Ранние учения об управлении
Важной характеристикой мышления раннего Средневековья являлась его религиозность, которая предполагала познание явлений окружающей действительности с позиции религии, в частности христианства. На это обстоятельство указывали немецкие философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895):
«Мировоззрение Средних веков было по преимуществу теологическим. Европейский мир, фактически лишенный внутреннего единства, был объединен христианством против общего внешнего врага, сарацин. Единство западноевропейского мира, представляющего группу народов, развитие которых совершалось и постоянном взаимодействии, было осуществлено католицизмом. Это теологическое объединение было не только идеальным. Оно в действительности существовало не только в лице папы, своего монархического центра, но, прежде всего, в организованной на феодальных и иерархических началах церкви, которая в каждой стране владела приблизительно третьей частью всей земли и составляла поэтому крупную силу в феодальной организации. Церковь с ее феодальным землевладением служила реальной связью между различными странами; феодальная организация церкви освящала религией светский феодальный государственный строй. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юрисдикция, естествознание, философия - все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви».
Установление феодального строя происходило при поддержке римского и византийского духовенства, с опорой на христианское вероучение. И это важно для понимания средневековой системы отношений, в том числе отношений управления, складывавшихся на всех уровнях социальной иерархии. Среди теологов и философов Средневековья наиболее яркими были Пьер Абеляр (1079-1142), воспитанники Доминиканского монастыря Альберт Великий (ок. 1193-1280) и Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), Роджер Бэкон (ок. 1214-1294). Особая роль в разработке проблем церковного и государственного управления принадлежит Фоме Аквинскому и Роджеру Бэкону.
В своих трактатах Фома Аквинский развил учение Аристотеля о законах и определил те из них, на которых основывается мировой порядок, в том числе жизнедеятельность общества и управление им. При рассмотрении классификации форм государства (монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, молития), предложенной Аристотелем, Фома Аквинский акцентировал внимание на монархии, которую считал наиболее приемлемой формой правления. Отдавая предпочтение монархии, Фома Аквинский отмечал, что светская власть распространяет свое влияние над людьми, но не над их душами. Воздействовать па человеческие души - это прерогатива высшего духовенства, поскольку римские первосвященники представители Бога на земле. Они управляют жизнедеятельностью общества, вверяя монархам права на власть через коронование и провозглашение их правителями, поэтому между коронованными особами и римскими папами должно существовать единство и согласие и монархам следует свои действия в области управления согласовывать со святым престолом.
Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214- 1292) в научных работах обличал феодальное устройство общества, осуждал его пороки и одновременно подвергал критике святой престол, куда, по его мнению, проникли ложь, обман, стяжательство и развращенность. Он выступал за сильную и справедливую власть папы и государя в целях нравственного очищения церкви и общества. Его основной работой является «Большое сочинение» («Opus majus»).
Бэкон признавал власть человека над природой и предлагал рассматривать власть в качестве универсальной категории, прилагаемой к любым видам человеческой жизнедеятельности. Примечательно, что в те годы на территории Северной Италии возникло первое промышленное производство, и хотя в эпоху феодализма оно не получило распространения, это обстоятельство послужило подтверждением идеи Бэкона о возможностях человека в отношении природы.
Взгляды Фомы Аквинского и Роджера Бэкона на управляющую роль государства и церкви разделял Данте Алигьери.
В трактате «Монархия» Данте поставил три вопроса: первый - о необходимости монархии для благосостояния мира, второй - на основании какого права римский народ присвоил себе исполнение должности монарха (императорский Рим присвоил себе право всемирного господина. - Авт.), третий - «зависит ли авторитет монархии непосредственно от Бога или же он зависит от служителя Бога или его наместника». «Светская монархия, называемая обычно империей, есть единственная власть, стоящая над всеми властями во времени, и превыше того, что измеряется временем», - считал Данте. В поисках ответов на вопросы Данте размышлял с позиции христианства о необходимости и назначении государства (империи), о власти монарха как представителя преобразования, по мнению автора, могут быть реализованы властью монарха, иначе он служил бы лишь средством управления, В «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении монеты» Николай Орезмский указал на то, что перед монархом стоит задача защищать государство от подрыва его экономической стабильности.
Борьба городов с феодалами, на землях которых они располагались, за независимость и самоуправление открыла возможности не только развития рыночных отношений, но и образования интегрированных, централизованно управляемых форм ремесленного производства - цехов.
Формируя представления о системе производства и хозяйствования, управляемой на корпоративном уровне, цехи одновременно решали вопросы организации управления. По замечанию Ф. Энгельса, это были общины-марки по своему внутреннему устройству, но ориентированные не на определенную территорию, а на профессию, специализацию в области разделения труда. В основе такой организации управления лежало равноправное участие каждого члена всякого цеха в пользовании всеми привилегиями и правами. Воззрения членов цехов, их управленческая деятельность регулировались нормами морали, принятыми в экономической среде того времени. Разорение соседа путем конкуренции, обычное в условиях капитализма, считалось преступлением и решительно преследовалось. Цеховые уставы были полны предписаний, направленных против внутренней конкуренции. Запрещались разносная торговля, рекламирование товара, зазывание покупателей, использование более дешевого сырья, снижение издержек производства, его расширение сверх нормы, использование больше определенно го числа подмастерьев и учеников, ночная и воскресная работа. Цехи считали, что все экономические проблемы, актуальные для мастеров, можно разрешить с помощью хозяйственных регламентов. Поэтому предписания цеховых уставов затрагивали все стороны экономической жизни. Даже технология производства регулировалась ими.
В деятельности цехов проявляются такие функции, как организация, планирование, контроль, материально-техническое обеспечение, сбыт продукции, распределение доходов. При этом управленческая деятельность цехов выражалась в определенной структуре управления и регламентации ее функционирования.
В середине XVI в. возникла мануфактура (от лат. manus - рука, factum - изготовление) - капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Эта организация производства была более зрелой, ей предшествовала простая кооперация. Но и в мануфактуре, и в цехах было выделено в самостоятельную функцию управление произ- водством.
Цеховая организация управления трудовыми процессами (ремесленное производство) вызвала к жизни потребность в возрождении таких функций, как учет, анализ и собственно расчетное дело, без которых невозможно осуществление и торговли, и товарного производства. К XIV в. учет как вид деятельности стал достаточно широко применяться, обрел статус одной из главных функций управления. Тогда же зародилась профессия странствующих писцов, составлявших экономические отчеты за определенную плату. К XIV в. сформировались понятия «фирма как юридическое лицо» и «владелец предприятия как физическое лицо». Значительный вклад в развитие учетной, аналитической и контрольной функций внес итальянский математик Лука Пачоли.
В «Трактате о счетах и записях» Пачоли дал научное обоснование бухгалтерского дела, собственно технологии учета, его документационного обеспечения и сочетания в едином комплексе функций учета, анализа и контроля. Он подчеркивал: «Никто не в состоянии вести свои дела, если не захочет соблюдать должный порядок в записях».
В идеологии хозяйствования доминировала экономическая доктрина католицизма, которая в определенной мере была вынуждена считаться с новыми экономическими течениями. Значительное влияние на изменение роли церкви в государственном управлении оказали деятельность и творчество Мартина Лютера. В своих «95 тезисах» он критиковал церковные порядки, нею систему церковного управления от простого священника до Папы римского. Лютер выступал за отделение церкви от светской власти и переустройство всей церковной системы.
Идеи переустройства церковного правления нашли конкретное воплощение во взглядах и деятельности Жана Кальвина. Кальвин создал в Женеве новую церковь, в основу деятельности которой были положены демократически-республиканские принципы. Идеи Кальвина нашли широкую поддержку среди верующих и сложились в учение - кальвинизм. По сравнению с католицизмом кальвинизм и пуританство в своей экономической основе были намного более прогрессивны. В их системах ценностей трудовая деятельность, бережливость, накопление, добросовестность и профессионализм в работе, умение управлять хозяйством считались приоритетными. Тем самым кальвинизм сформировал идеологическую основу вызревающего капитализма.
Зарождение новых производственных отношений в Западной Европе послужило основанием для появления различных взглядов на переустройство общества, в которых отодвигались на второй план интересы феодалов, а вместе с ними и интересы католичества. Одним из первых идеологов складывавшихся буржуазных отношений был Никколо Макиавелли.
Научные труды Макиавелли оказали значительное воздействие на формирование буржуазной идеологии. Он выступал за республиканскую систему государственного правления, ставил в зависимость от нее право, законы и сильную королевскую власть, которая должна иметь не наемную, а национальную армию. Политику Макиавелли рассматривал как отдельную область деятельности, а религию - в качестве инструмента воздействия на людей. В наиболее известном сочинении Макиавелли «Государь» раскрываются способы создания сильного государства в условиях, когда в обществе еще не сложилась этическая культура. В этой работе изложен взгляд стороннего наблюдателя на политическую философию лидеров различных государств: начиная от влиятельных представителей богатейших семей Флоренции, правителей города до коронованных особ. Прообразом правителя в его произведении послужил Джованни Медичи. Макиавелли восхищался также Чезаре Борджа, который был известен жестокостью, коварством, мстительностью. У автора был собственный взгляд на характер и особенности правления сильных мира сего, их стиль поведения.
Суть рассуждений Н. Макиавелли можно свести к следующим положениям.
1. Государства различаются по видам (монархия, олигархия, республика), типам правления в зависимости от способа получения власти (наследственная, создаваемая сызнова, завоеванная), формам правления организации, определяемым полномочиями верховной власти (города- республики, церковные государства, империи).
2. Важными являются военное обеспечение государственной власти (войска страны, войска наемные (кондотьеры), войска союзные) и руководство государя войсками (организация войска, обучение военным наукам, навыки и умения командовать, поддержание боевой готовности).
3. Существенным является отношение к государю окружающих (хвалят или порицают).
4. В результате правления складывается образ государя (щедрый или бережливый, жестокий или милосердный, человек чести или коварный).
5. Государь может укрепить свою власть. Для этого он должен избегать ненависти и презрения; разрушать крепости и строить их; вооружать и разоружать народ, держать его в страхе и почтении; подбирать помощников под стать себе и избавляться от льстецов; быть фаталистом, надеясь на случай и доверяя фортуне.
Вопрос государственного управления занимал лучшие умы в период Средневековья. Интерес к нему проявили многие философы, естествоиспытатели, физики и математики. Каждый из них высказывал свою точку зрения, предлагая ориентироваться на пег при переустройстве общества. В это время возникли утопически» идеи. Понятие «утопия» ввел Томас Мор, озаглавив этим словом свое главное сочинение.
Мыслители того времени Томас Мор (1478-1535) и Томас Мюнцер (ок. 1490-1525) не только выступали против существовавшего строя, но, критикуя его, выдвигали идеи по обновлению социального устройства общества и указывали на необходимость изменения системы управления в государстве на всех уровнях. В книге «Утопия» Томас Мор разработал систему совершенно иного государственного управления, опирающуюся на принципы равенства, свободы и демократизм государственных институтов.
В своих воззрениях на реформирование и управление церковью и государством еще дальше пошел немецкий революционер Томас Мюнцер. Мюнцер выступал за новый государственный порядок, становление и осуществление новой власти в единой и неделимой Германской республике.
Близким по взглядам Т. Мору был Эразм Роттердамский ( 1469-1536). Их называли «духовными близнецами». Ученый-гуманист Эразм Роттердамский в своих трудах большое внимание уделял вопросам просвещения. Немалый интерес представляет его работа «Воспитание христианского государя» (1516). Рассматривая государство в качестве сильной, просвещенной гуманистической монархии с самоуправляющимися городскими сообществами, Эразм Роттердамский дал новое понимание государства под началом единовластного справедливого правителя.
Среди утопистов следует назвать имена таких ученых, как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Дени Верас д'Алле (1630-1700), Джеймс Гаррингтон (1611-1677), Жан Мелье (1664-1729). В плеяде этих мыслителей особое место занял Томмазо Кампанелла.
В книге Кампанеллы «Город Солнца» описано качественно новое общество, где нет несправедливости и социального неравенства. Построение системы управления в городе иерархично. Во главе его стоят священник и три соправителя. При этом священник наделен правами абсолютного монарха. Распределение функциональных задач между соправителями напоминает военизированное государство (например, Пруссию при Фридрихе Великом). В городе большое значение придается наукам и искусствам, каждым направлением руководит мудрец. Идея организации управления, предложенная Кампанеллой, напоминает взгляды Т. Мора. В задачи государственного управления Кампанелла включал организацию производства и распределения материальных благ, управление воспитанием, привлечение ученых и народа к управлению.
Сторонником абсолютизма и централизованного управления государством выступал французский мыслитель, правовед Жан Воден (1530- 1596). Свои взгляды на государственное управление он изложил в сочинении «Шесть книг о республике» (1576). Рассматривая общество в качестве совокупности многочисленных семей, Воден утверждал, что оно должно быть управляемо из единого центра сувереном власти, который обязан обеспечивать обществу нормальную жизнедеятельность. Но монарх и его система власти и управления должны быть ограничены законодательно, поскольку верховная власть не имеет божественного происхождения.
Развитие управленческой мысли, формирование новых взглядов на управление государством, церковью и другие виды управления в XI-XVI вв. отвечало потребностям времени, связанным с зарождением и становлением промышленного производства, способствовавшего нарастанию кризиса феодального общества и послужившего началом промышленного и социального переворота.
Учение меркантилизма сформировалось и получило свое развитие в Испании, Италии, Германии, Австрии, Польше, России, Англии, Франции. Государю и стране нужны деньги. Деньги составляют богатство. Их концентрированная форма - золото и серебро. И то и другое можно получить за товары. Для этого нужна торговля на внешних рынках. Однако без вмешательства, поддержки и управляющего воздействия государства внешняя и внутренняя торговля не могли процветать. Видными представителями меркантилизма считаются Уильям Стаффорд (1554-1612), Томас Мен (1571-1641) и Антуан Монкретьен (ок. 1575-1621), несомненной заслугой которых была разработка торгового баланса, системы денежных операций, инструментария экономических методов управления. А. Монкретьен первым ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Примером реализации на практике этих взглядов может служить деятельность контролера (министра) финансов Людовика XIV (1638-1715) Жана Батиста Кольбера (1619-1685).
Выдающимся экономистом, родоначальником политэкономии считается Уильям Петти (1623-1687). В работах «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» («Verbum Sapienti») (1665), «Разное о деньгах» (1682) Петти, рассмотрев экономические категории, определявшие экономическую основу функционирования государства, рассуждал о системе управления собственно государством и экономическими процессами, на которые оно активно воздействует. В сочинениях он анализировал элементы управления экономическими процессами в государстве. Петти затрагивал такие аспекты управления, как поощрение и наказание, нормы управляемости, церковное управление, правовой подход в управлении.
Учение физиократов возникло в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В отличие от меркантилистов физиократы (от греч. physis - природа и kratos - сила, власть, господство) считали, что источником богатства выступают земля и труд в сельском хозяйстве, но не внешняя торговля, хотя и отрицали значения последней. Видными представителями физиократов были Ричард Кантильон (1680-1734) - купец и финансист, Жан Клод Венсан де Гурнэ (1712-1759) - интендант торговли Франции (1751), Анн Робер Жак Тюрго (1727— 1781) - генеральный контролер (министр) финансов Франции (1774-1776), Себастьен Ле Претр де Вобан (1633-1707) - маршал Франции с 1703 г., Франсуа Кенэ (1694-1774).
К заслугам физиократов следует отнести их исследования и области управления, в том числе управления земельной собственностью, трудом, финансами. В своих работах они заложили основы понимания экономических методов управления (материальное поощрение, финансирование и ценообразование), а также их инструментария. В связи с этим доминанта властных полномочий, определявших методы управления как «убеждение и принуждение», обрела новое толкование - «экономическое и внеэкономическое принуждение».
Английский философ Фрэнсис Бэкон, будучи также государственным и политическим деятелем, уделил внимание в своих произведениях проблемам управления в таких важных сферах, как управление государством и управление наукой.
В частности, в работе «Опыты, или Наставления нравственные и политические» Ф. Бэкон изложил концепцию управления государством. Король (монарх) - верховный правитель, его опора - парламент. Высшую знать надлежит держать на определенном расстоянии от управления государством. Однако наиболее талантливых и одаренных представителей высшего сословия король может привлекать к участию в управлении. Низшее дворянство и духовенство не должно значительно возрастать в своей массе. В противном случае они влияют на уменьшение власти короля, его влияния на народ. Власть в государстве должна быть подкреплена законодательно. Жизнедеятельность государства должна обеспечиваться благодаря развитию производственных отраслей и торговли.
Известная концепция «общественного договора» разработана Жан Жак Руссо (1712-1778). Уже в наброске работы «Об общественном договоре, или Опыт о форме республики» Ж.Ж. Руссо подчеркивал, что он не рассматривает управление государственным организмом, а исследует его устройство. В данном случае речь идет о функциях. Устройство государства является статической характеристикой управления. В этой связи важно понимание Руссо структуры государственного управления, тех органов, которые осуществляют функционирование системы управления государством. Но в разных разделах этого сочинения Руссо в той или иной мере рассматривал собственно управление как функцию. В одном случае привел сравнение управления в государстве и семье, в другом - управление суверена и народ. Согласно Руссо, суть «общественного договора» заключается в передаче своих прав, в том числе и на управление, в пользу всего общества и его органа - государства.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) и другие философы в своих сочинениях затрагивали вопросы государственного управления, его характерные черты и особенности, расширяя тем самым знания об управлении. Так постепенно, в течение веков были выработаны основы теории государственного управления.
В трудах мыслителей XVII-XVIII вв. не только рассматривались политические вопросы управления, но и исследовались его экономические аспекты. Наиболее полно проблемы труда и производства в XVIII в. представлены в книге шотландского философа и экономиста Адама Смита (1723-1790) «Исследование о природе и причинах богатства народов». В русском переводе работа А. Смита вышла в начале XIX в. Книга Смита получила широкое признание. Это было новое слово в экономических воззрениях на природу развивающегося капиталистического общества. В этой связи исследование Смита послужило формированию классической школы политической экономии. О его учении писали отечественные и западные специалисты, среди них Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Леннон. Рассматривая труд как производительную силу и ее качественные характеристики (мастерство, ловкость, сообразительность работников), Смит уже в первой главе своей книги предложил такое понятие, как «специализация» (разделение труда). При этом он привел пример булавочного ремесла, т. е. процесса изготовления булавок, разложив его «приблизительно на восемнадцать отдельных операций». Сравнивая технологический цикл производства в условиях узкой специализации и ремесленного их изготовления, Смит сделал вывод о приоритете разделения труда, которое ведет к более высокой производительности. Он отмечал: «Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда». Специализация, по мнению А. Смита, обеспечивается тремя факторами:
1) высоким мастерством каждого работника, доводящего до совершенства свои действия по выполнению трудовых операций;
2) сокращением затрат времени при переходе от одной операции к другой;
3) привлечением к выполняемым производственным операциям различного рода приспособлений, устройств и механизмов, способствующих облегчению труда одного работника.
Существенный вклад в формирование науки управления внес английский философ, социолог, юрист и экономист Иеремия Бентам (1748- 1832). Его считают основоположником этики утилитаризма (от лат. Utilitas польза, выгода), которая включает и себя: 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. В своих работах «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789),
«Теория наказаний и наград» (1811), «Деонтология, или Наука о морали» (1834) Бентам затрагивает широкий круг проблем морали и этики с точки зрения их воздействия на формирование общественного сознания и использования как инструмента управления. В работе «Введение в основания нравственности и законодательства» рассматривается такая категория теории управления, как мотив. «Под мотивом, - писал Бентам, - понимается все, что может содействовать происхождению какого-либо действия или даже его предотвращения». Исследуя данный термин в различных значениях, Бентам выделил его из обыденного употребления и дал ему научную трактовку как инструмента управления: «Мотив, строго говоря, означает то, что предрасполагает объект к действию». При этом Бентам выделил внутреннюю и внешнюю стороны собственно побуждения (мотива). Это ожидание какого-либо события, способного побудить человека к действию, и свершившееся событие, требующее соответствующего поступка человека. Бентам дал этическую характеристику термина «мотив» и подчеркивал его позитивную и негативную направленность, которая оценивается по результатам воздействия данных характеристик: «Хороши бывают они по причине их стремления производить удовольствие и отвращать страдание, дурны - по причине их стремления производить страдание или отвращать удовольствие». Исследование Бентамом понятия «мотив» позволяет сделать вывод о приоритете автора не только по введению данного термина в научный оборот, но и по его применению в качестве инструмента управления.
Выдающийся представитель экономической науки Давид Рикардо (1772-1823), исследуя экономические процессы рынка и капиталистического производства, уделил внимание и проблемам управления. По характеру своей деятельности (он участвовал в (биржевых сделках) Рикардо имел возможность изнутри наблюдать, осмысливать и изучать экономический механизм рыночных отношений. Защищая интересы промышленников, «Рикардо дал в своих произведениях развернутую формулировку экономической программы английской буржуазии». Это послужило основой разработанной им экономической еории. В своем главном произведении «Начала политической экономии и налогового обложения» Рикардо рассматривал экономические инструменты (налоги, заработную плату, цены, прибыль) как средства экономических методов управления. Он четко видел в рыночных отношениях доминирующую роль производства. В этой связи Рикардо рассматривал элементы производства товаров и их реализации в едином комплексе и процессе, что в конечном счете предполагает управление.
Вопросы управления производством нашли отражение и «Трактате политической экономии» французского ученого Жана Батиста Сея (1767- 1832). Современник Д. Рикардо, Ж.Б. Сей занимался исследованием экономических процессов формирующегося капитализма, защищал интересы промышленников. Сей рассматривал процессы управления в масштабах экономики страны. Его исследования, касающиеся действия экономического механизма, были обращены на более высокий уровень и не носили абстрактного характера. В «Трактате политической экономии» Сей обратил внимание на функции производства, операции, общие для всех отраслей промышленности, использование машин, сбыт продукции. Как и у других экономистов, в работах Сея затрагивались вопросы управления, хотя они и не были основным предметом исследований.
Среди экономистов XIX в. француз Фредерик Бастиа (1801-1850) в своих работах «Экономические софизмы» и «Экономические гармонии» ближе остальных подошел к проблемам управления. Бастиа указал все те направления жизнедеятельности государства, которые могут быть реализованы не сами по себе, а только благодаря воле верховного правителя и правительства.
Экономисты затрагивали идеи управления в своих работах, но непосредственно их разработкой не занимались, однако управление в качестве особого вида деятельности, пусть неочевидно, присутствовало в их исследованиях. Ведь в противном случае экономические взгляды, концепции и теории были бы абстрактны, едва ли могли быть применены в практике хозяйствования.
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) не остался в стороне от размышлений над экономическими категориями, такими как стоимость, деньги, хозяйственная жизнь, потребности, рыночные отношения, труд, товарное производство. В «Йенской реальной философии», «Системе нравственности», «Философии права» Гегель подвел философскую основу понимания экономических категорий не только как элементов экономической науки, но и как инструментария экономических методов управления.
С развитием промышленного производства в Европе происходили изменения и в науке. Вопросы собственно управления государством отошли на задний план, на переднем плане оказались исследования управления не только хозяйственной, но и производственной деятельностью. Феодальный строй сдерживал развитие новых производительных сил. Однако пришедший к власти во Франции Наполеон Бонапарт содействовал изменению устоев традиционного общества и способствовал развитию промышленности.
Значительный вклад в область знаний об управлении внесли такие философы, как Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858). Расцвет их творчества пришелся на первую половину XIX в. Их принято считать утопистами. В действительности их идеи нашли широкое воплощение в управлении производством. В связи с тем, что промышленный переворот, начавшийся во второй половине XVIII в., достиг своего апогея, возникали и получали развитие новые идеи и взгляды на управление производством и его компоненты с учетом необходимости решения социальных проблем трудящихся на заводах и фабриках.
Идеи утопистов были рассмотрены и проанализированы известными учеными-экономистами, среди которых следует назвать К. Маркса (1818- 1883). Именно он определил суть и необходимость управления как важнейшей функции человеческой деятельности. Его положение о необходимости управления коллективным трудом отдельных производителей, объединенных в ассоциации, заложило методическую основу разделения понимания и толкования организации и управления как важнейших видов деятельности и функций руководителей. Существенный вклад в развитие управленческих знаний внесли такие ученые, как Дэвид Юм (1711-1776), Джеймс Денем Стюарт (1712-1780), Джон Стюарт Милль (1806-1873), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), Чарльз Бэббидж (1792- 1871)Они не разрабатывали собственно теорию управления, но ими были исследованы различные аспекты управления.
Все это в совокупности определило накопление знаний, вошедших в сокровищницу науки управления.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1445;