Принципы квалификации преступлений
Поскольку, как и всякая научная теория, теория квалификации преступлений должна основываться на определенных принципах, соблюдение которых обеспечивает максимальную эффективность и достоверность процесса познания, т. е. установление подлинной юридической характеристики совершенного общественно опасного деяния, подлежащего оценке с точки зрения уголовного закона.
Поскольку наиболее общие правила квалификации, имеющие методологическое значение, существуют объективно, постановка вопроса о принципах квалификации преступлений представляется вполне правомерной. В русском языке под принципом (от латинского слова principium – начало, основа) понимается «основное, исходное положение какой-либо теории, учения». Следовательно, под принципом квалификации преступлений следует понимать то или иное исходное положение, сформулированное как общее правило, соблюдение которого является обязательным при квалификации любого конкретного преступления.
Одним из принципов квалификации преступлений является ее объективность. Сущность данного принципа состоит в обусловленности квалификации фактическими обстоятельствами совершения преступления и их действительным юридическим значением. Из этого следует, что для квалификации преступления в равной мере необходимо установить, с одной стороны, фактическое содержание реально совершенного общественно опасного деяния, а с другой – его юридические признаки, т. е. юридически значимые черты, свойства. Затем, как вытекает из определения квалификации, следует провести сопоставление и установить тождество между признаками, характеризующими юридическую сущность квалифицируемого преступления, и юридическими признаками, сформулированными в конкретной уголовно-правовой норме и характеризующими преступление определенного вида.
К числу принципов квалификации преступлений с полным основанием можно отнести ее истинность, которую в определенном смысле можно рассматривать как развитие и результат принципа объективности. «Для обеспечения истинности квалификации необходимо, во-первых, чтобы применяемая норма глубоко соответствовала реальной действительности, отражала требования жизни; во-вторых, чтобы были полно и объективно установлены фактические обстоятельства дела, и, в-третьих, чтобы не было допущено ошибок в самом процессе квалификации».
На разных стадиях уголовного процесса квалификация может быть различной, и все же она будет истинной, если будет точно соответствовать представлению о совершенном преступлении, которое вытекает из накопленных к этому времени фактических данных.
Возможность изменения квалификации преступления на разных стадиях уголовного процесса и даже в пределах одой и той же стадии нисколько не противоречит принципу истинности квалификации, поскольку этот процесс по своей сущности динамичен.
Изменение квалификации преступления в ходе предварительного расследования – явление вполне закономерное, обусловленное тем, что в распоряжении лица, ведущего расследование, появляется большое число фактов, подтверждающих одну из нескольких версий, имеющихся в его распоряжении. Подобное изменение квалификации возможно на стадиях предварительного слушания, судебного разбирательства, в апелляционной, кассационной или надзорной инстанциях. При этом принцип истинности квалификации не будет нарушен, если новая квалификация будет строго соответствовать достигнутому к этому моменту представлению о фактическом содержании и юридически значимых признаках совершенного преступления. «Если отношение между деянием и нормой познано правильно, мы можем заключить, что при квалификации установлена объективная истина, если же нет, то вывод о квалификации будет ложным».
Следующим принципом квалификации преступлений можно считать ее точность. Требование точности квалификации подчеркивалось практически всеми учеными, занимавшимися этой проблемой, хотя данное требование, к сожалению, не возводилось в ранг принципа. Точная квалификация преступлений предполагает скрупулезное установление именно той уголовно-правовой нормы (или тех норм), в которой совершенное общественно опасное деяние описано с наибольшей полнотой и конкретностью. «Точная квалификация преступлений предполагает ссылку на статью Особенной части УК РФ, а если статья состоит из нескольких частей, пунктов, то необходимо указать соответствующий пункт и часть этой статьи. Отсутствие в процессуальном документе такого рода ссылки влечет признание квалификации неправильной». Помимо точной ссылки на статью Особенной части УК в случае необходимости указывается «статья (часть, пункт статьи) Общей части Уголовного кодекса, устанавливающая наказуемость приготовления, покушения или соучастия в совершении определенного преступления либо иным образом дополняющая или конкретизирующая норму Особенной части УК (при этом на статью Общей части следует ссылаться лишь в сочетании со статьей Особенной части)». Это требование, ныне закрепленное во многих нормах УПК РФ, представляется совершенно очевидным, однако нередко нарушается в следственной и судебной практике.
Принцип точности квалификации преступлений требует определения и указания в процессуальных документах конкретной роли каждого лица, принимавшего участие в преступлении совместно с другими лицами. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев в кассационном порядке приговор по делу П. и Ч., признала квалификацию осужденных неправильной на том основании, что один из двух осужденных непосредственно не участвовал в разбойном нападении, не проникал в квартиру, а лишь предоставил исполнителю транспортное средство, оружие и помощь в сокрытии похищенного и следов преступления, и переквалифицировала действия пособника с п. «а» и «г» ч. 2 ст. 162 УК на ч. 5 ст. 33 и п. «г» ч. 2 ст. 162 УК, а в отношении исполнителя исключила из приговора указание на совершение разбойного нападения группой лиц по предварительному сговору как на квалифицирующий признак.
Квалификация преступлений бывает двух видов: легальная и доктринальная. Легальная квалификация носит официальный характер и имеет юридическую силу по конкретному уголовному делу. Такая квалификация производится следственными, судебными и прокурорскими органами. Чего разумеется нельзя сказать о доктринальной квалификации осуществляемой учеными-криминалистами в книгах, статьях, комментариях к закону. Ученые-криминалисты либо иные лица выражают свое мнение по поводу квалификации конкретных видов преступлений, причем данная квалификация может не совпадать с официальной квалификацией, но она нередко помогает практическим работникам избежать определенных ошибок при официальной квалификации преступлений.
Квалификация преступления практически осуществляется на всех стадиях уголовного процесса: при возбуждении уголовного дела, при предварительном расследовании, судебном разбирательстве и вынесении приговора. Следовательно, квалификация также может подразделяться на предварительную и окончательную. Окончательная квалификация преступления получает свое выражение во вступившим в законную силу приговоре суда, хотя и она может быть изменена на таких стадиях уголовного процесса, как кассационное производство, надзорное производство и производство по вновь открывшимся обстоятельствам.
Квалификация преступлений представляет собой оценочно-познавательный процесс, который основывается на положениях закона и положениях разработанных в теории права. «В свою очередь эти положения не могут не исходить из определенных методологических предпосылок, будь то сознательно принятая философская теория или неявно используемая концепция, связанная с той или иной философской школой».
Философия обеспечивает научную основу для правильного применения уголовно-правовой нормы, а следовательно, и для точной квалификации преступлений.
Познавательный характер предметного содержания категорий философии используется в процессе квалификации преступлений работниками правоохранительных органов. Такие категории философии, как сущность и явление; конкретное и абстрактное; содержание и форма; причина и следствие выполняют важную методологическую нагрузку и позволяют компетентным правоприменительных органам правильно и точно в соответствии с требованиями закона дать надлежащую юридическую оценку совершенному деянию.
Любое, совершенное лицом общественно-опасное деяние предстает перед следователем (дознавателем) в своем первоначальном виде, т. е. в виде конкурентного явления (жизненного факта). Задача же следователя (дознавателя), а затем и суда – определить социально-правовую сущность этого явления, дать ему правильную юридическую оценку, т. е. квалифицировать данное деяние.
Важное значение для практики правоохранительных органов имеют категории причины и следствие. В каждом конкретном деянии, если в результате его наступили вредные (для личности, общества, государства) последствия, которые предусмотрены диспозицией соответствующей уголовно-правовой нормы, в обязательном порядке необходимо установить наличие между деянием и вредными последствиями причинной связи. Причина есть философская категория, которая отражает одну из форм всеобщей объективной связи, взаимозависимость и взаимообусловленность предметов, явлений, процессов, которые происходят в природе и обществе. Причина представляет собой явление, которое закономерно, с внутренней неизбежностью порождает другое явление – вредные последствия.
Кроме того, важное значение при квалификации преступлений придается категориям – конкретное и абстрактное, так как процесс квалификации представляет собой восхождения от конкретного к абстрактному, и наоборот.
«Закон должен абстрагироваться от индивидуальности. Норма закона не может быть индивидуальной, она всегда абстрактна и содержит лишь типичные признаки. Наоборот, деяние не может не быть индивидуальным. При квалификации преступления происходит выяснение наличия типичных признаков абстрактной нормы закона в конкретном деянии, которому дается юридическая оценка. В результате сопоставления абстрактного и конкретного создаются условия для всестороннего анализа и установления состава преступления и всех его признаков».
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 506;