Арабская модель менеджмента

Арабскаямодель менеджмента отражает клановостьв следующих проявлениях: родственные связи в организации; оценка человека, а не его работы; клановый подход в построении структур управления; продвижение в зависимости от доверия и уважения со стороны руководителя; ориентация при отборе кадров на родственные отношения; стиль управления, ориентированный на «своих»; зависимость размера оплаты труда от лояльности работника своему руководителю; недоверие к «чужим» независимо от их профессиональных качеств.

Арабские страны занимают значительную часть современного мирового пространства - это государства Северной Африки (Алжир, Марокко, Ливия, Египет -так называемый Магриб) и Ближнего Востока (все страны, кроме Турции и Израиля, - так называемый Машрик).

Роль арабских стран в мировой экономике определяется прежде всего значительными ресурсами углеводородного сырья и стратегически важным географическим положением. На государства данного региона приходится около 2/з мировых разведанных запасов нефти (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Ливия) и природного газа (Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия).

Добыча нефти играет существенную роль в экономике стран региона. Модель развития арабских стран Персидского залива позволила существенно повысить эффективность национального хозяйства за счет включенности в мировую экономику (первоначально через экспорт нефти, а затем через подключение с помощью «нефтедолларов» к мировой финансовой системе).

Несмотря на то что в последнее время все большее внимание уделяется развитию частного сектора, значительную роль в арабской модели менеджмента играет государство. Создаются благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и развития частных компаний, стимулируется диверсификация экономики.

Существенную роль в экономике арабских стран играет иностранный капитал, который поначалу направлялся преимущественно в добывающие отрасли (нефтяную и газовую), а впоследствии и в другие секторы хозяйства.

С развитием экономики страны региона стали все чаще играть роль экспортеров капитала за пределы региона, преимущественно в ссудной форме.

В большинстве мусульманских стран религия оказывает определяющее влияние на общественное поведение, политику, бизнес. Ритуальная природа поведения в трудовой деятельности в арабском менеджменте - возможно, одно из наиболее удивительных явлений для представителя западной цивилизации.

Ислам является базовой основой построения хозяйственной жизни. В частности, большинство экономических принципов ислама поддерживает свободное предпринимательство и зарабатывание законной прибыли путем торговли. Также поддерживается защита права частной собственности, но при этом утверждается, что все богатства и собственность принадлежат Богу. В этом смысле владельцы собственности считаются как бы попечителями, получающими доход от нее, а не владельцами в западном значении это го слова. Важно, что владельцев собственности наставляют использовать ее правильно, социально полезным и предусмотрительным путем, что в целом отражает регулирование исламом принципов социальной ответственности.

Арабская система управления не приемлет тех, кто получает выгоду посредством эксплуатации других. Во взгляде на мир стержневой является установка, что человек - часть коллектива, в котором богатый и успешный должен нести обязательства помогать бедным и неуспешным.

Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства: мусульман друг перед другом, всех перед законом и правосудием, мужчин и женщин перед Богом; социальной ответственности каждого; призывает заботиться о себе и своих ближних, обществе, Боге.

Два основных постулата данной концепции управления - это рыба(запрет ссудного процента) и закят(долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).

В контексте теории фирмы в рамках арабской экономики целью человека является достижение материальных и духовных благ. Исламский производитель, так же как и исламский потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали.

В основе теории фирмы и производства в арабском менеджменте лежат следующие этические правила:

· максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов (маслаха);

· цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом (например, легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствуют критерию скромности и сдержанности, сельское хозяйство - заниматься свиноводством);

· справедливая форма распределения дохода с акцентом на особом налоге (закят и благотворительность);

· двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний - со стороны уполномоченных органов;

· запрещение нанесения вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь.

Основными принципами бизнеса в арабской экономике являются: мушарака, мудараба, бей-салям, истисна и другие виды, свободные от ограничений рыбы, гарара и мейсира.

Права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.

В арабском бизнесе существуют четыре разновидности партнерства:

инан муфавада, вуджух и амалъ.

Инан- это сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании. Доход делится сообразно участию и в том, и в другом, а убытки - в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан является обществом с ограниченной ответственностью. Оно включает в себя лиц, вложивших в общее дело разный по сумме капитал и несущих различную ответственность. Соответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговаривается в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность.

Муфавада- долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме представляет собой общество с неограниченной ответственностью, предусматривающей страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Члены этого товарищества имеют равные доли в капитале. Согласно договоренности получаемая в рамках муфавады прибыль делится поровну между всеми партнерами.

Вуджух- соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита.

Амаль- партнерство, основанное на совместном труде (как физическом, так и интеллектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают род деятельности и собственными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных усилий; прибыль делится на основе договоренности о вкладе каждого участника в общее дело.

В арабской экономике существует ряд ограничений. К запрещенным видам деловой активности относятся:

· ростовщичество;

· неопределенные сделки с повышенным риском;

· виды деятельности, не совместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами);

· традиционное коммерческое страхование;

· производство и торговля запрещенными товарами;

· установление монополии, а также сговор с целью установления цен на монопольный товар;

· нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению.

Если на Западе основной социальной единицей является индивидуум, то в мусульманской среде таковой признана семья (клан). На Западе статус человека определяется в основном его достижениями, а в арабском мире - сословной принадлежностью. На Западе в большинстве случаев менеджеры нацелены быть честными, но справедливыми; арабы стремятся быть не только справедливыми, но и гибкими. Запад верит в организации и общественные институты арабская культура предпочитает лидеров, ведомых Богом.

Запад в принципе является сторонником всего нового и передового; арабы стараются адаптироваться к современным условиям деятельности и формам поведения без нарушения традиций, которые они ценят прежде всего.

В западном бизнесе для продвижения деловых проектов используются в основном официальные каналы, в арабской среде для этого прибегают к личным связям. На переговорах представители Запада стараются найти логические доводы, в то время как арабы прибегают к личностным аргументам, призывам и настойчивым увещеваниям.

Исполнители-арабы постоянно ждут похвалы в случае хорошо проделанной ими работы, тогда как на Западе работники зачастую бывают довольны уже тем, что не лишились ее. Арабы гораздо более болезненно реагируют на критику, нежели жители Запада, и практически не используют самокритику.

В общих чертах, представители арабской системы управления обязательны, аккуратны и восприимчивы к контактам с международными партнерами при условии, что их поведение не нарушает принципов исламской этики. Фирмы, которые воспринимаются как получающие несправедливую выгоду посредством эксплуатации других, обмана или нарушения договорных обязательств, не могут рассчитывать на успех в контактах с арабскими менеджерами. Главными качествами, присущими менеджеру, работающему в арабской культурной среде, должны быть глубокое знание исламской традиции, кросскультурная толерантность, коммуникабельность и гибкость.

 








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 17463;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.