Догосударственный период истории восточных славян 1 страница
Происхождение славян как научная проблема.В исторической науке нет единого мнения о происхождении славян: об их прародине — месте первоначального формирования народа, о времени выделения в самостоятельный этнос, о путях миграций, степени влияния на развитие славян той или иной культуры и др. Тем не менее, наиболее обоснованной является точка зрения, что славяне как самостоятельный этнос сформировались в середине I тыс. до н. э. в условиях тесного взаимодействия населения индоевропейского происхождения и проникших на территорию его расселения ираноязычных групп. Доказывается, что в более ранее время наблюдалось балто-славянское единство. Некоторые исследователи начинают историю славян с раннего бронзового века (от начала II тыс. до н. э.) и даже считают возможным искать истоки славянства в период распада индоевропейского единства.
Большинство российских исследователей находят славянскую прародину севернее Карпат, тогда как польские историки отстаивают междуречье Одера и Вислы. «Древней колыбелью» славян называется также Среднее Поднепровье, приводятся аргументы в пользу дунайской локализации славян (южнее Карпат), что в I тыс. до н. э. Правобережная Украина была частью «праславянского лингвоэтнического пространства». Формирование праславян происходило не изолированно. Лингвистические и археологические данные свидетельствуют о влиянии на них германцев, балтов, иранцев, кельтов, возможно — фракийцев и иллирийцев.
Впервые на страницы исторических сочинений античных авторов славяне попадают под именем венедов в I в. н. э. (Плиний Старший), но вполне вероятно, что под этим же именем римляне могли иметь в виду и какие-то германские народы, а в более раннее время подобным этнонимом назывались кельтские племена. В сочинении готского историка VI в. Иордана венеды разделены на две части — собственно славян (склавин) и антов. Славян автор размещает от низовий Дуная до Днестра, на севере ограничивая их расселение Вислой. Анты же — «самые могущественные», согласно Иордану, располагались от Днестра до Днепра. Считается, что венеды и анты — заимствованные имена (название «анты», видимо, из иранских языков), в то время как славяне — это самоназвание. Для древнего этнического самосознания важнейшей была идентификация по принципу «мы»—«они», «свои»—«чужие». Современная наука объясняет этимологию этнонима «славяне», как «ясно говорящие» (в отличие от «чужих» — «невнятно бормочущих», «немцев»).
Расселение славян в Европе.Более или менее стабильное проживание славян на их прародине было нарушено около 400 г. до н. э. широкой экспансией кельтов. Кельты, отношения которых со славянами не всегда носили мирный характер, проникли и на территорию Правобережного Днепра. Считается, что имя невров, согласно Геродоту проживавших севернее сколотов («скифов-пахарей»), имеет кельтское происхождение. На основе данных археологии и лингвистики делается вывод, что кельты к востоку и северу от Карпат очень быстро растворились среди славян. Именно в связи с натиском кельтов часть славянского населения Привисленья стала уходить на север, другая — двигаться к Днепру.
Наряду со славянами в Поднепровье проникали и западные балты, которые в языковом отношении были близки к славянам. В лесостепной зоне в III в. до н. э. проживало оседлое земледельческое скифское население. Их смешение с пришлыми славянами, балтами, а также, видимо, кельтами привело к формированию во II в. до н. э. новой археологической культуры — зарубинецкой. Предполагают, что в языковом отношении носители этой культуры были близки и балтам, и славянам, составляя отдельную диалектную группу. Приблизительно в середине I в. н. э. население южных земель Среднего Поднепровья покинуло свои поселения в связи с натиском воинственных сарматов. Частично носители зарубинецкой культуры переселились на север, часть их ушла на запад.
В III в. н. э. на территорию Северного Причерноморья из Прибалтики пришло германское племя готов, очень быстро установившее свое господство и начавшее войны с Византией. В лесостепном регионе складывалась новая археологическая культура — черняховская (III—V вв.). Ее этнический состав был довольно пестрым: находят и скифо-сарматские, и гето-дакийские, и славянские (пшеворские и зарубинецкие), и даже восточно-германские элементы. Наиболее активную роль в ареале черняховской культуры играли славяне, в среде которых постепенно растворялся ираноязычный компонент: тесное взаимодействие со скифо-сарматским населением объясняет подобные многочисленные заимствования в языке и мифологии восточных славян.
По мнению исследователей, именно к славянам, находившимся в тесном симбиозе со скифским населением (Подольско-Днепровский регион), относится наименование «анты». Сведения, приводимые готским историком Иорданом, позволяют судить о создании антами раннегосударственного образования со своим предводителем и знатью. О социальном расслоении антского общества говорят захоронения вождей, жрецов, вооруженных дружинников и беднейшего населения.
Экономика населения черняховской культуры оценивается гораздо выше предшествующих и синхронных славянских культур. В отличие от племен лесной зоны (постзарубинецкая культура) в лесостепном регионе появилось плужное земледелие. Здесь возделывали пшеницу, ячмень, рожь, овес, просо, горох, гречиху, коноплю. Усовершенствовалась техника размола зерна, для этого появились даже специальные помещения. Значительный прогресс наметился и в ремеслах: в выплавке железа и стали, ювелирном искусстве, появился гончарный круг и др. В отличие от небольших селений славянского лесного региона, для лесостепи характерны огромные села (1—1,5 км в длину), не защищенные ни искусственными, ни естественными укреплениями. Возможно, такая «беспечность» славян объяснялась не спокойной обстановкой в это время на степном пограничье, а созданием системы «коллективной безопасности» — т. н. «змиевых валов» (по другой версии, они созданы позднее — в правление Владимира Красно Солнышко в конце X в.). Антскому обществу было известно денежное обращение.
К середине IV в. готская держава в Северном Причерноморье достигла наибольшего могущества в правление царя Германариха. Но именно в это время в Приазовье появились гунны. Разгромив аланов, а затем и германское «царство», гунны вышли к Днепру, чтобы затем начать массовое вторжение в пределы Римской империи. Их орды разорили и славянские поселения, однако основные массы населения смогли укрыться. Гунны, пройдя лавиной по Европе, «очистили» территорию для широкой экспансии славян. Началась «великая славянская миграция», которая носила характер планомерной последовательной колонизации. Она была составной частью более широкого явления — Великого переселения народов.
Изменения погодных условий являлись одной из главных причин миграций в Европе. Так, первые четыре века нашей эры благоприятствовали развитию земледелия славянских и германских племен, располагавшихся в бассейнах Вислы, Одера и Эльбы. Но в конце IV в. наступило похолодание, продолжавшееся до последней четверти VI в. Увеличилось выпадение осадков, что привело к повышению уровней рек и озер, подъему грунтовых вод и разрастанию болот. Массы людей в поисках пригодных для жизни земель покинули свои поселения и двинулись в другие регионы. В основном переселенцы из Средневисленского региона (не только славяне, а также западные балты и германцы) направились на северо-восток, продвинувшись до Валдайской возвышенности. Славяне первоначально как жители лесов (таковыми рисуют их византийские историки VI в.) расселялись преимущественно вдоль больших рек, служивших в ту пору главными транспортными артериями. Местное население (иранское, балтское, а затем и финно-угорское) ассимилировалось славянами, как правило, мирным путем. В V в. также шло движение славян на запад, оттесняя при этом германцев к Эльбе и за нее. С конца века началась славянская колонизация Балкан, где они ассимилировали местных иллирийцев, далматов и фракийцев.
Обособление восточной ветви славян. На большей части территории Украины (кроме степного региона и западной ее части) и далее на восток (включая побережье Дона и Донца) формировалась новая культура, называемая археологами пеньковской (V—VII вв. и даже конец IX в.). Ее носителями были анты, в среду которых проникли переселенцы из более северных земель (киевская культура). Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский писал о том, что на востоке антские поселения («бессчетные племена антов») располагались севернее утигур (болгарское племя), обитавших на побережье Меотийского озера (Азовского моря). На данном этапе достижения предшествующего времени анты в значительной степени утратили. Так, орудия труда и бытовые предметы изготавливались уже не ремесленниками-профессионалами, а домашним способом. По сравнению с ареалом более развитой черняховской культуры территория пеньковской сократилась более чем вдвое. Последний раз анты фигурируют в «Истории» Феофилакта Симокатты под 602 г. Против антов аварский каган послал войско для истребления «союзников ромеев». Но еще более столетия пеньковская культура славян-антов известна археологам, хотя письменные источники об антах уже не упоминают, но называют славян.
Отношения аваров — тюрко- или монголоязычных кочевников — и земледельцев-славян не были мирными и добрососедскими. Как впоследствии было отмечено в «Повести временных лет»: «Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским…». Племенной союз дулебов охватывал большую территорию: Чехия, Венгрию, а также нынешние украинские земли (Волынь). Частично эта территория вошла в состав Аварского каганата. В то же время в Среднее Подунавье и далее на Балканы в связи с аварской экспансией мигрировала часть антского населения. Считается, что к антскому союзу некогда принадлежали племена сербов и хорватов. В VI—VII вв. славяне оказались и в Крыму. Позднее дулебы известны на территории Волыни и правобережной части Киевского Поднепровья, что позволило сформироваться здесь особой культуре — луки-райковецкой (VII—X вв.). В VIII—X вв. дулебские племена постепенно расширили территорию своего расселения, разделившись на родственно близкие племена волынян (или бужане), древлян, полян и дреговичей.
Анты (носители пеньковской культуры) продолжали проживать на территории Днепровского лесостепного левобережья до конца VII в. В это время сюда с восточных областей переселились большие массы нового населения, оказавшегося более активным. Пришлое население, а это были славяне, когда-то (в результате гуннского нашествия) заселившие земли Среднего Поволжья, ассимилировало местных жителей. На рубеже VII—VIII вв. «поволжские» славяне по неизвестной причине покинули места своего обитания. Возникла новая археологическая культура — волынцевская (VIII в.), которая охватывала главным образом Подесенье с бассейном Сейма и верхние течения Сулы, Псла и Ворсклы, проникая и на правый берег Днепра. Утверждается, что носителями волынцевской культуры были известные по летописи северяне. В конце VIII в., в том числе и в связи с переселением на Днепровское левобережье части населения с запада, возникла роменская культура (IX—X вв.), которая в скором времени трансформируется в древнерусскую.
Спорным остается вопрос о времени появления славян на севере Восточной Европы: называются V—VIII вв. и даже IX в. Одновременно происходило заселение славянами территорий вокруг озер Псковского и Ильменя, Полоцкого Подвинья, Смоленского Поднепровья и более восточных областей (междуречье Волги и Клязьмы). Славяне расселялись среди аборигенного балтского и частично финно-угорского населения (меря), занимая их поселения. Заселение славянами новых территорий происходило волнами, и небольшие славянские группировки оказывались окруженными туземным населением. Видимо, сюда славяне приходили из бассейна Вислы.
Восточнославянские союзы племен.Древнерусский летописец, автор «Повести временных лет», в начале XII в. еще помнил о делении восточных славян на «племена». На территории Восточной Европы он размещает 13 таких племен: полян, древлян, волынян, северян, белых хорватов, уличей, тивирцев, вятичей, дреговичей, кривичей, полочан, радимичей и ильменских словен. Историки располагают еще двумя источниками, дополняющих этнополитическую картину создания восточнославянского государства: «Баварский географ» второй половины IX в. и трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» середины X в. Немецкий источник в Восточной Европе помещает славянские «племена» busani (бужан), sittici, stadici (видимо, это составные части хорватов), unlizi (уличи), nerivani (тиверцы?), lendizi, forsderen liudi (древляне?), ruzzi (русы, которые локализуются в Среднем Поднепровье, на месте полян). В трактате Константина Багрянородного встречаются: древляне, дреговичи, кривичи, лензанины, северяне и уличи. Некоторые данные позволяют предположить, что лендизи-лензанины представляли собой обозначение какой-то части славян, поселившихся на Волыни, в то время как другая часть называлась бужане. Возможно, что лензанины — летописные поляне (от «ляда» — поле).
Поселения восточных славян VIII—IX вв. располагались гнездами, через 30—40 км между собой. Уже это свидетельствует о сложной структуре «племен», которые принято называть либо «племенными союзами», либо «союзами племен», либо «суперсоюзами», либо «союзами союзов». В летописных «племенах» накануне образования Древнерусского государства уже были разрушены племенные структуры и они представляли собой территориально-политические объединения.
Наиболее близкими между собой были племенные союзы волынян (бужан), древлян, дреговичей и полян. Ранее они составляли единое этнополитическое объединение (дулебы), но в процессе расселения разделились. Поляне осели в Среднем Поднепровье, волыняне жили на берегах Буга (отсюда их второе наименование: бужане), между ними в лесах поселились древляне. Дреговичей летописец размещает между Припятью и Двиной. В X—XII вв. продолжалась миграция восточнославянских племен. Так, дреговичи осваивали области нижнего течения Березины и левых притоков Припяти, принадлежавшие балтам, а поляне проникали на левобережье Днепра. Наибольшее внимание летописец уделил полянам, считая их более развитыми в культурном отношении. Приводится легенда об основании тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом города Киева, ставшего столицей полянского союза.
Непосредственными потомками антов были хорваты, обитавшие в Северо-Восточном Прикарпатье, уличи, расположившиеся в лесостепной зоне от Днестра до Днепра, и тиверцы, жившие в Поднестровье. Белые хорваты являлись частью большого антского племени, разделенного в ходе великой славянской миграции. В летописи сохранилась информация о том, что уличи и тиверцы некогда были довольно многолюдными племенами и «суть гради их и до сего дне». Но уже в первой половине X в. уличи и тиверцы вынуждены были покинуть места проживания в связи с натиском печенегов. Предполагают, что частично они ушли на север. В Днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна, Сула, Псел и Ворскла севернее полян проживали северяне (север или севера) — носители волынцевской культуры. На юго-востоке они соседствовали с кочевыми племенами (с конца IX в. это печенеги). Происхождение этнонима «север» связывают с иранским «черный».
Освоение славянами северного лесного региона происходило независимо от миграций в южной части Восточной Европы. Наиболее отдаленные вятичи жили на верхней Оке. Здесь в условиях ассимиляции местного финно-угорского населения была создана мощинская культура. Вятичи заселили и Рязанское Поочье, но произошло это уже в XII в. Ранее эту территорию освоили славяне, вынужденные оставить под давлением кочевников район Донского бассейна (на рубеже X и XI вв.). В бассейне Сожа в IX в. селились радимичи, в культуре которых наиболее ярко проявляются балтские элементы. Автор «Повести временных лет» объединяет радимичей, вятичей и северян — «одинъ обычай имяху: живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто…», утверждая, что «радимичи бо и вятичи от ляховъ» (археологические данные не подтверждают миграцию этих «племен» с территории Польши).
Балты участвовали и в формировании племенного союза кривичей. Отдельные группы составляли псковские кривичи, размещавшиеся в бассейнах Псковского озера и реки Великой, и смоленско-полоцкие кривичи (Подвинье и Верхнее Поднепровье). Предполагают, что и до и после VIII в. сюда проникали какие-то группировки славян (судя по находкам украшений, из дунайских земель). Часть смоленско-полоцких кривичей летопись называет полочанами. Сам этноним «кривичи», видимо, произошел от имени предводителя Крива. Самым северным славянским племенем в Восточной Европе были ильменьские словене, в генезисе которых большое место занимало прибалтийско-финское население. Возможно, еще в VI—VII вв. славяне проникли в междуречье Волги и Клязьмы. В X в. сюда они переселились из Новгородской земли (словене), а в XI—XII вв. шла миграция из Смоленской земли (кривичи).
Важным признаком, который позволяет выделить славян в среде прежнего населения Восточной Европы, являются височные кольца, не характерные ни для балтов, ни для финно-угров. У каждого племенного союза обнаруживаются свои украшения: у северян — спиральные, у дулебских племен — перстнеобразные полуторооборотные, у радимичей — семилучевые, у смоленско-полоцких кривичей — браслетообразные завязанные, у вятичей — семилопастные и др.
Хозяйство и культура восточных славян.Различия в хозяйстве между «племенами», которые названы в летописи, были незначительными. Основой экономики восточных славян являлось земледелие. Обработка земли осуществлялась с помощью рала с железным наральником. В зависимости от природных условий использовались залежная (переложная) или подсечная системы. При степном перелоге на участке выжигали траву, и земля обрабатывалась до ее полного истощения. После этого участок забрасывали, вплоть до полного восстановления травяного покрова. Подсечно-огневая система применялась в лесных районах: деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Участок использовали до истощения, а затем расчищали новый. Настоящей пахоты не велось — землю лишь рыхлили.
Такая организация земледелия вынуждала славян переходить на новые участки и селиться небольшими поселками. В сельскохозяйственной деятельности южные территории восточнославянского мира обгоняли северные. В VIII в. в степных и лесостепных районах наряду с залежным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В IX—X вв. применялась паровая двух- и трехпольная система земледелия с севооборотом яровых и озимых культур. Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего периода: рожь занимала незначительное место, а преобладала пшеница (яровая и озимая). Совсем не было овса, но славяне высеивали просо, гречиху, ячмень. Выращивали они также горох, бобы, лен и коноплю.
Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Археологи находят даже кости верблюда, свидетельствующие, вероятно, об участии славян в караванной торговле. Были распространены лесные и речные промыслы. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Пушнина, мед и воск составляли основу славянской торговли с соседями, прежде всего с Византийской империей.
Высокого уровня достигли ремесла. Из железа славянские кузнецы делали как сельскохозяйственные орудия, так и оружие. Найдены также изделия из цветных металлов (височные кольца, серьги, браслеты, перстни, фибулы, бубенчики и др.), из стекла (бусы) и глины (посуда, пряслица). Ювелиры во второй половине I тыс. освоили технику зерни и скани. Приток ювелирных изделий с Востока дал славянским мастерам образцы для подражания. С IX в. вновь стал применяться гончарный круг, хотя для домашних целей по-прежнему использовалась лепная посуда. Как и ранее были распространены косторезный промысел (проколки, гребни, рукоятки ножей, кочедыки и амулеты из кости) и обработка дерева. Повсеместно обнаруживаемые пряслица говорят о том, что едва ли не в каждом доме занимались прядением. Предполагают, что славяне во второй половине I тыс. н. э. уже знали горизонтальный ткацкий станок.
Восточнославянское язычество.Религиозные верования славян формировались во времена индоевропейского единства. Они развились из примитивных первобытных представлений и включали, как правило, целый пантеон богов, олицетворявших разные сферы хозяйственной деятельности человека или его социальной практики. Эти боги отчасти сохранились в верованиях славян и после распада индоевропейского единства, однако происходившие изменения выдвигали на первые роли иных богов. Изменения были связаны с повышением значимости земледелия, учащением грабительских и захватнических войн. Однако славяне продолжали почитать культ Рода, который являлся главным образом женского культа. Он мог как давать жизнь, так и отбирать ее, распоряжаться судьбой человека. Южнославянским языческим пряхам судьбы ( Среча и Несреча) в восточнославянском фольклоре соответствуют Доля и Недоля. Считается, что их почитание связано с греческим влиянием: до тесного соприкосновения с греками у славян не было культа судьбы.
Род играл подчиненную роль в славянском пантеоне языческих богов. Среди многочисленных языческих божеств наиболее почитаемым стал бог-громовник: у балтов — Перкунас, а у восточных славян — Перун. Прокопий Кесарийский отмечал: «… они [славяне] считают, что один их богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных». Об этом сообщает и «Повесть временных лет»: когда в 980 г. Владимир Святославич осуществлял религиозную реформу, он сделал попытку еще больше возвеличить идолов, символизировавших главнейших языческих богов восточных славян: «… постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».
Бог-громовержец Перун был и небесным патроном князя и дружины. В индоевропейской традиции бог грозы связывался с военными функциями и считался покровителем воинов. «Чуждыми мифологическому сознанию населения Древней Руси» исследователи считают божеств иранского происхождения Хорса и Симаргла. Если Хорс, солнечное божество, встречается и в других древнерусских источниках, то о Симаргле никаких сведений не сохранилось (он находит прямые аналогии в иранской мифологии). Хорс не отделяется от Дажьбога, их функции совпадают. Дажьбог, который известен еще с праславянских времен, отождествляется с Солнцем и является сыном Сварога — бога огня. Он — общеславянский бог, а Хорс — восточнославянский бог Солнца.
Имя и функции Стрибога точно не выяснены. В «Слове о полку Игореве» «стрибожьими внуками» названы ветры, поэтому есть предположение, что Стрибог был отцом бога ветров, возможно, Вия. Он наделяется функциями могучего производителя стихийных явлений, повелителя стихий. Единственное женское божество, вошедшее в пантеон князя Владимира — Мокошь. Ее имя связывают с корнем слов «мокрый, мокнуть» или с праславянским — «прядение». Мокошь являлась богиней прядения, плетения и других женских домашних работ, была покровительницей сватовства, брака.
Попытка киевского князя Владимира провести религиозную реформу на основе «упорядочения» пантеона языческих богов свидетельствовала о важных изменениях, происходивших в восточнославянском (уже древнерусском) обществе. Укрепление власти киевского князя, создание государственной структуры, изменения в хозяйстве и укладе жизни сказывались на мировоззрении населения древней Руси. Монархический строй оказывался земной моделью для монотеизма. Одним из результатов этих изменений позднее явилось принятие христианства
Важные изменения в общественно-политической жизни восточных славян. Наряду с развитием хозяйственной деятельности происходили перемены и в социальной области. В новых условиях малые семьи (жена-муж-дети) оказывались способными сами себя прокормить. Родовые общины распались еще раньше, трансформировавшись в патриархальные большесемейные общины. Шло формирование соседской общины, члены которой были связаны по территориальному, а не родственному принципу. Славянское общество оказывалось способным содержать группу людей, не задействованных в непосредственном производстве. Эти люди становились профессиональными управленцами или посредниками в духовной жизни человека. Функция руководства (военного или повседневного — урегулирование конфликтов внутри общества, суд) переходила в руки узкой группы людей, становилась наследственной. Стала выделяться родовая знать, владевшая богатством, а также племенные вожди (князья). Первоначально князья в славянской среде — исключительно военные предводители. Продолжали играть заметную роль в общественной жизни славян и старейшины. Вначале это были умудренные жизненным опытом люди. Характерно и функционирование органа народного самоуправления — веча.
Большую роль у славян, как и во всех обществах, находившихся на стадии, непосредственно предшествующей созданию государства, играла военная добыча, Племенные вожди возглавляли набеги на Византию задобычей там рабов и предметов роскоши. Часть награбленного князья распределяли между соплеменниками, что повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей. Вокруг князей складывались дружины — группы постоянных боевых соратников, профессиональных воинов, советников и даже друзей князя. С появлением дружины свою роль не утратило всеобщее вооружение народа, ополчение. Считается, что появление дружины является важным этапом в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.
Усиление княжеской власти приводило к тому, что у восточных славян, вероятно, уже в VIII в. возникли «племенные княжения». В летописных рассказах не существует обозначений для этнокультурных и политических общностей различных уровней, все они носят название «племя». Основным признаком выделения «племенных княжений» является наличие в них княжеской власти. По летописцу, «свое княжение» было у полян, древлян, дреговичей, ильменских словен и полочан. В византийских источниках славянские этнополитические объединения называются «Славиниями». Так, Константин Багрянородный писал о существовании «Славиний» «вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян», т. е. древлян, дреговичей, кривичей и северян. Поэтому и историки условно обозначают эти объединения «Славиниями», выделяя два типа: «племенные княжества» и «союзы племенных княжеств». В племенных княжениях сформировалась наследственная княжеская власть с широкими полномочиями, хотя сохранялся институт народного собрания — высшего органа самоуправления. Племенные княжения еще не были государствами, их можно охарактеризовать термином, заимствованным из политической антропологии, — «чифдом», т. е. «вождества».
И в IX—X вв. продолжались миграции славян: большие массы населения пришли в Восточную Европу из Среднего Подунавья, что было связано с разгромом венграми Великоморавской державы. Пришельцы расселились по всему восточнославянскому региону, принеся передовые навыки в ремесле и сельском хозяйстве, идею государственности.
В IX—X вв. в результате произошедших перемен в славянском обществе активизировалось развитие торговли, шло формирование денежной системы, стали возникать города как торговые, ремесленные, военно-политические и идеологические центры. Именно городское население, формировавшееся из представителей разных племен и регионов, становилось основой для создания единой материальной и духовной культуры на всей территории Руси и, в конечном итоге, возникновения древнерусской народности. В конце IX в. в Восточной Европе формировалось Древнерусское государство —Древняя (Киевская) Русь.
Глава 2. Древняя Русь (конец IX — начало XII в.)
«Люди Севера» и Западная Европа.Для большей части населения Европы IX в. прошел в постоянном страхе перед набегами организованных грабителей. В итальянском городе Модена жители возносили молитвы «против стрел венгерцев», в северной Франции сложили молитву «от свирепых норманнов». Настоящий шок испытали жители западноевропейских городов в связи с жестокостью выходцев из Скандинавии норманнов (букв. «людей Севера») — данов, свеонов, ётов, норвежцев. После распада Франкской империи (843) организовать защиту населения оказались неспособны и государственная власть, и отдельные феодалы.
«Люди Севера» в разных странах были известны под разными именами: во Франции — как норманны, в Англии — датчане, в Ирландии — финнгалл («светлые чужеземцы» — норвежцы») и дубгалл («темные чужеземцы» — датчане), в Германии — аскеманны, в арабской Испании — ал-урдуманийун, в Византии — варанги, среди восточных славян — варяги. На родине они звались викингами. По одному из многих редположений, это название происходило от глагола «vikja» — «уходить на сторону, сворачивать» и обозначало человека, покинувшего родину и ушедшего пиратствовать в море. Земледелец легко на лето или несколько сезонов уходил в «viking», чтобы потом вернуться к своему прежнему занятию. «Варяга» древнерусских источников связывают с «var» — «клятва, присяга, договор, соглашение», и производным от него «váringr» — «союзник, член корпорации».
Термины «варяг» и «викинг» не имели этнического значения. Так, для арабов «варяг» — это воин-купец с побережья Балтийского моря. Название выходцев со Скандинавии некоторое время могло подменяться и термином «русы». В источниках различного происхождения (в том числе и в «Повести временных лет») русы отождествляются со скандинавами (точнее — со свеонами). Со временем термин «русы» прочно утвердился за восточнославянским населением, но западноевропейские авторы часто путали русов с «северными людьми». Епископ Кремоны Лиутпранд (X в.) писал: «Есть некий народ, живущий в северной части, который по физическим признакам греки называют русами, а мы по положению местности называем норманнами».
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 948;