Понятие и значение квалификации преступлений
Понятие квалификации и ее признаки. Квалификация (от лат. qualis — качество) преступлений означает реализацию положений уголовного законодательства на практике и представляет собой одну из стадий применения уголовного закона наряду с назначением виновному в совершении преступления лицу наказания или обращением к другим мерам уголовно-правового воздействия. Квалифицировать преступление — значит, оценить его с точки зрения уголовного законодательства, сопоставить нормы уголовного закона с реальным жизненным событием — конкретным преступлением.
Переоценить значение правильной квалификации трудно, поскольку от нее зависит не только уважение к уголовному закону в стране, но и, что иногда гораздо важнее, — судьбы конкретного человека или группы людей, в том числе их жизнь и здоровье.
В уголовно-правовой науке давно разрабатываются научные основы квалификации преступлений, основоположниками которых являлись А. А. Герцензон, Б. А. Куринов, В. Н. Кудрявцев, Ф. К. Бурчак, О. Ф. Шишов, Л. Д. Гаухман и ряд других ученых и которые ныне исследуются, например, Н. Г. Кадниковым, Е. В. Благовым и др.
Классическое, разделяемое практически всеми авторами определение квалификации преступлений было дано В. Н. Кудрявцевым, который под квалификацией понимает «установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой». В этом определении отражены все основные моменты содержания квалификации преступлений или ее наиболее значимые признаки:
1)квалификация базируется на двух взаимосвязанных элементах, называемых иногда ее предпосылками: на совершенном в реальности деянии, обладающем признаками преступления, и на уголовно-правовой норме, содержащей конкретный состав преступления;
2)в процессе квалификации происходит сопоставление указанных элементов;
3)квалификация по данной норме осуществляется в том случае, если результатом сопоставительной работы является установление совпадения основных отличительных признаков казуса и состава. Признаки при этом должны совпадать точно. Если отдельные признаки деяния и состава характеризуются различным содержанием (например, по делу установлено неосторожное отношение виновного к причинению смерти потерпевшего, а составы убийства предполагают только умышленную вину), квалификация содеянного по данной норме невозможна. В приведенном примере процесс квалификации будет продолжен, однако при неизменном первом элементе (реальном деянии) будет изменен второй элемент — состав, с которым должно быть произведено сопоставление признаков этого деяния, например, на состав причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК) или состав причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности причинение смерти (ч. 4 ст. 111 УК);
4)результат сопоставления должен найти юридическое закрепление в процессуальных документах. Они, в свою очередь, могут быть разными: постановлением о возбуждении уголовного дела, постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительным заключением, приговором суда, определением или постановлением кассационной или надзорной инстанции и т. д.
Из сказанного выше можно сделать несколько дополнительных выводов, важных для понимания квалификации преступлений.
Прежде всего, квалификацию преступлений можно трактовать в двух значениях: как логический процесс и как результат.
Квалификация как логический процесс представляет собой саму процедуру оценки совершенного деяния как преступления, последовательное сопоставление признаков совершенного деяния и признаков состава преступления, установленных в уголовном законодательстве. В результате указанной процедуры происходит переход от исходного знания, которое есть в начале процесса, к так называемому выводному или итоговому, венчающему процесс квалификации.
Логический процесс квалификации может протекать: 1) в сознании субъекта квалификации, т. е. быть исключительно мыслительным процессом; 2) в деятельности субъекта квалификации. В этом случае речь идет о совершении субъектом ряда процессуальных действий — допросов, очных ставок, обысков и т. д., направленных на квалификацию содеянного как конкретного преступления, предусмотренного конкретной нормой (конкретными нормами УК). Очевидно, что квалификация как процесс сочетает в себе оба этих момента и осуществляется одновременно и на мыслительном, и на процедурном уровне.
Квалификация как результат означает итог мыслительной и процедурной деятельности субъекта квалификации, имеющий два выражения: 1) подкрепленное доказательствами убеждение субъекта квалификации в том, что в данном случае конкретное лицо совершило описанное в законе конкретное преступление; и 2) официальное закрепление этого убеждения в процессуальном документе, — фиксация выводного знания.
Квалификацию преступлений можно рассматривать еще в двух самостоятельных значениях: как конкретное правоприменение (и это, без сомнения, основное значение квалификации) и как область теоретических, научных знаний о процессе уголовно-правовой оценки преступных деяний, входящую в уголовно-правовую науку.
Виды и субъекты квалификации преступлений. В науке выделяют два основных вида квалификации в зависимости от субъекта, который ее осуществляет: официальная и неофициальная квалификация. Они тоже подразделяются на виды.
Под официальной квалификацией следует понимать квалификацию преступлений, даваемых органами дознания, следствия и суда. Эта квалификация является юридически значимой, поскольку находит отражение в процессуальных юридических документах и порождает юридические последствия. Она всегда касается конкретного уголовного дела, в отличие от квалификации неофициальной, которая может относиться к определенной группе преступлений, например, к убийствам, изнасилованиям, бандитизму и т. д. Соответственно субъектами официальной квалификации (легальные субъекты) выступают государственные органы, наделенные правом на возбуждение уголовного дела, уголовное преследование, рассмотрение уголовного дела в суде. Они определены в уголовно-процессуальном законодательстве. От имени субъектов официальной квалификации действуют их должностные лица.
Официальная квалификация может быть предварительной и окончательной в зависимости от того, требует ли дальнейшего юридического подтверждения данная субъектом оценка содеянного. Предварительная квалификация дается органами дознания и предварительного расследования; часто она должна быть юридически закреплена еще и в судебном решении. Окончательную квалификацию формулирует, как правило, суд. Однако в некоторых случаях окончательную квалификацию могут давать и органы дознания и предварительного следствия (например, при прекращении уголовного дела в связи со смертью лица, в отношении которого оно возбуждено).
Неофициальная квалификация — это квалификация, которая производится иными субъектами, не легальными. Неофициальная квалификация лишена юридического значения и не влечет юридических последствий. Однако в зависимости от ее вида она иногда принимается во внимание легальным субъектом.
Неофициальная квалификация в зависимости от субъекта подразделяется на три вида: доктринальную, судебную и обыденную.
Авторами доктринальной квалификации являются ученые; она содержится в различной научной, учебной, учебно-методической литературе по уголовному праву: в статьях, учебниках и учебных пособиях, в комментариях к уголовному кодексу, в монографиях и т. д. Учеными на основе решений практики по конкретным уголовным делам создаются научные алгоритмы квалификации, которые применяются легальным субъектом квалификации при ее осуществлении. Доктринальная квалификация, таким образом, представляет собой научно и практически обоснованные рекомендации по квалификации встречающихся в жизни типичных проявлений общественно опасного поведения, признаваемого преступным.
Судебная неофициальная квалификация осуществляется Пленумом Верховного Суда РФ в постановлениях по отдельным категориям уголовных дел. Примерами этого вида квалификации могут служить постановления от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» и др. Пленум Верховного Суда формулирует в своих постановлениях разъяснения по квалификации, направленные на формирование единообразной практики применения некоторых разновидностей уголовно-правовых норм.
Наконец, обыденная квалификация — это оценка того или иного реально совершенного деяния обыкновенными людьми, не наделенными полномочиями и (или) не обладающими навыками по юридической оценке содеянного. Такой квалификацией может быть квалификация, предлагаемая средствами массовой информации, общественными организациями, конкретными гражданами, заинтересованными, например, в деле, и т. д. Неофициальная квалификация может иногда приниматься во внимание, например, при проведении оперативно-розыскных мероприятий и т. д.
Основания квалификации преступлений. Поскольку сама квалификация есть оценка происшедшего в действительности с точки зрения уголовного закона, в ней выделяют два взаимосвязанных основания, которые и порождают квалификацию: фактическое и юридическое основания.
Фактическое основание квалификации преступлений заключается в совершении лицом деяния, содержащего признаки преступления. Это — отправной момент для квалификации, порождающий саму ее возможность и необходимость.
Юридическим основанием квалификации преступлений признается наличие в уголовном законе состава преступления, который может быть применен к данному конкретному казусу, конкретной жизненной ситуации.
Фактическое и юридическое основания квалификации преступлений вместе выступают основанием уголовной ответственности, под которым, согласно ст. 8 УК, понимается «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».
Правильная квалификация преступления зависит от того, во-первых, насколько точно и полно установлены фактические обстоятельства дела, и, во-вторых, от того, насколько верно понят и истолкован уголовный закон1. Ошибки в уяснении содержания уголовно-правовой нормы или недостаточное установление картины происшедшего обязательно негативно отразятся на квалификации преступления. Поэтому наукой выработаны правила установления фактического и юридического основания квалификации.
Уяснение фактических обстоятельств дела. Оно производится в полном соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Очевидно, что явление действительности, к каковым относится и конкретное преступление, обладает множеством существенных, менее существенных и несущественных признаков и характеристик. Для квалификации имеют значение только те признаки, которые могут быть отнесены к существенным и которые в уголовном процессе определяют как составляющие предмет доказывания по уголовному делу. Как правило, это такие обстоятельства реального события, которые имеют отношение к характеристике его как преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой, а именно к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне преступного посягательства.
Следует отметить, что правила установления фактических обстоятельств преступления подробно изучаются не столько уголовным правом, сколько другими правовыми и научными отраслями так называемого криминального цикла: уголовным процессом и криминалистикой. Уголовное право формулирует только одно правило квалификации, касающееся ее фактического основания: по конкретному делу должен быть установлен тот круг фактических обстоятельств, который является необходимым и достаточным для осуществления квалификации. Разумеется, все обстоятельства должны быть установлены точно, полно и верно.
Уяснение содержания уголовного закона означает осознание субъектом квалификации его истинного смысла, истолкование его в полном соответствии с буквой и духом законодательного акта — Уголовного кодекса. Оно, конечно, не происходит одномоментно, а только тогда, когда требуется осуществление правовой оценки конкретной разновидности общественно опасного поведения. Уяснению содержания уголовного закона учат в процессе получения представителем официального субъекта квалификации юридического образования, при изучении уголовного права. Уяснением истинного содержания той или иной уголовно-правовой нормы указанное лицо занимается постоянно, в процессе своей профессиональной деятельности. Однако в момент квалификации обращение к смыслу уголовного закона и его конкретной нормы особенно важно для того, чтобы квалификация была осуществлена правильно.
Главное правило здесь заключается в следующем уголовно-правовом парадоксе: для уяснения содержания состава преступления, который может быть применен в этом конкретном случае, недостаточно познания только его содержания, изложенного в конкретной статье уголовного закона, а требуется знание всего уголовного законодательства. Такое знание необходимо потому, что, во-первых, без него невозможно определение самого такого состава; во-вторых, потому, что многие составы в уголовном законе перекликаются по многим признакам; в-третьих, далеко не все элементы состава преступления описаны законодателем в одной статье уголовного закона, более того, как правило, этого не бывает: за рамки вынесены, например, характеристики субъекта и т. д.; в-четвертых, в Общей части уголовного закона регламентированы многие положения, которые могут существенно повлиять на квалификацию, например, обстоятельства, исключающие преступность деяния, и т. д.
Но опираясь даже на весь текст самого закона, уяснить его содержание невозможно, поскольку помимо текста уголовного закона для его уяснения надо знать:
1)законодательство других правовых отраслей — по бланкетным диспозициям статей уголовного законодательства. Так, например, уяснить содержание, подавляющего большинства составов преступлений в сфере экономической деятельности без обращения к гражданскому, банковскому, валютному, таможенному, налоговому и другому законодательству нельзя. Точно так же понять содержание составов экологических преступлений можно, только зная само экологическое законодательство;
2)научно-практические комментарии текста уголовного закона, дающие разъяснение смысла уголовно-правовых норм;
3)разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, а иногда и действующие еще разъяснения Пленумов Верховных Судов РСФСР и СССР, например, постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» или постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 4 мая 1990 г. с последними изменениями и дополнениями «О судебной практике по делам о вымогательстве»;
4)практику применения уголовно-правовых норм, которая, например, публикуется в Бюллетене Верховного Суда РФ, и другие обстоятельства.
Значение квалификации преступлений может быть рассмотрено в нескольких самостоятельных аспектах.
Значение квалификации преступлений для реализации уголовно-правовых норм. Задачи, стоящие перед уголовным законодательством, могут быть выполнены только через применение уголовного закона. Оно, в свою очередь, может быть осуществлено посредством уголовно-правовой оценки встречающегося на практике общественно опасного поведения, признаваемого преступным, т. е. посредством квалификации.
Произведенная и юридически закрепленная квалификация дает основания для применения к виновному лицу уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера. В этом состоит значение квалификации для наступления юридических последствий совершения лицом преступного деяния.
Юридически закрепленная квалификация преступлений служит отправным пунктом для возникновения и реализации иных, кроме уголовных, правовых отношений, прежде всего, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных. Уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство начинают применяться, если состоялась уголовно-правовая квалификация содеянного, хотя бы и предварительная (это замечание относится, разумеется, к процессуальным отношениям).
Наконец, верная квалификация преступлений имеет значение для познания истинной картины преступности в стране, и, следовательно, для установления причин и условий преступности различных видов и разработки эффективных мер противодействия.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 1130;