грозит возможность биологического исчезновения и превращения в ископаемые останки, которая давно осуществилась в отношении неандертальцев.
Прежде всего, следует отметить, что, с точки зрения концепции глобального эволюционизма, и возникновение жизни на Земле, и биологическая эволюция, и, наконец, возникновение человека и общества являются не случайностью функционирования и эволюции Вселенной, а закономерностью, связанной с самоорганизацией сложных, неравновесных и открытых систем.
2. Как в современной социальной философии анализируется проблема социоантропогенеза?
В работах современных историков, антропологов и философов по проблеме социоантропогенеза присутствует мысль о коэволюции биологического развития пралюдеи с их социальным и культурным развитием. Биологическая эволюция дает лишь возможность превращения стада пралюдеи в человеческое сообщество, а прачеловеческой особи в социально-культурное существо - человека. Превратится ли эта возможность в действительность целиком зависит уже от социокультурной деятельности человеческого сообщества.
3. Какие факторы обусловили возникновение человеческого общества?
Обобщая высказанные в данных текстах мысли, можно сделать следующие выводы. Возникновение человека и его социокультурная эволюция связаны:
1) с изготовлением и применением орудий труда, которые первоначально представляли собой своеобразное продолжение органов тела человека (дубина, каменный нож, копье, лук и стрелы и др.). Хотя высшие животные спонтанно применяют те или иные приспособления для охоты и добывания пищи, но только человек изготавливает и использует целую систему орудий труда. Эта система с социокультурным развитием человеческого сообщества усложняется и постепенно превращается во «вторую природу», которую человек ставит между собой и своим естественным окружением;
2) с ограничением действия биологических инстинктов, прежде всего, инстинктов самосохранения и продолжения рода, с подчинением этих инстинктов надбиологическим нормам (в виде табу - запретов), необходимых для существования общества как целого. При этом данные нормы распространяются на всех членов первобытного коллектива без исключения. Нарушения данных норм ведут к санкциям по отношению к индивиду со стороны социального целого. Одной из причин исчезновения неандертальцев как Раз и является, по мнению многих антропологов, неспособность этого вида пралюдей подчинить половые инстинкты индивидов социальным нормам и Регуляторам. К ограничениям биологических инстинктов относится также запрет на убийство сородичей, поддержание жизни каждого индивида первобытного коллектива вне зависимости от его физических возможностей;
3) с созданием системы различных техник (биотехники, психотехники и ДР-), превращающих психику и биомоторику индивида в психику и биомоторику поведения человека как социального существа. Например, длительные Ритуальные действия, пляски и т.д. первобытных племен нацелены на то, чтобы подчинить тело и психику разуму коллективного действия. Подавление логического индивидуализма и эгоизма обуславливается и наличием так называемого первобытного коммунизма, когда все средства производства Годятся в собственности первобытного рода;
4) с доминированием передачи информации об окружающей среде о системе поведения через социальную наследственность. Этим объясняется и появление языка в широком смысле слова как совокупности символических систем.
4. Почему решение проблемы социоантропогенеза дает ключ к решению глобальных проблем современности?
Возвращаясь к вопросу о том, что может дать решение проблемы социо-антропогенеза для современного обществознания, следует отметить, что поскольку современное человечество через процесс глобализации стремительно превращается в единое мировое сообщество, то социальный эгоизм отдельных этносов, государств, экономических и военных союзов, разными путями добивающихся для себя экономических, социальных и иных привилегий при растущей мощи человечества в целом, может при определенных обстоятельствах повернуть эту мощь против самого человечества точно также, как орудия труда первобытного человека-неандертальца превратились в орудия убийства себе подобных. Поэтому чтобы избежать судьбы пралюдей, современное человечество должно подавить социальный эгоизм военно-экономических союзов, этносов, социальных групп и отдельных индивидов, подчинив их главной задаче - выживанию и процветанию человечества на Земле.
П. Тейяр де Шарден // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 465-466.
1. В чем заключается сложность проблемы определения сущности человека в современной науке?
С чисто позитивистской точки зрения, человек самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсу--а наука действительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь, кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не соответствует действительности. Человек в том виде, каким его удается воспроизвести сегодняшней науке, — животное, подобное другим. По своей анатомии он так мало отличается от человекообразных обезьян, что современные классификации зоологии, возвращаясь к позициям Линнея, помещают его вместе с ними, в одно и то же семейство гоминоидных. Но если судить по биологическим результатам его появления, то не представляет ли он собой как раз нечто совершенно иное?
Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни — в этом весь парадокс человека.
2. Почему рефлексия является фундаментальным отличительным свойством психики человека от психики животного?
Для окончательного решения вопроса о «превосходстве» человека над животными (его необходимо решить в интересах этики жизни, так же как в интересах чистого знания...) я вижу только одно средство - решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и Рассмотреть центральный феномен - рефлексию.
С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфичекой устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятии и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.
Сама рефлексия, которую П. Тейяр де Шарден рассматривал как фундаментальное отличие человека от животного, могла возникнуть только на основе социокультурного взаимодействия членов первобытного коллектива, когда член этого коллектива мог взглянуть на себя со стороны, с точки зрения другого соплеменника. Без рефлексии невозможно не только самосовершенствование индивида, но и само существование общества, поскольку первоначально рефлексия означала интериоризацию норм надбиологической организации жизни первобытного общества каждым человеческим индивидом. А на основе этой интериоризации осуществлялся контроль за собственным поведением, как бы с точки зрения первобытной общины в целом.
3. Почему коэволюция биологического и психически духовного развития является основой возникновения человека?
Верно, что с органической точки зрения вся гоминизантная метаморфоза в конечном счете сводится к вопросу о лучшем мозге. Но как произошло бы это мозговое усовершенствование, как бы оно функционировало, если бы не был одновременно найден и в совокупности реализован целый ряд других условий?.. Если бы существо, от которого произошел человек, не было двуногим, его руки не освободились бы своевременно и не освободили челюсти от хватательной функции, и, следовательно, плотная повязка челюстных мускулов, сдавливавшая череп, не была бы ослаблена. Мозг смог увеличиться лишь благодаря прямой походке, освободившей руки, и вместе с тем благодаря ей глаза, приблизившись друг к другу на уменьшившемся лице, смогли смотреть в одну точку и фиксировать то, что брали, приближали и показывали во всех направлениях руки - внешне выраженный жест самой рефлексии!.. Само по себе это чудесное сочетание не должно нас удивлять. Не является ли все, что образуется в мире, продуктом поразительного совпадения - узлом волокон, всегда идущих из четырех сторон пространства? Жизнь не действует по одной изолированной линии или отдельными приемами. Она движет вперед одновременно всю свою сеть. Так формируется зародыш в несущем его чреве. Мы должны были это знать. Но нам доставляет особенное удовлетворение признание того, что возникновение человека происходило на основе действия того же самого материнского закона. Мы рады признать, что возникновение разума связано с развитием не только нервной системы, но и всего существа. Однако на первый взгляд нас пугает констатация того, что этот шаг должен был совершиться сразу.
Н.Н. Моисеев // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 470-471.
1. Когда начинается социальная и культурная эволюция человека?
Но постепенно организация стадной жизни неоантропов по-видимому стала меняться благодаря тому, что главными гарантами благополучия стада делались иные факторы - появляются искусственные орудия - топоры, копья, позднее лук и стрелы... Появляются знания, например о том, как загнать мамонта в ловушку и обеспечить свое племя - это бывшее стадо, запасом пищи.
2. Чем характерна социальная эволюция на первых этапах своего развития?
В стадах, или лучше сказать первобытных племенах, неизбежно появлялись умельцы, которые в силу своей личной талантливости научались делать хорошие кремневые отщепы, зажигать и поддерживать костер, находить целебные травы. Были также и другие знания и их хранители, например, наш предок однажды заметил, что от брака между близкими родственниками довольно часто родятся уроды. Подобные знания влекли за собой появление запретов (табу) и определенных норм поведения (нравов). Один из них - хочешь иметь жену - раздобудь ее в чужой, а не своей пещере. Появлялись и другие запреты, вероятно облеченные в религиозную или мистическую форму — человеческое сознание доросло до такого представления очень давно!
Таким образом, возникновение общества и соответственно социального индивида определяется прежде всего обузданием, подавлением зоологического индивидуализма и эгоизма, подчинением биологической активности индивида нормам и требованиям социального целого. Без такого подавления и подчинения общество как целое не может существовать. Об этом свидетельствует опять-таки пример неандертальцев, не сумевших подчинить свои биологические инстинкты требованиям социального целого и сошедших с дороги социокультурного развития.
В.С. Стёпин // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 367-370.
1. В чем заключаются глобальные проблемы современности?
Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.
Первая из них - это проблема выживания в условиях непрерывного
совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество оказалось на пороге возможного самоуничтожения, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-технического прогресса, развивающего все новые возможности развития военной техники.
Второй, пожалуй, самой острой проблемой современности, становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах.
Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение.
Старая парадигма, будто природа — бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Человек сформировался в рамках биосферы — особой системы, возникшей в ходе космической эволюции. Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.
И наконец, еще одна - третья по счету (но не по значению!) проблема - это проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее. Еще в 60-е годы философ Г. Маркузе констатировал в качества одного из последствий современного техногенного развития появление «одномерного человека» как продукта массовой культуры. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При этом и манипулируемые и сами манипуляторы становятся заложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы.
2. Что понимает В.С. Стёпин под антропологическим кризисом?
Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человек одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно обновляющимся обстоятельствам. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивав всех индивидов в единое человечество, а с другой - изолируют, атомизируют людей.
3. Что представляет собой угроза человеческой телесности?
Современная техника позволяет общаться с людьми различных континентов. Можно по телефону побеседовать с коллегами из США; затем, включив телевизор, узнать, что делается далеко на юге Африки, но при этом не знать соседей по лестничной клетке, живя подолгу рядом | с ними.
Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества (возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые в культуре. Речь идет об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир. Этот мир требует включения человека во все возрастающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Обвал информации, стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды, накопление вредных мутаций - все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии.
Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, позволяющую лечить многие болезни, но вместе с тем она устранила действие естественного отбора, который на заре становления человечества вычеркивал носителей генетических ошибок из цепи сменяющихся поколений. С ростом мутагенных факторов в современных условиях биологического воспроизводства человека возникает опасность резкого ухудшения генофонда человечества.
4. Каковы перспективы развития человечества?
Выход иногда видят в перспективах генной инженерии. Но здесь нас подстерегают новые опасности. Если дать возможность вмешиваться в генетический код человека, изменять его, то этот путь ведет не только к позитивным результатам лечения ряда наследственных болезней, но и открывает опасные перспективы перестройки самих основ человеческой телесности. Возникает соблазн «планомерного» генетического совершенствования созданного природой «антропологического материала», Приспосабливая его ко все новым социальным нагрузкам.
Перспективы генетической перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасными перспективами манипуляций над психикой человека, путем воздействия на его мозг.
Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми все больше сталкивается человек в современном техногенном мире, способствуют накоплению отрицательных эмоций и часто стимулируют применение искусственных средств снятия напряжения. В этих условиях возникают опасности распространения как традиционных (транквилизаторы, наркотики), так и новых средств манипуляции психикой. Вообще вмешательство в человеческую телесность и особенно попытки целенаправленного изменения сферы эмоций и генетических оснований человека, даже при самом жестком контроле и слабых изменениях, могут привести к непредсказуемым последствиям.
Все это - проблемы выживания человечества, которые породила техногенная цивилизация. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии.
По-видимому, на рубеже двух тысячелетий по христианскому летосчислению, человечество должно осуществить радикальный поворот ^ каким-то новым формам цивилизационного прогресса.
Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 1246;