Религиозные, философские учения и управленческая мысль
Становление и развитие управленческой мысли в последующие периоды происходили во многом в контексте религиозного сознания. Философское осмысление религиозных учений способствовало выработке различных религиозно-философских концепций, положения которых нашли отражение и в области управления. Наиболее ярко такая связь проявилась после ухода с исторической сцены античности и с наступлением новой эры.
Религия как мировоззрение, мироощущение, предписывающее определенный тип поведения и специфические действия, прошла в своем развитии путь от простейших племенных до наднациональных форм - мировых религий буддизма, христианства и ислама (магометанства). Основоположниками этих религиозно - философских учений были Будда (VI в. до н. э.), Иисус Христос (I в. н. э.) и Мухаммед (V-VI вв.).
Каждая из этих религий, распространившись среди населения земного шара, повлияла на формирование духовного облика верующих. В возникших религиозных общинах (буддийских, христианских, магометанских) сложились свои системы взглядов на окружающую действительность, в них были выработаны определенные способы ее познания. Религиозные учения легли в основу различных религиозно-философских концепций.
В философии буддизма центральной является проблема бытия личности. Сторонники буддизма полагают, что личность но отделена от окружающей действительности, является ее неотъемлемой частью. Бытие рассматривается ими как своеобразный психологический процесс всего окружающего мира. В проповедях основоположника этой религии - Будды - представлена ключевая идея о четырех просветленных (благородных) истинах.
В буддизме первая истина предполагает страдание. В понимании западного человека это физическая или нравственная боль. И философии страдание означает претерпевание, противоположность деятельности, состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги. В религиозных учениях страдание представляется как божья кара. Согласно буддизму страдание - это не только неприятность, но и отсутствие приятности. Поскольку страдание неразрывно связано с бытием человека как субъекта природы, то оно равноценно его неудовлетворенности существованием.
Вторая истина трактуется как путь (страстное желание) преодоления страдания, ведущий к перерождению, более высокой степени нравственной и психологической зрелости личности.
Третья истина утверждает тезис о прекращении страдания благодаря полному покою личности. Иначе, это отказ от всесторонних преобразований, зарождения и возрождения, испытаний и искуплений, вечного круговорота жизни. По сути это ликвидация динамичного состояния по отношению к статике бытия, в каких бы формах оно ни проявлялось
Четвертая истина утверждает путь достижения покоя личности и прекращения страдания. Это личное решение следовать идеям и принципам учения Будды, нравственности, созерцания и самоанализа, включая отказ от грубости, лжи, насилия, неуважения к людям.
Мировоззренческая концепция буддизма завоевала большое количество сторонников, следствием чего стали создание и организация многочисленных общин, движений, религиозных центров, монастырей, религиозных учреждений (пагод). Буддизм получил статус государственной религии в некоторых странах Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Таким государством, например, была империя Чингисхана.
Заслуга Чингисхана состояла не только в создании могущественного государства, организации управления в нем и командовании войсками, но и в развитии культуры народов Монголии. Им была введена письменность и составлен свод правил, поучений и законов «Великая Яса», дошедший до наших дней не в полном виде. Для истории управленческой мысли важны идеи Чингисхана в области управления, преобразовавшие неорганизованное, хаотичное общество в стройную, централизованно управляемую систему, в которой основными методами управления были наказание и вознаграждение.
Вкладом буддизма в управленческую мысль можно считать идеи совершенствования личности, ее развития, самоорганизации и самоконтроля.
В рамках этого религиозного учения были определены нормы этики поведения, включая отношения управления.
Другая мировая религия - христианство - утвердилась на территории Римской империи в начале I тыс. н. э. Ее становление было обусловлено стремлением римских кесарей к единовластию, многонациональным составом населения и необходимостью найти источник его консолидации, что предполагало отказ от многобожия. Христианство, возникшее в восточных провинциях Римской империи, по нравственно-этическим канонам превосходило языческие верования.
Основателем христианского вероучения был Иисус Христос, его последователей называют христианами. В Библии рассказано о том, как происходило становление христианства: «целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Первые собрания интересующихся и сочувствующих идеям и учению Иисуса Христа и его учеников проходили в непринужденной обстановке: пророки выступали, люди приходили и слу- шали. Со временем такие собрания стали преобразовываться в «раннехристианские общины» с присущими им особенностями. Первую такую общину создали ученики Иисуса Христа - двенадцать апостолов.
Христианские общины строились на принципах равенства, братства, при отсутствии культа и идеологии духовенства, а также начальствующего состава. В качестве института священства выступали пророки (апостолы, учителя, проповедники). Любой христианин мог стать пророком и заниматься пророчеством, если имел определенное число приверженцев. В том случае, если за ним признавалась особая духовная одаренность (харизма), ему доверяли руководство делами общины. Некоторые из пророков становились проповедниками. Проповедники, воспринявшие уче- ние Иисуса Христа, странствовали и просвещали людей. Переходя от общины к общине, проповедники некоторое время жили на содержании общины, а затем шли дальше, но они могли и остаться в общине и трудиться наравне с ее членами.
Люди, проникшиеся христианскими идеями, принимали крещение и сами содействовали распространению вероучения. Постепенно происходило объединение единоверцев, которые стремились помогать созданию и функционированию общины.
На определенном этапе началось приспособление христианского учения к интересам зажиточных слоев общества. Изменились и политико-правовые взгляды, характерные для раннего христианства. Вместо проповедования всеобщего равенства, которое истолковывалось как равенство перед Богом, были провозглашены преклонение перед императорской властью и повиновение начальникам. Духовенство содействовало этому, выработав правила поведения для верующих, которые предполагали соблюдение определенных обрядов, следование догматам. Епископат получал все большую власть, в том числе и в отношении имущества церкви. Сформировался и церковный аппарат, подчиненный епископату (пресвитеры, дьяконы, служки и др.). Среди христианских общин выделилась римская община, за ее епископом закрепился титул «папа» (греч. «отец»).
В IV-VI вв. церковь стала централизованной, структурированной, иерархической организацией, которая противостояла разрушительным силам римского государства. Прерогативой церкви были финансовые вопросы, которые касались, в том числе, ведения церковного хозяйства; вопросы устройства городской жизни и муниципального управления; вопросы войны и мира и борьбы за чистоту веры. Так, постепенно сформировался новый вид управления (церковное управление), ставший в один ряд с государственным, военным, хозяйственным управлением.
Каноническими книгами христиан были Ветхий Завет - Пятикнижие Моисеево и Новый Завет Иисуса Христа, который не признавали иудеи. Новый Завет - основа этико-религиозного подхода в учении Христа. В нем не только дается толкование нравственных принципов поведения христиан как представителей единой социальной однородности, но и показана организация церковного дела в борьбе с язычниками. Привлекательность христианства состояла в том, что оно основывалось на гуманизме (человеколюбии), милосердии и готовности принести себя в жертву - через покаяние, молитву, самоотвержение и смелость, проповедовало такие принципы, как справедливость, равенство положения в обществе, равенство социальных возможностей и защищенность от произвола.
Непримиримая борьба между христианами и язычниками продолжалась долгие годы. Причем приверженцы язычества зачастую получали поддержку со стороны правителей Рима. Со временем отношение к христианству стало меняться в лучшую сторону. Способствовали тому увеличение числа его сторонников, становление церковной организации, осуществление апостольской деятельности и, наконец, выступления и труды выдающихся христианских теоретиков.
Выдающимся христианским философом был Августин Аврелий. Его концепция государственности и духовной возвышенности личности (любовь к Богу) послужила основой утверждения идеологии христианства. В Средние века Августин слыл непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии вплоть до появления Фомы Аквинского (1225/26-1274). После раскола христианства на католичество и православие христианское вероучение не утратило своего влияния на государственность.
Центром православия стала Византия, католичества - Ватикан.
Значимым моментом в истории Римско-католической церкви стало создание инквизиции - судебно-представительского учреждения (X в.). В разработке документов об организации деятельности инквизиции как важного полугосударственного органа управления участвовал Игнатий Лойола, основатель монашеского ордена иезуитов. Орден был создан в 1534 г. и официально назывался «Общество Иисуса». Его члены оказали значительное влияние на развитие образования, науки, в том числе об управлении, и содействовали распространению христианского учения.
Широкая миссионерская работа католических и православных служителей утвердила христианскую веру в качестве важного компонента общественного сознания. Усиление роли христианства привело к тому, что неотъемлемым стал ритуал утверждения монархов. Христианство оказало воздействие на формирование феодального строя и присущих ему особенностей организации и управления.
Христианство утвердилось в Средневековье как детально разработанная, апробированная и целостная система общественного управления, способная соперничать со светской властью на уровне правителей стран, подменять ее и быть выше нее.
Еще одна религия, ставшая мировой, зародилась в раннем Средневековье на Востоке - это ислам. Основоположник ислама - пророк Мухаммед, проповедуя истины, которые открыл ему Бог, объединил вокруг себя сторонников. Так сложилась община приверженцев этого вероучения. Для мусульманской общины был составлен устав, определен молитвенный ритуал, построена мечеть. Для укрепления дружественных связей между мусульманами организовывались церемонии клятвоприношения.
При образовании мусульманской общины Мухаммеду пришлось выступать в роли и военачальника, и судьи, что способствовало средоточию власти в его руках. В дальнейшем город Медина, где располагалась община, с одобрения всех проживающих в нем племен был преобразован в город- государство с исламом в качестве официальной религии. Первым его главой был избран Мухаммед. Мухаммед создал письменную конституцию, в которой были определены права и обязанности как рядовых граждан, так и руководства города-государства. В конституции нашли отражение вопросы обороны, внешней политики, социальной защищенности граждан и описаны случаи, способные стать предметом судебных разбирательств. Помимо того, в ней был охвачен ряд финансовых вопросов, касающихся налогообложения, формирования бюджета, распределения военной добычи.
Как и в христианстве, в магометанстве (исламе) обнаруживаются истоки управленческой мысли. Они заложены в процессе формирования мусульманской общины, которая должна была развиваться как определенная система, существовавшая благодаря вере в одного Бога - Аллаха. Действия пророка Мухаммеда как религиозного и светского лидера, имевшие ореол божественной духовности, были управленческими: призыв к распространению новой религии, формирование боевых отрядов мусульман, раздел захваченного у поверженных врагов имущества, ведение переписки с шейхами арабских племен о принятии ислама и присоединении к формирующемуся исламскому государству.
В основе модели управления, созданной Мухаммедом, лежали следующие принципы: единобожие, равноправие и равенство всех членов, соблюдение единого ритуала при свершении религиозного культа, терпимость и уважение к представителям разных племен и народов, всеобщее братство, наличие лидера с неограниченной духовной и политической властью и высшего судьи, коллегиальность в принятии управленческих решений, выборность руководителей и активное участие членов общины в принятии важнейших для нее решений.
Идеи ислама получили широкое распространение при создании азиатских государств. Так, весьма значительный вклад в развитие управления и управленческой мысли на Ближнем Востоке и в Средней Азии внес выдающийся военачальник, политик и верховный правитель огромного государства Тимур (Тамерлан). Основатель Монгольской империи (Чингисхан) был образцом для подражания и кумиром, которому Тимур пытался следовать даже в мелочах. Главную же идею - воссоздание империи великого завоевателя - он твердо и осознанно проводил всю свою жизнь. Тимур не только завоевал и объединил многие ханства, султанаты, кочевые племена и создал новое государственное образование - империю, но и разработал ценнейший документ Средневековья уложение, в котором подробно разработал основные положения (принципы, функции, задачи и методы) управления созданным государством.
Распространению ислама во многом способствовал Арабский халифат. Постепенно, включая в свой состав все новые и новые племена арабов, халифат образовал огромное государство, официальной религией которого был ислам. Утверждение последнего на всей территории халифата стало важнейшим направлением деятельности халифов. Вместе с религиозными воззрениями в арабском мире развивалась и научная, в том числе управленческая, мысль, что способствовало налаживанию и развитию системы управления в этом огромном государстве. Работы арабских ученых послужили богатейшим источником накопления знаний об управлении. К ним относятся Аль-Белазури (ок. 820-892), Ибн аль-Кутийя (?-977), Ибн аль Мутазз (861-908), Ибн Кутайба (828 - ок. 889), ат-Табари (ок. 839-923), Омар Хайям (ок. 1048 - после 1122).
В I тыс. н. э. ярко проявила себя религиозная и философская мысль Византии. В ней сохранилось православие как самостоятельное религиозное учение и утвердилось церковное управление.
Как и во времена Римской империи, религия в Византии являлась составной частью государственного управления. Однако императоры Византии добились своего приоритета над церковными иерархами, что привело к объединению власти государства и церкви. Другим новшеством в утверждении религиозности государства стало создание института монашества.
В Византии на всем протяжении ее существования помимо правовой науки много внимания уделялось и другим наукам, в том числе богословию и истории. Последняя из них не только излагала хронологию событий, но и давала описание государственной организации, управления страной и взаимодействия с церковью.
Работы этих ученых и других видных мыслителей Византии, таких как Иоанн Дамасский (ок. 675 - 753), Иоанн Итал (вторая пол. XI в.), Иоанн Лествичник (XII в.), Иоанн Филопон (V-VI вв.), Кирилл (827-869) и Мефодий (820-885), Какавмен (X-XI вв.), а также сочинения византийских императоров вошли и «золотой фонд» мировой научной мысли, передающий последующим цивилизациям опыт и знания по управлению в различных сферах деятельности общества.
Императоры Византии умело использовали арсенал накопленных знаний, большей частью опираясь не на научные исследования, которых было не так много, а на практику своих предшественников и правителей многих стран как Запада, так и Востока. Таким образом накапливался опыт управления.
Сближение с Византией зарождающегося древнерусского государства способствовало распространению христианства на (ч о территории. Князь Владимир (ок. 960-1015) ввел в 988- 989 гг. в качестве государственной религии православие. С тех пор управление и управленческая мысль в Киевской Руси формировались в контексте религиозного сознания. Идеи христианского иероучения нашли отражение в «Русской правде», «Правде Ярославичей», «Уставе Владимира Мономаха» и других документах Киевской Руси.
Татаро-монгольское нашествие не препятствовало распространению православия. В период становления Московского государства и позднее православие еще более утвердилось в качестве важнейшего компонента правления.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1956;