Тема 3.4. История и методология науки международного права
Учебные вопросы
· История науки международного права
· Методология науки международного права
Введение. Особой правовой системой в российской системе права является международное право. Его возникновение и развитие связано с возникновением государства. Оно возникло в период рабовладельческого строя и более известное, как право народов. Вместе с этим формировалась и методология науки международного права.
1. История науки международного права. Наука современного международного права ведет свое начало от работы Гроция «О праве войны и мира» (1625 г.), так как в ней была впервые дана совершенно законченная система международного права как самостоятельной отрасли науки права.
Его предтечей были труды Джентили (1552-1608), итальянского юриста, профессора гражданского права в Оксфорде. Он издал в 1585 г. свою работу «О посольствах», в 1588 в 1589 гг. «Размышления о праве войны» и в 1598 г. расширенную работу по тому же вопросу под заглавием «О праве войны, три книги» и др.
Книга Джентили «О праве войны», как указывает профессор Голланд, послужила образцом и канвой для первой и третьей книг гроциевой работы «О праве войны и мира».
Хотя Гроций многим обязан Джентили, его труд тем не менее имеет большое значение, и Гроций по праву носит титул отца международного права.
На основе сочетания идей естественного права и изучения действующего позитивного права он сформулированы три основных принципа: суверенности, международного сотрудничества и гуманизма.
Гроций считал, что источниками естественного права являются соглашения государств посредством договоров или молчаливо выраженные (обычаи), а также природа и Бог. Он подчеркивал существование особого рода “права народов”, происхождение которых имеет согласительный характер.
Современное международное право самим своим существованием особенно обязано теории естественного права. Гроций сделал решительный шаг к процессу секуляризации естественного права, эмансипировав его от чисто богословских учений.
Влияние Гроция в скором времени стало огромным и распространилосъ на всю Европу. Его книга выдержала более сорока пяти изданий; было также издано немало переводов ее.
Современное международное право наряду с Гроцием имеет еще одного, хотя и меньшего по значению, основоположника в лице англичанина Ричарда Зеча (1590-1660), профессора гражданского права в Оксфорде и судьи суда адмиралтейства.
Благодаря своей книге заслужил название второго основателя международного права. Книга Зёча появилась в 1650 г. под заглавием «Изложение права и суда фециалов, т. е. права народов, и относящихся к нему вопросов, которые касаются мира и войны между различными государями и народами и содержатся в исторических и юридических рассуждениях знающих людей».
Эта небольшая книга была справедливо названа первым руководством по положительному международному праву. По мнению Зёча, международное обычное право составляет наиболее важную часть этого международного права, хотя, как дитя своего времени, он вовсе не отрицает существования и естественного международного права.
Следует отметить, что Зёч был первым, кто для обозначения этой новой отрасли права употребил термин Jus inter gentes (право между народами).
Заслуживает быть упомянутым также Лиолайн Дженкинс (1625-1684), преемник Зёча в должности судьи суда адмиралтейства. Его суждения, касавшиеся вопросов морского и в особенности призового права, имели громадное значение для развития морского международного права и в XVII и XVIII вв. вызвало к жизни три различные школы натуралистов, позитивистов и гроцианцев.
Натуралистами принято называть авторов, которые отрицают, что имеется какое-либо позитивное международное право, происходящее из обычая или международных договоров, и утверждают, что все международное право только часть естественного права. Главой натуралистов является Самуил Пуфендорф (1632-1694.
Из многих работ, написанных Пуфендорфом, для науки международного права имеют значение следующие три: «Элементы универсальной юриспруденции» (1666 г.), «Право естественное и право народов (1672 г.), «Об обязанностях человека и гражданина по естественному праву»(1673г.).
Отправляясь от утверждения Гоббса, что естественное право должно делиться на естественное право индивидуумов и государств и что второе и есть международное право, Пуфендорф добавляет, что вне этого международного естественного права не существует никакого добровольного или положительного международного права, которое имело бы силу действительного права.
Наиболее известным последователем Пуфендорфа был немецкий философ Христиан Томазий (16551728), который в 1688 г. издал свои «Институции права», а в 1705 г. «Основы права естественного и права народов».
Из английских натуралистов можно упомянуть о работах Фрэнсиса Хетчисона«Система нравственной философии» (1775 г.) и Томаса Ретерфорса «Институты естественного права», конспект курса лекций о Гроции, прочитанных в Кэмбриджском колледже св. Иоанна (2 тома, 1754-1756 гг.). Наконец, должны быть упомянуты Жан Барбейрак (1674-1744), французский ученый, переводчик и комментатор работ Гроция, Пуфендорфа и других, а также Жан-Жак Бурламаки (1694-1748), уроженец Женевы, написавший «Принципы естественного права и права народов».
Позитивисты являются антиподами натуралистов. К ним относятся все те авторы, которые в отличие от Гоббса и Пуфендорфа не только защищают существование права как результата обычая или международных договоров, но и считают, что оно важнее международного естественного права.
Позитивистские авторы не имели большого влияния в XVII в., в течение которого победа оставалась за натуралистами и гроцианцами; время их влияния наступило в XVIII в.
Из авторов XVII в. должны быть упомянуты немцы Рахель и Текстор. Рахель издал в 1676 г. две свои диссертации «О естественном праве и праве народов», где он определяет международное право как право, которому подчинено множество свободных государств и которое возникает путем молчаливого или положительно выраженного согласия этих государств. Текстор издал в 1630 г. свой «Обзор права народов». По его мнению, право народов основано на обычае и на специальных соглашениях.
Корнелиус ван Бэйнкерсгук (1673-1743), знаменитый голландский юрист приобрел известность тремя книгами, касающимися отдельных разделов международного права: в 1702 г. «О господстве над морем», «О правовом положении послов» и в 1737 г. «Две книги по вопросам публичного; права». Согласно Бэйнкерсгуку, основой международного права является общее согласие народов, находящее свое выражение либо в международном обычае, либо в международных договорах.
Иоган Якоб Мозер (1701-1785), немецкий профессор права, издал: «Принципы ныне применяемого в мирное время международного права» (1750 г.); «Принципы ныне применяемого в военное время международного права» (1752 г.); «Опыт новейшего европейского международного права в мирное и военное время» (1777-1780 гг.). В книгах Мозера собран огромный фактический материал, имеющий величайшее значение для положительного международного права.
Георг Фридрих фон Мартенс (1756-1821), профессор права Геттингенского университета, также издал много работ по международному праву. Наиболее важной из них является его «Очерк современного европейского международного права», вышедший в 1789 г. Он начал выпускать знаменитое собрание международных договоров, которое продолжается до наших дней.
Он главное внимание уделял положительному международному праву, которое строил исторически, на международном обычае и международных договорах.
Влияние Гроция было так велико, что большинство авторов XVII и XVIII вв. были гроцианцами, но европейскую известность приобрели только двое из них Вольф и Ваттель.
Христиан Вольф (1679-1754 гг.) считал, что основу международного общения составляет обязанность всех людей стремиться к совместному совершенствованию, что влечет за собой образование “союза” народов, который регулируется международным правом; Э.Ваттель (1714-1767 гг.), убеждал в том, что существует три общих закона международного отношений, основанных на естественном праве – 1) каждая нация должна содействовать счастью и совершенству остальных, 2) каждая нация должна иметь возможность мирно пользоваться той свободой, которую имеет от природы и 3) то, что дозволено одной нации (государству), дозволено и другой.
Большое влияние на развитие международного права оказала Великая Французская революция. Среди многочисленных актов революции выделялись “Предложение”, внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г. и, особенно, непринятый проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г.
В Декларации Грегуара, в частности, содержались положения о том, что
- “народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль” (ст. 1);
- “народы взаимно независимы и суверенны...” (ст.6);
- “народ должен действовать в отношении других так, как он хочет, чтобы другие действовали в отношении него...” (ст.3);
- “народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла” (ст.4 - цитата из Монтескье);
- “народ не имеет права вмешиваться в дела других (народов)” (ст.7) и др.
Документы революции закрепили принцип народного суверенитета, провозглашали “неотъемлемое право каждой нации - жить изолированно, если ей это нравится, или соединиться с другими нациями, если они того желают для общего блага».
Неоспоримым был вклад Французской революции в обоснование таких институтов международного права, как права человека, принципа ведения войны исключительно в оборонительных целях и т.д. Кроме того, в Конституции 1795 г. содержалась формула “Договоры должны соблюдаться”, что являлось свидетельством рассмотрения международных договоров как актов юридических.
XIX в. принес новые формы юридической практики в международных отношениях, которые осуществлялись прежде всего на Венском (1814-1815 гг.), Парижском (1856 г.), Берлинском (1878 г.), а также Гаагских мирных конференциях.
На Венском конгрессе возникли некоторые институту международного права, которые затем просуществовали многие годы: значительное внимание было уделено вопросам образования новых государств, “вольных городов” (Краков), статусу постоянного нейтралитета.
Парижский конгресс 1856 г. в заключительной декларации сформулировал важные положения относительно начал морского международного права (отмену каперства, запрещение захвата нейтрального груза под неприятельским флагом и т.д.). Кроме того был конкретизирован режим свободного судоходства по международным рекам: Рейн, Дунай, Эльба - в Европе; Миссисипи и Св.Лаврентия - в Америке, Конго и Нигер - в Африке.
Берлинский конгресс 1878 г. сыграл более важное значение во внешнеполитической и дипломатической области, чем в области международного права, тем не менее принес новое подтверждение практики коллективного признания независимости (Сербии, Черногории, Румынии).
Важное значение для становления принципа мирного разрешения споров и международного гуманитарного права имели две Гаагские мирные конференции 1899 г. и 1906-1907 гг. На них были приняты 13 конвенций, которые касались следующих групп вопросов - правового регулирования мирного разрешения споров, порядка открытия военных действий, правового регулирования сухопутной войны и правила ведения войны на море.
В конвенциях учреждалась Постоянная палата третейского суда; утверждалось, что вооруженная сила не может использоваться для истребования договорных долгов, военные действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения; проводилось разграничение комбатантов и некомбатантов; определялось право население на вооруженное сопротивление во время войны; запрещалось использование ядов, оружия и веществ, способных причинить излишние страдания; запрещение во время оккупации конфисковывать частную собственность.
Существенным был вклад Гаагских конференций в развитие международного морского права (8 конвенций). Впоследствии их решения были развиты в заключениях Лондонской морской конференции 1908-1909 гг.
В классический период международное право переживает значительное развитие. Идеи естественного права отходят на второй план и к 30-м годам XIX в. практически полностью утрачивают свои былые позиции. В период “междуцарствия”, когда позитивизм не победил еще окончательно, а естественное право еще окончательно не сошло на нет, наука международного права подверглось сильному влиянию философии Гегеля, для которого международное право представляло лишь внешнее государственное право.
Одним из первых юристов-последователей гегельянства был немецкий ученый А.-В.Гефтер, труд которого “Европейское международное право” выдержал на протяжении полувека восемь изданий.
По его убеждению общественное мнение есть “единственный регулятор” международного права, а его высший судья - “история, которая своим безапелляционным приговором утверждает право и, подобно Немезиде, карает его нарушение”.
В позитивизме выделялось два направления - англо-американское и континентальное западноевропейское. Классическим представителем первого и его основателем был Д.Кент, труд которого “Комментарии на американское право” увидел свет в 1836 г.
Он и его американские последователи (Ч.Хайд, Г.Уитон, Т.Д.Вулси, Г.В.Халлек, Г.Г.Вильсон) рассматривали международное право как процесс его практического применения одним или рядом государств.
В Англии это направление в середине века развивали Р.Филимор, В.Э.Холл, Т.Д.Лауренс, Л.Оппенгейм.
Большинство англо-американских юристов-международников оказались под прямым или косвенным влиянием аналитической юриспруденции Джона Остина, для которого характерным было рассмотрение права как данного реального факта, не нуждающегося ни в оправдании и даже обосновании, ни в оценке.
Европейски позитивизм был представлен преимущественно учеными-немцами. Его исходные теоретические положения были обоснованы в трудах К.Бергбома, П.Лабанда и А.Эсмена. У них на первый план выступали влияние рецепции римского права и свойственное ему деление юридических институтов на “лица”, “вещи” и “действия”.
Иногда позитивизм дополнялся некоторыми политическими или моральными соображениями. Примером этого могут служить труды И.К.Блюнчли “Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса” (1868 г.) и Ф. фон Листа“Международное право в систематическом изложении”.
Первый исходил из того, что “международное право есть признанный порядок, связывающий различные государства в одно общечеловеческое юридическое существо и обеспечивающий за подданными этих государств равную защиту их прав - общечеловеческих и частных”.
Второй полагал, что пределы международного права “ограничиваются общим правовым убеждением, которое покоится на общности культуры и интересов”, так как межгосударственное общение есть прежде всего “общение культурное”.
Своеобразным завершением европейского позитивизма стал четырехтомный курс международного права, написанный коллективом под руководством Ф. фон Гольцендорфа - “Руководство по международному праву”.
В середине XIX в. в Италии возникла “национальная школа”, наиболее ярким представителем которой был П.С.Манчини, считавший, что каждая нация имеет право на самостоятельное государственное существование.
В конце века возникло негативистское направление, которое по существу отрицало международное право как таковое на основе произвольно толкуемого учения Гегеля о внешнем государственном праве. Видными представителями его были А.Лассон, братья Филипп и Альберт Цорн.
В своей книге “Принципы и будущее международного права” (1872 г.) Лассон пишет, что государства не могут быть подчинены единому “правовому закону”, так как это противоречит их жизненному принципу и свободе. В соответствии с этим, война - высший судья, “она приходит, как гроза, которая успокаивает напряжение стихии, очищает воздух, оплодотворяет землю”(“Система философии права”).
Братья Цорн были уверены в том, что международное право - вообще не право, а мораль.
В XIX в. международное право достаточно плодотворно развивалось и в России. Среди представителей теории естественного прав следует отметить Л.А Камаровского, перу которого принадлежит обоснование утопичности идеи “вечного мира”.
Другим видным представителем естественно-правового направления был М.Н.Капустин. По его мнению, “международные отношения во всех своих видах могут получить характер определенности и, следовательно, творческое значение лишь под условием права и нравственности.”
Среди русских позитивистом следует назвать прежде всего Т.Ф.Степанова, Д.И.Каченовского, В.А.Незабитовского, однако наибольшей глубиной и многогранностью отличались идеи Ф.Ф.Мартенса, написавшего двухтомный курс международного права и издавшего 15-томное “Собрание трактатов, заключенных Россией с иностранными государствами”.
Вывод Мартенса о сущности международного права был таков: “ Совокупность юридических норм, определяющих осуществление идеи международного общения, составляет право международного общения; это и есть международное право”.
Бурное второе десятилетие XX века принесло колоссальные изменения в практику международного общения, а вместе с ними - и совершенствование международного права. Изменилось соотношение сил в мире, рухнули крупнейшие империи, а первая в истории человечества мировая война унесла 10 млн. человек. Необходим был новый мировой правопорядок, котором присутствовали бы новые механизмы недопущения общечеловеческих катастроф.
В российском послеоктябрьском Декрете о мире 1917 г. (В.И. Ленин) были сформулированы общедемократические справедливые принципы международных отношений и международного права. Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества, выдвигалось требование ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право наций на самоопределение, как противоправное деяние рассматривалась аннексия, или захват чужих земель, отвергались основные аргументы, при помощи которых обосновывалась законность колониальных захватов (давность владения, уровень развития страны и т.д.), объявлялись безусловно и немедленно отмененным содержание ранее заключенных международных договоров в той мере, в какой они нарушали права и законные интересы других государств.
Декрет о мире был революцией в понимании международного правопорядка в той мере в какой были ею события породившие этот документ.
Другой реакцией на изменившиеся условия в мире были 14 пунктов Президента США В.Вильсона 1919 г. Их содержание сводилось к следующему: свобода международной торговли, сокращение вооружений, передел колоний и территориальные проблемы Европы, создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.
Послевоенный мировой порядок нашел свое отражение в Версальской системе договоров 1919 г. Антанты с побежденной Германией и ее союзниками и дополненный впоследствии Вашингтонской системой договоров по морскому праву.
В целом возобладал старый подход к регулированию международных вопросов: приоритетным стал принцип удовлетворения внешнеполитических амбиций победителей, максимального ослабления Германии, передел колониальных владений и попытка перелицовки отношений метрополии с колонии под прикрытием санкционированной Лигой Наций мандатной системы.
Это означало, что право войны, право сильного оставалось по-прежнему не изжитым, а сама Версальско-Вашингтонская система таила в себе зерна нового мирового военного конфликта. Тем более, что из этой системы было исключено первое социалистическое государство.
Реализацией послевоенных стремлений народов к созданию справедливого, основанного на праве мирового порядка стало учреждение первой всеобщей политической организации - Лиги Наций.
В преамбуле ее Статута говорилось: “...для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов...”.
В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд.
Период между двумя мировыми войнами изобиловал интенсивными международными официальными контактами как в двусторонней, так и в многосторонней формах. Продолжала вестись политика двойных стандартов. Западные державы, провозгласившие приверженность принципам международного права, на деле проводили курс на умиротворение возродившегося агрессора - нацистской Германии, надеясь на то, что он повернет штыки против казавшегося более опасным “коммунистического” Советского Союза.
СССР, выступавший за всеобщее и полное разоружение, за четкое определение агрессии, призывал к открытой справедливой политике на международной арене, но услышан не был.
Важное значение имел Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики 1928 г. (пакт Бриана - Келлога), в котором война допустима лишь в качестве инструмента реализации общей цели государств, запрещалась агрессия и т.д. Однако в тогдашних условиях его правовые последствия были незначительны и он остался декларацией.
Характерной чертой тридцатых годов стало нарушение международно-правового принципа “Договоры должны выполняться”. Причем в этом смысле последователен был не только агрессор Германия, но и другие государства. Как результат - потребовалась еще одна мировая война, унесшая уже 50 млн. человеческих жизней, чтобы мировое сообщество смогло понять, что в его интересах является не только декларация международно-правовых принципов и правил поведения, но и их неуклонное и обязательное исполнение.
Тенденция к осознанию ошибок началось с началом войны, о чем свидетельствовали союзнические конференции 1942-1945 гг. Итогом поисков выхода из создавшегося положения стало решение о создании Организации Объединенных Наций, Устав которой был принят в июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. С этого момента берет начало современное международное право.
В XX в. на позиции позитивизма в доктрине международного права стали наступать новые или обновленные теории. Позитивизм продолжали развивать сторонники так называемой теории “слияния воль” - Ч.Ч.Хайд, К.Штрупп, Ш.Руссо и,особенно, С.Сефериадес, заявивший: “По нашему мнения, международное право целиком имеет своим основанием не индивидуальную суверенную волю государств...а воли государств как совпадающие воли, которые, будучи объединены, не могут быть разъединены... Это объединение воль создает высшую волю...”.
В первой половине века на международное право начал оказывать серьезное влияние нормативизм, основателем которого в данной правовой дисциплине справедливо считают Г.Кельзена. Он пришел к выводу, что “основой обязательности норм может быть только норма” , а не “слияние воль”.
Такой нормой для него применительно к международному праву как и для других сторонников данного направления (Д.Анцилотти, П.Гуггенгейм) стал принцип обязательности соблюдения договоров.
В середине века произошло возрождение естественно-правовой доктрины в его религиозной интерпретации (Л.Лефюр, Р.Лаун, Г.Коинг, А.Фердросс).
Советская наука международного права в рассматриваемый период отличалась, подобно другим наукам в СССР, крайней или умеренной революционностью и довольно жестким следованием идеологическим требованиям марксизма-ленинизма (а впоследствии - и сталинизма).
Советскую доктрину международного права в противопоставлении с “буржуазным” правом разрабатывали в 20-30-е гг. В.Э.Грабарь, Ю.В.Ключников, С.Б.Крылов, А.М.Ладыженский, А.В.Сабанин. Общим для всех них являлась приверженность к теоретическому монизму.
Определенным итогом развития науки международного права в СССР к середине 30-х гг. стали “Очерки по международному праву” (1935 г.), принадлежавшие перу Е.Пашуканиса, одной из основополагающих мыслей которой было: “...Международное право в эпоху общего кризиса капитализма становится одной из форм, в которой протекает борьба двух систем.”
Такова история международного права. Развитие современного права - проблема, которая раскрывается при анализе отдельных институтов данной правовой системы.
2. Методология науки международного права. Международное право как отрасль юридической науки представляет собой систему научных знаний о международном праве как системе права, закономерностях его становлении, развитии и функционировании, принципах и особенностях правового регулирования межгосударственных отношений, нормативно-правовой основе и организационно-правовом механизме международного сотрудничества, основных институтах и отраслях международного права, особенностях взаимодействия международно-правовой системы и правовых систем государств, юридической ответственности за международные правонарушения и др.
Международное право как научная система внутренне дифференцировано на нормы, принципы, институты и отрасли.
Наука международного права, как и каждая наука, для познания и изучения своего предмета и получения научных результатов использует различные научные приемы, способы и подходы, совокупность которых и составляют метод исследования.
Методы науки международного права тесно связаны с ее предметом. Если предмет науки определяет, что изучает данная наука, то метод науки показывает, как исследуется данный предмет, с помощью каких научных приемов и средств получается научный результат.
Наука международного права использует как общенаучные, так и специальные методы познания своего предмета.
Нашей современной отечественной науке международного права присуща ориентация на материалистический и диалектический подходы к изучению правовых явлений. Согласно материалистическому методу, глубинные, сущностные стороны международно-правовой действительности предопределяются в конечном счете экономической основой международных отношений. Материалистический подход позволяет проследить связь международного права с реальными международными процессами.
Диалектический метод позволяет на основе использования наиболее общих законов бытия и сознания устанавливать закономерности в возникновении и развитии международно-правовых процессов и явлений. К общим законам диалектики относятся:
- переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, регулирующих все новые сферы международных отношений, привело к делению международного права на общую и особенную части, на формирование отдельных отраслей);
-закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей субъектов, увеличение количества суверенных государств и формирование интеграционных межгосударственных объединений с передачей им государствами части своих суверенных прав);
- закон отрицания отрицания, устанавливающий поступательность всякого развития, выражающий как закономерность и неодолимость нового в развитии, так и повторение пройденных ступеней и форм развития на новом, более высоком уровне (в международном праве повсеместно присутствуют элементы прошлого и зародыши нового).
Международно-правовая наука активно применяет также метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.
Так, процесс познания организационно-правовых форм сотрудничества государств может двигаться от абстракции «международные организации» к ее видам – универсальным и региональным организациям, а затем к их разновидностям: политическим, экономическим, финансовым, морским и т.д. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить случаи и особенности международной противоправной торговли ядерными материалами или детьми, а затем сформулировать общие (абстрактные) понятия данных правонарушений.
Поскольку современные ученые воспринимают международное право не в статике, как нечто раз и навсегда данное и неизменное, а как постоянно изменяющееся явление, отражающее прогрессивное развитие и динамизм самих межгосударственных отношений, это обусловливает применение при познании международно-правовых явлений исторического метода.
На вооружении международного права находится и системный метод познания. Международное право по своей сути, по структуре - сложное, системное явление, выступающее как целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых и обеспечивает его функционирование. Поэтому при исследовании конкретных вопросов всегда нужно учитывать все вертикальные и горизонтальные связи исследуемого объекта.
Специальные методы исследования представляют такие приемы и способы решения научной задачи, которые выработаны самой правовой наукой и используются в основном в пределах юридических наук.
При исследовании международного права применяется традиционный для юридической науки формально-юридический метод (использование формальной определенности права и правил юридической техники при анализе источников права, внутреннего строения права и его норм, систематизации нормативного материала и т.п. помогает описать и классифицировать различные международно-правовые явления, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы).
В последние годы все более востребованным становится метод сравнительно-правового анализа. Данный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении определенного числа сходных объектов (анализ компетенции органов разных международных организаций, механизмов защиты прав человека в правовых системах различных регионов, выполнения разными государствами обязательств по конкретному международному договору и т.п.).
Вместе с тем в науке международного права широко используются и частно-научные методы познания, которые представляют комплекс однородных приемов, выражающих своеобразие конкретного изучения международно-правовых явлений. К ним относятся метод конкретно-социологических исследований, статистический метод, метод комплексного исследования.
С помощью конкретно-социологического метода исследования можно выявить степень эффективности функционирования различных правовых норм или организационных форм, состояние международного правопорядка. Метод конкретно-социологических исследований включает в себя ряд приемов: анализ статистических данных; обобщение официальных сообщений и документов различного рода, архивных данных; обобщение судебной практики и т.п.
В юридической научной литературе приводятся и другие специальные методы, используемые в правовой теории. Такие, например, как методы правового моделирования, методы правового экспериментирования, методы толкования права.
В частности, методы толкования права предназначены для раскрытия содержания норм права, выявления воли субъектов международного права, выраженной в правовых установлениях. С помощью грамматического, логического, систематического, историко-правового, специально-юридического и иных приемов толкования права устанавливается содержание нормы права и условия, при которых эта норма действует.
Таким образом, международное право является самостоятельной отраслью юридической науки. Основы современного международного права были заложены в XVII веке.
Наука международного права использует как общенаучные, так и специальные методы познания своего предмета.
Литература по теме:
1. Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1983.
2. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Международное прав: проблемы методологии. М., 1971.
3. Стародубцев Г.С. История международного права и его науки (учебное пособие). – М.: Изд-во РУДН, 2006.
4. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. М., 1999.
5. Шумилов В.М. Международное право: Учебник для бакалавриата вузов (2-е изд., переработанное). М.: ИМО, 2012.
Заключение
Предложенный курс лекций по ученой дисциплине «История и методология юридической науки» апробирован в магистратуре юридического факультета Российской таможенной академии. При его подготовке использована новейшая теоретико-правовая литература, периодические научные издания, учебные пособия, изданные в других вузах Российской Федерации. Это позволило достаточно всесторонне и на соответствующем научном уровне изложить темы, избегая крайностей в оценке тех или иных историко-правовых и методологических проблем.
Важной отличительной чертой издания является освещение историко-методологических аспектов основных отраслевых наук.
Объем издания не позволил широко охватить весь спектр проблем истории и методологии юридические науки, но данный курс позволяет достаточно четко сориентироваться в их сути.
Для более глубокого изучения дисциплины необходимо использовать учебники по философии права, теории государства и права, другие издания, рекомендованные в конце каждой темы.
Автор будет признателен всем, кто выскажет свои пожелания по совершенствованию как данного издания, так и преподавания новой для вуза дисциплины.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 3495;