Методика проведения
Руки расположите следующим образом: II и III пальцы правой руки на наиболее удаленной от тестируемого шва области. II и III пальцы левой руки V-образно вдоль исследуемого шва. Пальцами правой руки произведите легкое нажатие. Через несколько секунд ритмический импульс (более медленный, чем пульс) ощутят пальцы левой руки, слегка прижимающие поверхность кожи. Такое перемещение энергии в нормальном сочленении даст свободное движение обеих костей (будто волны свободно катятся по гладкому песчаному берегу); в поврежденном сочленении, из-за патологических изменений в тканях, пальцы ощутят определенное препятствие свободному перемещению импульса, приблизительно пропорциональное по интенсивности степени патологического процесса (I – колебания волны, встретившей незначительное препятствие, II – беспокойство стихии "скалистого берега")
Поскольку такой ответ усиливается с увеличением дистанции – необходимо использовать контралатеральные полюса, проходящие через срединную линию черепа, в том числе крестец и ступни ног.
Одна сторона крестца или одна таранная кость, находящаяся в дорзальной флексии, могут быть использованы для противоположных областей черепа. Центр крестца или обе таранные кости, находящиеся в дорзальной флексии, могут быть использованы для тестирования центральных структур черепа. Крик ребенка или глубокое дыхание взрослого пациента помогут вам.
Например, при исследовании одной половины венечного шва воспринимающие пальцы будут двигаться от bregma к pterion, а основные пальцы от inion к asterion.
В. Заключение.
В пальпаторной диагностике объема допустимого движения флюктуация является продолжением начатого движения, осуществляемого краниосакральным механизмом в заданном ему направлении при отсутствии ограничения.
В пальпационной диагностике изменений флюктуации спинномозговой жидкости энергия специфически направляется от одной точки на черепе к другой с целью выявления ограничений ее: свободному происхождению, в частности при посттравматических изменениях в тканях на молекулярном уровне.
Оба метода используются для определения суставной подвижности черепа.
ГЛАВА V
ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ
I. Цель лечения
Остопатические методы лечения направлены на коррекцию структурных изменений в организме и улучшение его функций. Нарушения биомеханики становятся причинами подавляющего большинства заболеваний и зачастую более значимы для пациента, чем химические.
Структурные повреждения имеют под собой неврогенную основу. Паттерн болезни многообразен и зависит от ряда факторов, как-то: общее состояние пациента, характер поражаемой ткани, патологического процесса и т.д. Но существует и более общий фактор, способствующий проявлению реакции организма на заболевание – сила тяжести, воздействующая на человека в вертикальном положении. Она действует непрерывно, вызывая постуральный фактор стресса, иными словами соматический компонент заболеваний, являющийся общим для многих болезней. По словам Голтвейта. "Раннее выявление и коррекция условий, ведущих к болезни – главная задача современной медицины". Но, как правило, этим пренебрегают до момента возникновения болезни.
Постуральный фактор стресса называют "неврологической линзой", которая способствует развитию раздражения, фокусирует и увеличивает его в пораженной области нервной системы. Поскольку ЦНС играет главную роль в поддержании общего состояния организма и обеспечении защитной функции, лечение, направленное на устранение соматического компонента способствующего развитию болезни, может улучшить структуру, а следовательно и химический состав организма, что доказано и лабораторно, и клинически.
Устранение соматического компонента болезни в краниосакральной системе ведет к нормализации первичного респираторного механизма. Цель краниотерапии может быть определена в следующем:
А. Нормализация функции нервов.
Нервные волокна находятся постоянно, под воздействием различных раздражителей, таких, как нарушение флюктуации спинномозговой жидкости, напряжение твердых мозговых оболочек, повреждение костных структур, застойные явления в венозной и лимфатической системах и т.п. Такие явления в большой степени опасны для периферической, в частности, симпатической, нервной системы. Нервные ганглии наиболее уязвимы для воздействия гипоксии, гиперкапнии, ощелачивания организма.
Любое механическое воздействие вызывает локальное поражение тканей и раздражение нервных волокон, приводя последние в состояние подпорогового возбуждения, снижая порог возбуждения и сокращая физиологический запас (промежуток между состоянием покоя и максимальной активности) Таким образом, при попадании организма в условия повышенной нагрузки, вероятность того, что данный нерв станет решающим фактором в развитии патологического процесса в зоне его иннервации, повышается.
Б. Противодействие факторам стресса.
Биохимические, биомеханические и биоэлектрические нарушения ведут к проявлению определенных стресс-факторов. Альварез установил, что нуклеарный контроль гипоталямуса над железами внутренней секреции и нервами настолько всеобъемлющ, что позволяет органам спокойно функционировать. Если такой контроль недостаточен или вовсе отсутствует, любое патологическое воздействие может нарушить функции организма. Клинически такая уязвимость высших мозговых центров проявляется в виде эмоциональной лабильности, конфликтности, повышенной утомляемости. Согласно теории Селея, первоначальная реакция организма стимулирует защитные функции тканей в виде выработки различных гормонов, уменьшающих "износ" ткани. Краниотерапия устраняет мышечное напряжение, облегчает передачу нервных импульсов по рецепторам, снижая центростремительную проводимость и уменьшая эмоциональное напряжение пациента, нормализует работу желез внутренней секреции, поддерживая постоянство внутренней среды организма и обеспечивая защитную функцию последнего от патологических воздействий.
В. Устранение застойных явлений.
Головной мозг человека составляет 2% от массы тела, получая 17-34% всей циркулирующей крови. Артерии Вилизьева круга имеют четкие зоны кровоснабжения (доказано при помощи радиоизотопных методов исследования), что обеспечивает уязвимость каждой отдельно взятой области. Кровоснабжение головного мозга зависит от 2-х факторов: артериального давления, передаваемого от сердца по толстостенным сосудам и резистенции сосудов мозга к факторам, затрудняющим венозный отток. Венозная система в области черепа имеет ряд анатомических особенностей, определяющих ее уязвимость: отсутствие мышечных элементов в стенках венозных синусов, образование угла верхним сагиттальным синусом, зависимость формы синусов от напряжения твердой мозговой оболочки, расположение латеральных синусов в областях соприкосновения нескольких костей (например, затылочной, теменной и височной), зависимость каменистого синуса от подвижности яремного отверстия (ограничение подвижности последнего ведет к расширению кавернозного синуса и сдавливанию проходящих через него. III, IV и первой ветви V и VI ЧМН, глазничной вены), наличие всего двух яремных отверстий, через которые осуществляется отток 95% венозной крови, замедление которого может явиться одной из наиболее важных причин развития патологии ЦНС.
Г. Нормализация флюктуации спинномозговой жидкости.
Свободная циркуляция жидкости зависит от подвижности головного и спинного мозга, движения мембран, подвижности костных структур, а также состояния мышц, включая диафрагму. Нарушение функции одного компонента неизбежно приведет к искажению паттерна флюктуации спинномозговой жидкости, снижению обменных процессов в организме, накоплению продуктов обмена веществ, развитию локального патологического процесса в клетках и заболеванию в конечном счете.
Д. Устранение мембранного напряжения.
Твердые мозговые оболочки в нормальном состоянии туго натянуты и находятся в равновесии, которое может быть нарушено вследствие изменения положения костей, к которым они прикрепляются. Различного рода нарушения возникают обычно в перинатальном периоде, проявляясь только ограничением подвижности краниальных структур. Примером локального поражения может быть напряжение каменистоосновной связки (вентральные края намета мозжечка), передаваемое на один или более нервов, иннервирующих наружные мышцы глаза.
Е. Устранение краниальных суставных повреждений.
Все внутрикраниальные мягкие ткани – мембраны, венозные синусы, спинномозговая жидкость, гипофиз, мозг, мозжечок и т.д. – имеют определенную степень подвижности, зависящую от подвижности костных структур. Поражение любого краниального сочленения может и должно вызвать ту же локальную патологию, порождаемую спинальными нарушениями. Поражение краниальных сочленений клинически проявляется болезненностью вдоль линии шва, гиперестезией прилегающих тканей, изменением контуров шва и т.д. Адекватное и эффективное воздействие восстанавливает функции, устраняя симптомы нарушения.
Ж. Изменение структурного паттерна.
Следует подчеркнуть, что краниотерапия не устанавливает определенных схем лечения. Организм является единой системой и она определяет терапевтичский подход. Краниосакральный механизм находится под действием силы тяжести и ей противопоставлены длинные мышечные и фасциальные рычаги, которые в свою очередь влияют на твердые мозговые оболочки позвоночника и черепа. При повреждении какой-либо одной части весь организм в процессе приспособления приобретает иную, только ему присущую "норму". Тело поддерживается тазовой частью, но "подвешено" по отношению к основанию черепа. С одной стороны хроническое постуральное напряжение является главным фактором в сохранении или возобновлении краниальной патологии, а с другой "виновный" краниальный механизм, часто существующий с рождения, видоизменяет все нижерасположенные структуры, что может проявиться сколиозом, тазовыми дисторзиями, дисфункциями внутренних органов, иннервируемых блуждающими нервами и т.п.
В этой монографии внимание уделяется, в основном, краниальному аспекту проблемы, но это не значит, что остальной частью организма можно пренебречь.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 482;